Что такое f 1.8 на объективе. Зачем мне нужны светосильные объективы

Артем Кашканов, 2012

Продолжаем тестировать объективы под кропнутые зеркалки Canon. В прошлый раз объектами нашего исследования были . Сегодня мы поднимемся на ступеньку выше и попробуем выбрать светосильный штатный зум-объектив из класса полупрофессиональных объективов от Canon, Sigma, Tamron. В качестве испытуемых выберем 5 объективов, диапазон фокусных расстояний у ктороых начинается с 17 мм, а светосила с f/2.8 (за исключением Canon 17-40mm f/4L он здесь присутствует для сравнения "обычных" объективов и сопоставимых им по цене и области применения "элек").

В этой статье будет проведено сравнение результатов, полученных во время лабораторного тестирования следующих объективов:

Подробнее об объективах

Название Описание
Этот объектив считается флагманом оптики семейства EF-S. По диапазону фокусных расстояний практически не отличается от китового объектива, но позиционируется на два класса выше. По стоимости этот объектив превосходит некоторые "эльки" (17-40, 24-105). Из дополнительных опций имеет стабилизатор изображения и ультразвуковую фокусировку

Разрешающая способность

Разрешающая способность измеряется в количестве пар горизонтальных черно-белых штрихов на 1 мм изображения, проецируемого объективом на матрицу, на графике она обозначена как величина lw/ph. На приведенных ниже графиках показано сравнение разрешающей способности на разных фокусных расстояниях и при рразных значениях диафрагмы.

Разрешающая способность на полностью открытой диафрагме

Почти всегда качество картинки при полностью открытой диафрагме - это пол, ниже которого не упадешь. Однако, несмотря на это, снимать в этом режиме приходится довольно регулярно, в частности, когда не хватает света. Посмотрим, как поведут себя объективы в этом тесте.

У каждого каждого объектива сравнивалась разрешающая способность при разных фокусных расстояниях. Синий столбик на диаграмме соответствует "короткому концу", то есть 17 мм, красный столбик - фокусному расстоянию - 24 мм (чаще всего используется для повседневной съемки), зеленый столбик - разрешающая способность на максимальном фокусном расстоянии.

Разрешающая способность по краю кадра всегда ниже, чем в центре кадра. Для построения графиков использовались средние арифметические между центром и краем. Чем больше показатели, тем лучше.

Сразу нарисовались три лидера - Canon 17-55, Canon 17-40L и Sigma 17-50.

На коротком конце самый резкий Canon 17-55, на 24 мм - Sigma 17-50, на длинном - Canon 17-40L (правда длинный конец у него короче чем у конкурентов на 10 мм:) - в общем и целом - паритет. Canon 17-55 и Canon 17-40 показывают очень похожие результаты - отличия минимальны. По всей видимости это говорит о том, что "коньяк "Три звезды" и "Пять звезд" разливается из одной бочки".

У Tamron 17-50 и Sigma 17-70 дела обстоят хуже, но они опять же играют на равных между собой. У Sigma 17-70 чуть ниже третий столбик, но и само фокусное расстояние у нее больше.

Максимальная разрешающая способность

При закрытии диафрагмы качество изображения у всех объективов увеличивается. Как правило пик разрешающей способности приходится на диафрагму f/5.6 - 8. Для каждого объектива был выбран оптимальный режим, когда средняя разрешающая способность становилась максимальной для данного фокусного расстояния. Смотрим график, чем больше показатели, тем лучше.

Sigma 17-50 оказалась в этом тесте лидером, незначительно опередив Canon 17-55 (по среднему арифметическому - 2356 lw/ph против 2338 lw/ph). Кропнутый Canon 17-55, в свою очередь, "обставил" своего коллегу по цеху Canon 17-40L. И это при том, что у 17-55 светосила f/2.8! Если зажать диафрагму до f/4 и сравнить его с Canon 17-40L, то у последнего шансов нет - Canon 17-55 более резок! Объективы Sigma 17-70 демонстрируют неплохие результаты на коротком конце, но потом быстро "сдувается". Tamron 17-50 по показанным результатам мало чем отличается от Sigma 17-70.

Итоги первого раунда

Объективы Canon (оба) и Sigma 17-50 выступили практически на равных. Canon"ы дают более четкую картинку на открытой диафрагме, Sigma 17-50 им немного проигрывает, однако при зажатии диафрагмы все же на самую малость опережает их! Следующей за ними идет пара Sigma 17-70 и Tamron 17-50 - их результаты тоже очень близки, но Sigma 17-70 все же оказалась чуть лучше.

Хроматические аберрации

Что такое ХА, я думаю, подробно расписывать не надо - цветные каемки вокруг темных объектов на светлом фоне видели все.

Больше всего хроматическим аберрациям оказались подвержены объективы, у которых диапазон фокусных расстояний смещен в сторону широкого угла. Кратность зума также играет в этом отрицательную роль. Сильнее всего ХА проявляются при съемке на минимальном фокусном расстоянии и полностью открытой диафрагме. Чем меньше ХА, тем лучше.

Объективы Canon показали самую "чистую" картинку, средняя ширина хроматических аберраций не превысила 1 пиксель. Объективы Sigma и Tamron уступили Canon"у у них хроматические аберрации сильнее на 15-20%. В принципе, этот результат тоже вполне приемлемый - в RAW-конверторе такие ХА можно бесследно убрать.

Дисторсия

Это сравнение выявить, какой объектив сильнее "тянет углы" и "гнет прямые". Дисторсия бывает двух типов - отрицательная (когда картинка выглядит выпуклой) и положительной (соответственно, когда картинка "вогнутая"). Отрицательная дисторсия, как правило, присутствует на коротоком конце, но с увеличением фокусного расстояния она становится положительной. Чем меньше дисторсия по абсолютному значению, тем лучше.

Трудно однозначно определить победителя путем математических вычислений. Разумнее будет принять следующую систему оценки. Дисторсия менее 1.5-2% (не важно какая - положительная или отрицательная) в большинстве случаев практически не заметна. Поэтому, пусть лучше она будет в обе стороны, но понемногу, чем сильная в одну сторону.

В этом тесте объективы Canon опять одерживают победу. За ними идут объективы Sigma, а Tamron 17-50 получает шуточную награду "за самые кривые стены на коротком конце" :)

Виньетирование

Виньетирование - это затемнение углов кадра. Наиболее сильным оно бывает на минимальном фокусном расстоянии и полностью открытой диафрагме. Для каждого объектива было осуществлено 3 измерения - на коротком конце, на 24 мм и на длинном конце. Измерения происходили с максимально открытой диафрагмой (для данного фокусного расстояния). Чем меньше виньетирование, тем лучше.

Меньше всего виньетирование проявляется у Canon 17-40L - не удивительно, у полнокадровых объективов круг формируемого изображения больше, чем у "кропнутых", поэтому на кроп попадает только центральная часть изображения и затемненные углы оказываются за пределами матрицы. Sigma и Tamron показывают средние результаты, а Canon 17-55 оказывается в этом испытании на последнем месте.

Механические характеристики

Механические характеристики объектива не имеют прямого отношения к качеству изображения, но во многом определяют срок службы объектива, удобство его в использовании, четкость работы автофокуса, стабилизации (в случае ее наличия). Результаты этого теста взяты из подведения итогов об объективах на сайте photozone.ru.

Шкала оценок 5-бальная:

  • 1 балл - очень плохо
  • 2 балла - ниже среднего
  • 3 балла - "добротный средний класс"
  • 4 балла - очень хорошо, но есть небольшие придирки
  • 5 баллов - идеально!

Вот так распределились оценки механической части тестируемых объективов:

Лучшим оказался Canon 17-40L, остальные участники поделили между собой второе место.

Подведение итогов

Немного о системе оценки. Место, занятое объективом в той или иной номинации соответствовало баллам, присвоенным объективу. Баллы по всем номинациям складывались. Получалось, что чем меньше итоговый балл, тем лучше. Получается, что баллы "штрафные". Чтобы получить результат, нужно вычесть эти штрафные баллы из какого-то начального числа. Это число соответствует объективу, занявшего бы во всех номинациях последнее место, то есть "нулевым уровнем", от которого будем дальше отталкиваться.

Кроме того, для тестов разных были введены весовые коэффициенты от 1 (то, что можно исправить в редакторе) до 3 (критически важная характеристика):

  • Разрешающая способность: 3 (если объектив "мылит", то ни в каком редакторе это не исправишь)
  • Хроматические аберрации: 1 (правится в RAW)
  • Дисторсия: 1 (правится в RAW)
  • Виньетирование: 1 (правится в RAW)
  • Механическая часть: 3 (долговечность, удобство в использовании)
  • Универсальность (фокусные расстояния): 2 (важная, но субъективная характеристика)

Синий столбец на диаграмме - набранный итоговый балл, чем больше, тем лучше.

Красный столбец на диаграмме обозначает среднюю розничную цену (в тысячах рублей) на момент публикации статьи.

Победителем по общему количеству баллов стала Sigma 17-50 - очень неожиданный результат! Причем обратите внимание на стоимость объектива - по соотношению цена/качество объективу Sigma 17-50/2.8 в данном классе нет равных! Однако, сразу оговорюсь - это только цифры. Если посмотреть, отзывы о данном объективе на том же foto.ru - у кого-то "желтит", у кого-то, наоборот, "холодит", у кого-то люфтит в байонете, промахивается при фокусировке и так далее - мелочи, а неприятно. Более чем уверен, что масштаб ужаса, живописуемого в этих слухах и баснях можно смело делить на 2, однако факт остается фактом - качество нестабильно, нужно быть внимательным при выборе. Если сможете подобрать "удачный экземпляр", SIGMA AF 17-50 mm f/2.8 EX DC OS HSM станет замечательной покупкой!

Canon 17-55 и Canon 17-40L набрали одинаковое количество баллов. Однако, учитывая цену расплаты за красное колечко - сниженную светсилу и уменьшенный зум, объективу Canon 17-40/4L на кропе делать практически нечего - наиболее удачными с точки зрения цена/качество будет Sigma 17-50/2.8, а с точки зрения цена/качество+предсказуемость - Canon 17-55/2.8.

Что касается Canon 17-55, отрицательных отзывов о нем очень мало. Основой его недостатк - это конструкция, способствующая засасыванию пыли внутрь объектива. В принципе, если эксплуатировать аккуратно, бояться нечего - единичные пылинки не страшны, они не оказывают никакого влияния на качество картинки. Однако, если вы планируете работать в "пыльных" условиях, лучше все же взять Canon 17-40L - у него пылезащита реализована намного лучше.

Tamron 17-50 выглядит "серой мышкой" на фоне конкурентов в своем классе, и по совокупности параметров может соперничать только с Sigma 17-70 - объектива из более низкого класса. Покупать Tamron 17-50 стоит лишь в том случае, если позарез нужен светосильный зум, а чуть добавить и взять Sigma 17-50 нет возможности. В остальном плюсов, кроме относительно низкой стоимости, нет (опять же по сравнению с конкурентами).

Sigma 17-70 заняла последнее место, что в принципе, и ожидалось. Ее следовало бы протестировать с объективми ниже классом, тогда, я уверен она бы она заняла хоть и не первое, но и не последнее место.

p.s. Данный анализ был проведен исключительно по результатам лабораторных испытаний, которые можно измерить численно. Предполагается, что все тестовые экземпляры объективов, упомянутых в статье оказались "удачными" - без фронт-бэкфокусов, перекосов ГРИП и т.д. Анализ цветопередачи, бликоустойчивости, рисунка размытия, скоростных характеристик и всего остального не проводился по причине отсутствия исходных данных.

Текст статьи обновлён: 3.09.2019

Десятки часов, проведенных на форумах для фотографов, консультаций на тему того, какую камеру лучше взять фотолюбителю, метание от зеркалок Canon к беззеркалкам Sony, от полного кадра Nikon к системе Micro 4/3 от Olympus или Panasonic. И вот, наконец, муки выбора закончились — вы купили свой первый фотоаппарат. Скорее всего, он приобретен с КИТовым объективом, у которого — универсальный диапазон фокусных расстояний и небольшая светосила. Вы – счастливый фотолюбитель, если на этом остановились и снимаете в удовольствие тем, что есть. Если же, со временем, качество фото с КИТа перестает удовлетворять, горе вам, несчастный. Давайте сегодня посмотрим, какую оптику можно взять на КРОПнутую матрицу в широкоугольном диапазоне и протестируем широкоугольный фикс Samyang 12mm f/2.0 NCS CS Fujifilm X на беззеркалке Fujifilm X-T2.

  1. Обсуждаем, какой объектив можно взять на любые КРОПнутые фотоаппараты вместо штатного.
  2. Правила съемки на широкоугольный объектив.
  3. Какой ширик можно взять на Sony A6000, A6300 и A6500.
  4. Конкуренты Samyang 12mm f/2.0 NCS CS. Несколько примеров фото на Laowa 9mm f/2.8 Zero-D с тушкой Fujifilm X-T2.
  5. Технические характеристики Самъянг 12/2.
  6. Заключение к обзору.

1. Какой объектив купить на замену КИТовому для КРОПнутых зеркалок Sony A6000, A6300 и A6500 или Fujifilm X

Давайте сначала разберемся, чем хорош или чем плох КИТовый штатник. Чаще всего, он имеет не очень выдающиеся оптические свойства (разрешающая способность, хроматические аберрации, дисторсия) и он темнее, чем нормальные объективы, то есть имеет светосилу f/3.5 на широком конце, f/5.6 на длинном конце.

Что дает светосила? Возможность фотографировать при плохом освещении с меньшим ИСО, а значит, получить изображение с низким уровнем цифровых шумов, большим динамическим диапазоном и большей глубиной цвета.

Простой пример: если при f/2.0 светосильного фикса нам для обеспечения заданного времени экспозиции пришлось выставить ИСО 800 (что еще терпимо для КРОПнутой матрицы), то на f/5.6 у КИТа понадобится для той же выдержки ИСО 3200 (что очень много).

Заменить штатник можно фиксами или более качественным зумом. У каждого подхода есть плюсы и минусы, но я для себя выбрал дорогу зумов. Когда у меня спрашивают, какой объектив купить вместо штатного, я советую начать с приобретения «святой троицы»: светосильных зумов со следующими эквивалентными фокусными расстояниями (то есть, при пересчете на полный кадр):

  • 14-24mm f/2.8;
  • 24-70mm f/2.8;
  • 70-200mm f2.8.

Цифры в этом списке касаются оптики для полнокадровых фотоаппаратов. Чтобы пересчитать их в значения, подходящие для вашей камеры, нужно поделить на кроп-фактор: для Sony E-mount, Nikon F и Fujifilm X – Кf=1,5, для Olympus и Panasonic системы Micro 4/3 – Кf=2, для Canon – Кf=1,6. Тогда у нас получается (после округления):

  1. Сони, Никон и Фуджи Х – зум с ФР 10-16 мм.
  2. Кэнон — зум 9-15 мм.
  3. Олимпус и Панасоник — 7-12 мм.

Напомню, что объективы с ЭФР 14-24 мм условно относятся к сверхширокоугольным, 24-35 мм – к широкоугольным, 35-70 мм – к оптике с нормальным углом зрения, 70-300 мм – длиннофокусные, 300-800 мм и более – сверхдлинофокусные.

Если вы планируете заниматься фотографией серьезно, то без этих трех типов линз не обойтись. Есть еще макрообъективы, тилт-шифты, но они имеют более специфичное применение.

Среди фотографов часто случаются споры, нужна или нет светосила ширику, ведь им часто снимают пейзажи – используется светосила f/8.0-f/11.0, поэтому зачем платить огромные деньги, например, за Fujinon XF 8-16mm f/2.8 (цена 2000 USD), если можно купить Fujinon XF 10-24mm f/4.0 (цена 850 USD).

Мое мнение: для пейзажей, действительно, достаточно полусветосильной версии f/4. Но ширик нужен и для многих других жанров (стрит-фото, свадьбы, крещение, корпоративны, дни рождения, астрофотографии и т.п.), где требуется размыть фон и получить больше света на матрицу.

Давайте посмотрим, насколько часто ширик используется профессиональными фотографами. Например, зайдем на сайт MyWed и в разделе «Лучшие фото за год» посчитаем, какие кадры сняты на этот тип оптики.

Видим, что из 25 фото на первой странице 18 снимков получены на ширик (отметил значком «галка»). Ого, получается, что свадебные фотографы фотографируют 72% времени на широкоугольные объективы!

Ну, может быть, они сумасшедшие? Давайте зайдем на сайт издательства «Коммерсантъ» и посмотрим, на что снимают профессиональные фотожурналисты.

Хм… Снова, из 24 заглавных снимков 14 сняты на широкоугольный объектив (58%). Если заглянуть внутрь статьи, то и там будет огромное количество кадров с этой оптики.

ОК! Свадебщики, профессиональные фотожурналисты… Всё это специфичные области. А на что фотографируют, отправляясь в путешествие по дальним странам? Набираю в поисковой строке фразу «travel photographer of the year award» (тревел-фотограф года, награда). Аж 23 снимка из 48 получены также на ширик (48%)!

Почему сверхширокугольный диапазон (ФР 14-24 мм) так популярен у профессиональных фотографов, снимающих в различных жанрах? Потому что широкоугольный объектив обладает рядом особенностей:

  1. Картинка буквально втягивает зрителя в кадр. Никакая другая линза не даст такого чувства присутствия, как ширик.
  2. С помощью этой оптики моно показать и объект, и его окружение, среду обитания, что очень важно для создания истории в кадре.

Космические цены на зум 14-24mm f/2.8 заставляют сто раз подумать любого фотографа. На свой полный кадр Nikon D610 я так и не купил Nikon 14-24mm f/2.8 – он не только дорогой, но и здоровый, тяжелый. Пока, я обхожусь съемкой на мой любимый сверхширокоугольный фикс Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC AE Nikon F. Учитывая, что я владею зумом Nikon 24-70mm f/2.8G, фокусное расстояние 24 мм у меня закрыто. Для полного счастья не хватает фикса на 20 мм, то есть Samyang 20mm f/1.8 ED AS UMC Nikon F.

Если вернуться к владельцам камер Fujifilm X, то для них идеальный, в моем представлении, стартовый набор качественной оптики может включать:

  1. Универсальный зум Fujinon XF 16-55mm F/2.8 R LM WR.
  2. Телезум Fujinon XF 50-140mm F2.8 R LM OIS WR.
  3. Два фикса – ширики под КРОП: Samyang 10mm f/2.8 ED AS NCS CS Fuji X и Samyang 12mm f/2.0 NCS CS Fujifilm X.

Я попросил Павла дать небольшой комментарий к сегодняшним примерам фотографий. Вот, что он мне сообщил:

  • Все снимки получены в формате RAF и обработаны затем в редакторе Capture One . В « Photoshop » — ресайз для сайта и, местами, небольшая ретушь.
  • В отличие от Samyang 14 mm f /2.8, славящегося тем, что риска «Бесконечность» не совпадает с реальным положением, в Samyang 12 mm f /2 такой проблемы нет: но, если перекрутить кольцо фокусировки чуть далее за риску, то резкость потеряется. Поэтому во время фокусировки всегда нужно смотреть на объектив.
  • Для своего Самъянг 14/2,8 мне пришлось скачать профиль объектива и установить его в базу Lightroom . Из-за того, что в камере такого профиля нет, в формате Jpeg на него не поснимаешь – волнообразная дисторсия (убирается в редакторе, если снимал в RAW ). В объективе Самъянг 12/2 Павел такой дисторсии не наблюдает (но он и не фотографировал еще в Jpeg ), в редактре Capture One никакого профиля не применяет.
  • Данный ширик продается без чипа, поэтому в EXIF нельзя посмотреть, на какую диафрагму снято фото.

Фотографии, присланные для статьи Павлом, сняты в отпуске во время возвращения его семьи из Владивостока. Серия называется «Путь домой». В ней есть также снимки, сфотографированные на Fujifilm X-T2 и штатный зум Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS (Паша взял его в дополнение к тяжелому Fujinon XF 16-55mm F/2.8 R LM WR, чтобы облегчить фоторюкзак), светосильный телевик Fujinon XF 50-140mm F/2.8 R LM OIS WR. Эти фотографии я тоже включил в обзор: во-первых, есть возможность сравнить картинку с Samyang 12 mm f /2 и с родных линз; во-вторых, не прерывается повествование фотоистории.

Поскольку в моделях Fujifilm X-Pro2, Fujifilm X-T2, X-T20 и Fujifilm X-E3 стоит одна и та же матрица X-Trans III, считайте, что сегодня будем тестировать объектив и с этими фотоаппаратами. Кроме того, различия в картинке с предыдущим поколением сенсоров X-Trans II исчезающе малы – считайте, что смотрите примеры на Fuji X-T1, Fuji X-Pro1, Fujifilm X-T1, Fujifilm X-T10 и Fujifilm X-E2s.

А еще, данная модель выпускается под байонеты Canon M, Micro 4/3, Sony E, Samsung NX – считайте, на Sony A6500 или Samsung NX 3300, картинка будет такая же (на микре Olympus OM-D E-M1 Mark II эквивалентное фокусное расстояние будет узким: 24 мм).

Компания «Samyang Optics» основана в Южной Корее в 1972 году, в городе Масан. Занималась производством объективов, систем видеонаблюдения и аксессуаров для фотографии. На рынке объективы продавались под целым ворохом торговых марок: Vivitar, Falcon, Gloxy, Rokinon, Walimex, Bower, Opteka, Bell и Howell, Polar и Pro-Optic. Качеством не блистали. В 2004 году произошло слияние с японской фирмой по производству видеокамер для наружного наблюдения Seikou, и дела постепенно стали налаживаться.

Я познакомился с продукцией компании в 2013 году, купив для своей зеркалки Nikon D5100 ширик Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC AE, и сразу же влюбился в него. Конкурентоспособная цена и отличное качество картинки! Недостаток – ручная фокусировка.

За прошедшие 5 лет фирма много сделала для развития бренда, для улучшения качества продуктов. Сегодня в портфолио Samyang (на рынке США эти объективы именуются Rokinon) 6 групп продукции:

  1. Автофокусные линзы под байонет Sony FE. Также августе 2018 анонсирован Samyang AF 14mm f/2.8 для Nikon F – тоже с автоматической фокусировкой. В маркировке этой группы стоит аббревиатура AF.
  2. Премиальные светосильные фиксы, способные разрешать матрицу 50 Мп и 8K видео. Выпускаются под байонеты Canon EF (одна модель – для Nikon F). В обозначении – XP.
  3. Больше двух десятков моделей обычных мануальных фиксов под байонеты Canon, Nikon, Pentax, Sony A и FE, Canon M, Fujifilm X, Samsung NX и Micro 4/3.
  4. Кинообъективы. В обозначении – VDSLR. Для разных фотоаппаратов и кинокамер Nikon, Canon, Pentax, Sony Alpha.
  5. Профессиональные кинообъективы под байонет PL, Canon EF, Nikon F, Sony E и Micro 4/3. Продаются под торговой маркой “XEEN”.
  6. Станции для настройки автофокуса объективов Samyang с байонетом Canon EF и Sony E.

Модель Samyang 12mm f/2.0 NCS CS специфичная, так как выпускается только для использования на КРОПнутых беззеркалок Fujifilm X, Sony Alpha и Sony NEX, Olympus OM-D. Конструкция отличается малым рабочим отрезком – именно этим определяется возможность ставить объективы именно на беззеркальную систему.

Также нужно отметить, что Самъянг 12/2 – самый светосильный широкоугольный объектив под матрицу APS-C. Со светосилой f/2.0 и широким углом обзора (почти 99°) она идеально подходит для съемки звезд. Напомню, что в астросъемке фотографы руководствуются «правилом 600», которое гласит, что максимальная выдержка, при которой можно снять звезды резкими (чтобы они были точками и не черточками из-за вращения земли при фотографировании на длинной выдержке), рассчитывается по формуле:

В max =600/ФР, где ФР – фокусное расстояние объектива.

Так, для данной модели: В sam =600/12=50 секунд.

Если мы возьмем фирменный зум Fujinon XF 10-24mm F4 R OIS, на широком конце он позволит еще удлинить выдержку. В fuji =600/10=60 секунд. Но для f/4 при съемке ночью потребуется гораздо сильнее поднимать ИСО: где с Самъянг 12/2 достаточно ИСО 1600, там с Фуджи 10-24/4 нужны ИСО 3200. Есть разница?

Современные беззеркалки типа Olympus ON-D E-M1 Mark 2 или Fujifilm X-T3 напрямую конкурируют с зеркалками. Появление компактного и легкого ширика под КРОП усиливает их конкурентное преимущество перед зеркальными моделями Nikon и Canon.

По конструкции КРОПнутый Samyang 12mm f/2.0 очень похож на мой полнокадровый Samyang 14mm f/2.8. Кольцо смены диафрагмы «кликает» через каждый полстопа в диапазоне от f/2.0 до f/22.0. Оно разделено пластиковой вставкой от второго кольца, отвечающего за ручную настройку фокуса (широкое, вращается плавно). Требуется ¼ поворота для фокусировки от минимальной дистанции до бесконечности, что не очень удобно. Передняя линза не вращается. В отличие от моего ширика Самъянг 14/2.8, на Самъянг 12/2 можно прикрутить полярик или нейтральный ND-фильтр диаметром D=67 мм. На мой взгляд, это огромное преимущество данного объектива.

Размер Samyang 12mm f/2.0 NCS CS очень близок к родному фиксу Fujinon XF 14mm f/2.8R и немного меньше, чем Zeiss Touit 2.8/12, а светосилы на целых 100 больше.

Фокусировка . К сожалению, на корпусе линзы не нанесена маркировка ГРИП, что не очень удобно для светосильного фикса. Поэтому настраиваться на гиперфокальное расстояние немного сложнее, чем могло быть. Но тут на помощь приходят функции «Focus Peaking» (подсветка цветом резких контуров объектов) и «Увеличительная лупа» – фишки беззеркалок Sony, Fujifilm и Olympus.

По отзывам владельцев на форумах, объективы Самъянг 12/2 могут иметь такую же болячку, как и мой Самъянг 14/2.8: несовпадение рисок бесконечности с реальным ее положением. Лечится откручиванием винтиков или наклейкой полоски скотча с правильной маркировкой.

Вот видео на испанском языке, где рассказывается, как побороть этот недостаток с бесконечностью (включите на Youtube субтитры на русском языке).

Я не буду сейчас описывать характеристики дисторсии, виньетирования, аберрации устойчивости к засветкам и приводить графики MTF. С ними можно ознакомиться в любом обзоре. Примеры от Павла Черталёва с его камеры Fujifilm X-T2 говорят сами за себя: качество изображения за эту цену у корейского фикса – на 5 баллов!

2. Как правильно фотографировать широкоугольным объективом Samyang 12mm f/2.0 NCS CS

Фотографы могут снять потрясающие фотографии на ширик, а могут получить слабые, в композиционном плане, снимки. Дело в том, что данный тип оптики очень сильно растягивает перспективу: объекты на переднем плане кажутся в разы крупнее, чем на заднем. Чтобы снять на ширик хорошую фотографию, нужно соблюдать ряд правил:

  1. Широкоугольный объектив нужен, как правило, не для того, чтобы больше уместить в кадр, а, чтобы подойти ближе к объекту съемки.
  2. На снимке должен присутствовать четко выраженный СВКЦ (сюжетно важный композиционный центр).
  3. Чрезвычайно широкий угол обзора позволяет вместить в кадр слишком много объектов. Нужно следить, чтобы не возникла мешанина.
  4. Ставить людей следует ближе к центру кадра, чтобы уменьшить искажения.

3. Альтернативные широкоугольные объективы для беззеркальных фотоаппаратов Fujifilm X и кропнутых Sony Alpha 6000-й серии

Для КРОПа компания «Sony» светосильный зум не выпускает, поэтому владельцам остается лишь брать средний по светосиле Sony 10-18mm f/4 (SEL-1018) или полнокадровый Sony FE 12-24mm f/4 G (SEL1224G), зум со средним диапазоном фокусных расстояний Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* E 16-70mm f/4 ZA OSS (SEL-1670Z) и телевик для полного кадра Sony FE 70-200mm f/2.8 GM OSS (SEL-70200GM).

За те цены, что за эту оптику просят, проще купить зеркальную камеру или машину. В статье на рисунке №9 приведен пример расчета стоимости «святой троицы» для камер Nikon, Canon и Sony – последняя просит почти в 2 раза больше. При этом, с российских фотографов компания «Сони» дерет на четыре шкуры больше: цены на 35-40% выше, чем, например, в США.

Поэтому-то, владельцы данных беззеркалок тоже обращают свои взоры на продукцию «Самъянг». Вот ветка владельцев Samyang 12mm f/2.0 NCS CS Sony E на форуме Sony-club.

Предлагаю еще посмотреть пример видеосъемки на рассматриваемый нами ширик и беззеркалку Sony NEX 5R. Рекомендую смотреть со звуком — музыкальное сопровождение отлично подобрано.

4. Конкуренты ширика Samyang 12mm f/2.0

Под байонеты Canon EF, Sony A и Nikon F выпускается классный японский широкоугольный зум Tokina AT-X 11-16mm f/2.8 (AT-X 116) Pro DX II. Цена в США – 400 USD, в России – 660USD… Наверное, это — повод научиться покупать товары на Ebay и Amazon. Думаю, версию с байонетом Sony A-mount можно присоединить к тушке Sony A6500 через переходник Sony LA-EA4.

Дополнение от 11 ноября 2018. Обнаружил, что сейчас компания «Токина» выпускает еще более дорогой, но и более светосильный широкоугольный зум Tokina AT-X 14-20mm f/2 PRO DX. Наверное, наряду с Sigma AF 18-35mm f/1.8 DC HSM Art, несмотря на цены, они у меня стали бы основными претендентами для съемки на КРОПе из-за возможности снимать репортажи на очень низких ИСО.

Еще вариант – китайские объективы «Laowa». Совсем недавно я опубликовал обзор потрясающего широкоугольного макрообъектива Laowa 15mm f/4 1:1 Macro с примерами фото на полный кадр Nikon D800 и КРОПнутую любительскую зеркалку Nikon D5600. Там же есть фото с Laowa 12mm f/2.8 Zero-D. Стоит он гораздо дороже рассматриваемого Samyang 12mm f/2.0 NCS CS (950 USD vs 350 USD), но подходит и для фуллфрейма и для КРОПа. Выпускается с байонетом Canon EF, Nikon F, Sony A, Pentax K и Sony FE.

Павел Черталев, владелец Fujifilm X-T2, чьи снимки мы сейчас смотрим, на днях купил себе сверхшикоугольный фикс Laowa 9mm f/2.8 Zero-D (цена 500 USD). Эта линза выпускается только под матрицы APS-C (неполнокадровые) с байонетом Fuji X, Sony E и Canon EF-N.

Почему фиксы Laowa стоят дороже Samyang? Видимо, из-за аббревиатуры в обозначении «Zero-D» — «Нулевая дисторсия». Такой оптикой хорошо снимать архитектуру и интерьеры.

Отзыв Павла Черталева о своей модели Laowa 9mm f/2.8 Zero-D:

  • После f /2.0 у Samyang 12 mm f /2 расстраивает меньшая светосила f /2.8 – разница в 1 стоп экспозиции. То есть в условиях плохого освещения приходится поднимать ISO в 2 раза выше.
  • Из-за малой светосилы приходится удлинять выдержку. Исходя из формулы В=1/ФР, выставляю 1/10 секунды. При этом получаю много бракованных кадров из-за шевеленки. Штатив требуется чаще, чем при съемке на Samyang.
  • Сильно тянутся углы: если поместить человека на край кадра, будут заметны искажения.
  • Сильная виньетка, которая не исчезает даже на f /8, а на f /2.8 она практически чёрная.
  • Плохо держится бленда (пришлось снять) – проворачивается, получаются черные пятна на снимках.

В комментариях к обзору широкоугольного макрика Laowa 15mm f/2.8 есть А вот несколько примеров фотографий на тушке Fuji X-T2.

Серьезным конкурентом для Samyang 12mm f/2.0 или Laowa 9mm f/2.8 Zero-D, в моих глазах, является Zeiss Touit 2.8/12. Да, стоит он неласково (1000 USD), но поддерживает автофокус и на Sony A6000, Sony A6300, Sony A6500, и на беззеркалках Fujifilm X.

В этом месте еще раз отмечу, что АФ мне нужен для репортажей. Для других жанров нет проблем фокусироваться вручную.

Из линейки объективов Samyang Optics, не забуду упомянуть названный ранее Samyang 10mm f/2.8 ED AS NCS CS. Он подходит не только для КРОПнутых Fujifilm X и Sony E, но и для Canon, Nikon, Pentax, Canon N, Samsung NX и Macro 4/3. Правда, размеры у данной модели почему-то неигрушечные: 132.4 x 87.0 мм при весе 625 грамм против 67 x 59 мм при весе 245 грамм у Samyang 12mm f/2.0.

5. Характеристики объективов Samyang 12mm f/2.0 NCS CS

Жаль, что возможности размещения фотографий в блоге ограничены. Мне бы очень хотелось показать и другие снимки Павла – в этом отпуске он наснимал много интересных кадров на разные объективы.

Многие фотолюбители стремятся приобрести себе в комплект фотоаппаратуры светосильный объектив. С его верной помощью можно делать прекрасные портреты, красиво размывая задний план и рисуя боке, или снимать в сложных условиях слабой освещённости с рук, не таская с собой громоздкий штатив. Рынок сейчас предлагает довольно много самых разнообразных моделей светосильных стёкол. Их выбор зависит только от возможностей вашего кошелька и вашего же желания.

Но порой встречаются сверхсветосильные экземпляры. И пусть они не всегда заточены под фотосъемку, но значение их светосилы заставляет восхищаться этими монстрами. Наш ТОП включает в себя 10 моделей объективов, значение светосилы которых меньше, чем f/0.8.

1. ГОИ ЧВ 20mm f/0.5

Зеркально-линзовый объектив был произведён в СССР в 1948 г. Государственным Оптическим Институтом. Значение f/0.5, по сути, является теоретическим пределом светосилы объектива. И именно наши оптики в тяжёлые послевоенные годы создали сверхсветосильную оптическую систему. После этого в СССР приезжали различные делегации с целью перенять опыт, но повторить подобную конструкцию так никто с тех пор и не решился.

2. Signal Corps Engineering 33mm f/0.6

Этот объектив, выпущенный в послевоенное время для войск связи США перевезёнными в Америку немецкими учёными, предположительно предназначался для ночного видения или рентгеновского использования. Наклейка на объективе гласит “World’s Fastest Lens “, что значит “Самый быстрый объектив в мире”. Кто знает, может, на то время он таковым и являлся.

3. ГОИ Искра-3 72mm f/0.65

Последователь номера 1 в нашем списке тоже был выпущен светлыми умами СССР. По своей конструкции он является зеркальным, а использовали его в сфере рентгенографии.

4. Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7

Почему-то данный объектив во всём мире считается наиболее светосильным. Хотя, как мы с вами видим, он находится лишь на 4 месте в нашем ТОПе. Разработанный в 1960 г. специально для миссии NASA с целью сделать фото тёмной стороны Луны, Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7 был произведён лишь в 10 экземплярах. Но только 6 из них были переданы NASA. Ещё один экземпляр остался в Carl Zeiss, а 3 оставшихся были проданы известному режиссёру Стэнли Кубрику. Он использовал их для съемки сцены при свечах в фильме “Барри Линдон” (1975 г.). Почувствовать себя Кубриком можете и вы – компания P+S Technik сдаёт объектив в связке с камерой PS-Cam X35 HD в аренду, чем может воспользоваться любой желающий.

5. Fujinon 50mm f/0.7

Стекло от японского бренда Fujifilm не шибко балует информацией о себе. Так что будем рады, если кто купит его на свой Nikon или Canon и поделится впечатлениями. Благо, на различных аукционах оно продаётся по вполне демократичным ценам – в пределах $500-$600.

6. Irtal-3 100mm f/0.7

Самый дальнобойный представитель из нашего списка. 100 мм при светосиле f/0,7 достойны уважения. Но воспользоваться объективом в классическом понимании этого слова вы не сможете, так как его оптическая составляющая выполнена из чистого германия, который не пропускает видимые лучи. Это объектив для инфракрасных излучений, и его можно использовать как тепловизор.

7. Carl Zeiss Jena R-Biotar 100mm f/0.73

Данный экземпляр ранее применялся на старых рентген-установках. Тех, которые имели флюоресцентный экран. Т.е. они не печатали снимки, а позволяли посмотреть сквозь человека лишь в режиме реального времени. С целью снижения дозы облучения и быстрейшего получения изображения желательно было сделать светосилу повыше, для чего и пригодился данный герой. Подробнее об объективе можно почитать по ссылке .

8. Leica Leitz 65mm f/0.75

Как и предыдущая модель, скорее всего, эта Leica использовалась в области рентгенографии. Но некоторые люди всё же видели цветные фотографии, сделанные при помощи объектива. В основном это были снимки цветов крупным планом. Естественно, что глубина резкости изображений была очень маленькой, но в зоне фокуса картинка выглядела очень даже ничего.

9. Rodenstock TV-Heligon 50mm f/0.75

Изначально линза немецкого производства тоже предназначалась для рентгеновского использования. Но многие умельцы приспособили её для использования с фотокамерами, чем воспользовалась и сама компания-производитель. Теперь на различных интернет-аукционах данное среднеформатное стекло можно приобрести для самых разнообразных байонетов – и Nikon, и Canon, и даже Micro 4/3.

10. Canon TV-16 25mm f/0.78

Последний экземпляр в нашем списке обладает мягким фокусом, умеет рисовать красивое боке и замечательно передаёт цвета. Но у него ярко выражено виньетирование. Хотя если использовать стекло по назначению, т.е. как портретник, это во многих случаях пойдёт только на руку.

Вместо резюме

В наши дни объективы с такими значениями светосилы мало кому нужны. Ведь они имеют главный существенный недостаток – очень маленькие зоны резкости. Но прогресс неумолимо шагает вперёд, и кто знает, к чему он приведёт через пару лет?.. Может, подобные модели таки попадут в массовое производство.

Если вы задумались над выбором объектива для своей камеры, то значит вы уже переросли возможности китового объектива и вам хочется чего-то большого. Но как разобраться во всем разнообразии объективов их характеристик и возможностей? Ответы на эти вопросы я постараюсь дать в данной статье.

В данном Гиде речь пойдет об объективах для зеркальных и беззеркальных камерах, различные широкоугольные адаптеры или макронасадки как для объективов, так и для мобильных телефонах остаются за рамками данной статьи.

Основные характеристики

Байонет

Практически каждый производитель фототехники использует собственную систему крепления объектива - байонет. Но существуют ряд сторонних производителей объективов, которые выпускают их под несколько байонетов: Tamron, Sigma, Tokina, Carl Zeiss и Samyang и т.д. При покупке объектива от стороннего производителя необходимо убедиться что вы покупаете объектив с нужным байонетом.

Фокусное расстояние

Фокусное расстояние это одна из главных характеристик объектива. Если не вдаваться в сложные технические определения, то фокусным расстоянием можно назвать величину на сколько «приближает» или «отдаляет» объектив наш объект съемки. Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах. Для обеспечения единой системы отсчета было введено понятие «Эффективное Фокусное Расстояние» (ЭФР) – по сути это фокусное расстояние для полнокадровых камер, а в случае использования камер с меньшими матрицами вводится понятие кроп-фактора, с помощью которого можно привести фокусное расстояние используемого объектива к ЭФР. Например, если вы используете камеру с кроп-фактором 1.5 и объектив с ФР 50мм, то ЭФР = 75мм (50*1.5). Именно в терминах ЭФР и пойдет дальнейшее обсуждение, чтобы привести ЭФР к фокусным под вашу камеру необходимо разделить ЭФР на кроп-фактор. В сети существует множество симуляторов фокусных расстояний, вот один  из них для примера.

По фокусному расстоянию все объективы можно разделить на несколько категорий:

Сверхширокоугольные (до 24 мм ЭФР);

Широкоугольные (24 – 35 мм ЭФР);

Нормальные (35 – 70 мм ЭФР);

Теледиапазон (70 – 300 мм ЭФР);

Супертеледиапазон (от 300 мм ЭФР).

Также существуют объективы с фиксированным и переменным (зум-объективы) фокусным расстоянием. Фиксы – объективы с одним фокусным расстоянием, это значит что в данном объективе нельзя приблизить или отдалить объект. Подобные объективы, как правило, обладают высоким качеством изображения и высокой светосилой. Зум-объективы более универсальные и позволяют оперативно приблизить объект съемки.

Сверхширокоугольные объективы отлично подходят для съемки пейзажей и архитектуры. Подобные объективы за счет широкого угла обзора позволяют создать эффект более глубокого изображения, объекты в кадре кажутся дальше, чем на самом деле.

Широкоугольные объективы уже более привычны нашему взгляду на мир, угол обзора все еще большой и иногда заметны перспективные искажения (особенно если объект съемки располагать в углу кадра). Основное применение данных объективов пейзажная и архитектурная съемка. Кстати, ваш китовый объектив должен захватывать часть данного диапазона. Большинство китовых объективов охватывают 28-80 мм ЭФР, а отдельные экземпляры начинаются как раз с 24 мм ЭФР.

Помимо пейзажной и архитектурной съемок в данном диапазоне уже можно с осторожностью снимать портреты. Очень часто «жанровые» портреты снимаются как раз на 24 или 35 мм ЭФР. Но для классических портретов необходимы совсем другие объективы.

Название данного диапазона говорит само за себя. Именно в этом диапазоне фокусных расстояний картинка приближена к тому, как ее видят наши глаза. И именно поэтому классические китовые объективы охватывают именно данный диапазон фокусных расстояний. Подобные объективы отлично подойдут для репортажной и повседневной съемки.

Теледиапазон фокусных расстояний позволяет приблизить к нам объект съемки и при этом захватить минимум фона, а также эффектно отделить объект съемки от заднего плана. Основное использование данных объективов это портретная, репортажная съемки, а также съемка дикой природы и удаленных объектов.

Данные объективы узкоспециализированы для съемки удаленных объектов, их обычно используют для съемки дикой природы, когда необходимо остаться незамеченным для объекта съемки. Данные объективы не только обладают выдающимися характеристиками, но крайне тяжелые и дорогие.

Светосила

Светосила - величина, характеризующая степень ослабевания светового потока в данном объективе. А если говорить более простым языком, то высокая светосила позволяет нам снимать в более темных условиях, но это не единственное достоинство высокой светосилы.

Светосила объектива напрямую зависит от относительного отверстия объектива (диафрагмы), которое отображается в описании объектива как 1:2.8 или f/2.8. Возьмите ваш китовый объектив и посмотрите какое у него значение. Скорее всего вы увидите цифры 3.5 – 5.6. Это означает что на широком угле у вас светосила объектива f/3.5, а на дальнем конце - f/5.6. Светосильными считаются объективы с f/2.8 и светлее. Тут главное помнить, что "светлее" значит число меньше, т.е. максимально открытая диафрагма.

Что же еще нам может дать высокая светосила кроме съемки в более темных условиях? Светосила напрямую связанна с таким понятием как Глубина Резкости Изображаемого Пространства (ГРИП) – чем меньше диафрагма (f), тем меньше будет ГРИП, т.е. более узкий участок пространства будет резким. Это даст нам большее отделение объекта съемки от заднего плана, все эти кружочки на заднем плане (боке) и размытие заднего и переднего плана также зависят от светосилы.

Хотите сделать красивый портрет с размытым заднем планом – вам нужен светосильный объектив. Для этой цели вам необходимо смотреть на объективы со светосилой f/1.8 и выше (f/1.4 , а может и f/1.2).

Стабилизация изображения

Стабилизатор изображения позволяет компенсировать небольшие дрожания рук, повысить выдержку и снимать без смаза картинки в разумных пределах. Существует правило: чтобы получить резкий кадр, выдержка должна быть обратно пропорциональна ЭФР. То есть при ЭФР 160 мм, выдержка должна быть минимум 1/160, а лучше 1/200 и короче. Стабилизатор позволит вам снизить выдержку на несколько стопов, точные значения зависят от эффективности стабилизатора.

Стабилизация изображения может достигаться двумя способами: стабилизатор в фотоаппарате или в объективе. Тут каждый производитель идет своим путем, вам необходимо учитывать наличие стабилизатора в фотоаппарате, и если его нет, то искать объективы со встроенным стабилизатором .

Автофокус

Наличие автофокуса важная деталь современных объективов, он позволяет вам снимать в автоматическом режиме не задумываясь о том в каком месте сейчас фокус. Просто навели на объект съемки, совместили точку фокусировки и снимаем, автоматика сама подстроит фокус под нужный объект. Скорость фокусировки может зависеть как от конструкции самого объектива, так и от используемой камеры. Если вы снимаете портреты, или пейзаж, то скорость автофокуса не будет для вас критичной, а вот для репортажной съемки медленная фокусировка непростительна.

Автофокус практически стал стандартном в современных объективах, однако существуют и объективы без автоматической фокусировки , в таком случае вам необходимо будет в ручном режиме наводить фокусировку на объект съемки.

Защита от пыли и влаги

Наличие у объектива защиты от выли и влаги позволяет вам снимать в дождь и не бояться за вашу технику. Главное помнить, что подобной защиты только у объектива недостаточно, ваша камера также должна быть в защищенном исполнении.

Качество изображения

Детализация, резкость, равномерность качества получаемого изображения – все эти параметры очень важны, и чем выше требования по качеству, тем дороже будет объектив. В заявленных характеристиках данные параметры напрямую не указываются, какое-то суждение можно сделать на основе графиков MFT, но лучше всего посмотреть примеры фотографий и послушать отзывы владельцев.

Область применения

К выбору объектива всегда необходимо подходить из практичных соображений. Для начала определитесь для чего вам необходим объектив, какой бюджет вы готовы выделить на покупку и можно выбирать подходящий экземпляр.

Зум или Фикс

Казалось бы, выбор очевиден – зум. Он более универсальный, подойдет почти для любой съемки и даст больше свободы действий, но не зря профессиональные фотографы очень часто используют фиксы . Конструкция фикса заточена под определенное фокусное расстояние, что позволяет сделать его более компактным, светосильным и выдавать более качественную картинку чем зум-объектив. Потеря в универсальности легко компенсируется более качественным изображением.

У вас может возникнуть вопрос: «А какой именно фикс мне нужен?». Одним из вариантов ответа на данный вопрос будет анализ ваших снимков – посмотрите на каком фокусном у вас больше всего кадров, к чему вы больше тяготеете и именно в том диапазоне и стоит выбирать себе фикс.

Универсальный объектив

Если вам хочется использовать один объектив для всех видов съемки, не носить с собой 2-3 разных объектива и постоянно их менять, то вам может подойти что-то из так называемых «супер зумов» . Это объективы у которых зум 10х и более, примером могут служить объективы с фокусным расстоянием 28-300 мм ЭФР. Но подобные объективы не могут похвастаться высокой светосилой и постоянным качеством изображения на всех фокусных.

Портретный объектив

Если вам нужен объектив для съемки портретов, то, как правило, первым вашим выбором будет фикс с высокой светосилой . Подобный объектив позволит эффектно размыть задний план, придаст дополнительный объем и шарм портрету.

Среди фиксов-портретников особо выделяют два фокусных (особенно при использовании кроп-камер) – и мм. При выборе необходимо обратить внимание на объективы со светосилой f/1.8  и f/1.4 . Объективы с f/1.2 и светлее не так популярны из-за высокой стоимости.

Но есть еще и вариант зум-объективов для портретов. К подобным объективам можно отнести зум-объективы в теледиапазоне с высокой постоянной светосилой, что-то типа 70-200\2.8 . Данные объективы более универсальные и дорогие, но позволят вам их использовать и в других направлениях съемки.

Подобные объективы есть в любой системе. Они дадут вам возможность снимать в более тяжелых условиях и при это выдавать более качественное изображение.

Интерьерная, пейзажная, архитектурная съемки

Если вам необходимо снимать что-то в условиях ограниченного пространства, то отличным решением будут широкоугольные и сверхширокоугольные объективы . Сверхширики захватывают больше пространства, но в связи с особенностями конструкции стоимость подобных объективов всегда высокая.

Среди широкоугольных объективов можно найти бюджетные варианты, а часть широкоугольного диапазона может входить в ваш штатный объектив.

Хорошим решением при выборе ширика может стать вариант приобретения светосильного качественного штатника, который мы обсуждали в предыдущем разделе.

Репортажная съемка

Спортивные мероприятия, свадьбы, репортажи – все это сложно снимать без хорошего телеобъектива. По массовости представленных решений данная категория уступает разве что стандартным (штатным) объективам.

Для репортажной съемки важна скорость и мобильность, а значит использование фиксов практически исключено. Зум-объективы властвуют в данных жанрах. Причем тут представленны объективы на любой бюджет и вкус. Дорогие телевики с постоянной светосилой или бюджетные «темные» телевики , для каждого найдется свой объектив. Для подобных съемок будет достаточным объектив с фокусным расстоянием до 200 мм.

Съемка дикой природы

Все те объективы, что подходят для репортажной съемки, рассмотренной выше, отлично подойдут и для съемки дикой природы, но в отдельных случаях этого может оказаться мало, и вам будут необходимы супертелевики – объективы с фокусном расстоянием от 300 мм. Подобные объективы , как правило, большие и дорогие. Чем больше ФР, тем больше и тяжелее объектив. Фиксы на 400 мм ЭФР и более это уже профессиональные и безумно дорогие объективы.

Для любительской съемки лучше выбирать что-то из зумов с фокусным расстоянием до 300 мм .

Специализированные объективы

Макро

Съемка мелких объектов крупным планом одно из популярнейших направлений в фотоискусстве. Но для подобных кадров необходимо использовать специализированные объективы заточенные на съемку с возможностью проецирования изображения в масштабе 1:1 и крупнее.

Естественно что производители позаботились о широком выборе подобных объективов, как в бюджетном исполнении , так и в более дорогом и качественном.

Любой макро объектив снабжается соответствующим описанием и приставкой «Макро».

Среди главных характеристик на которые следует обратить внимание – масштаб. Наиболее распространенные объективы характеризуются масштабом 1:1, что-то способное выдать больший масштаб (2:1 и более) встречается редко и находится в более высокой ценовой категории. Гнаться за высокой светосилой в данном случае не стоит, в макродиапазоне ГРИП настолько мала, что для получения качественной картинки вам в любом случае придется поджимать диафрагму.

Большинство макро объективов - фиксы , хотя встречаются и зум-объективы с приставкой «Макро», но зумы в большинстве случаев не могут обеспечить масштаб крупнее 1:2.

Также макро объективы отлично подходят для каталожной и предметной фотографии.

Рыбий глаз (fisheye)

Среди сверхшириков отдельное место занимают объективы с названием фишай (Fisheye) – рыбий глаз. Это объективы с неисправленной дисторсией, одна из характерных черт - искажённое отображение прямых линий в виде дугообразных кривых.

Это, пожалуй, один из самых специфичных объективов, который позволяет взглянуть на мир совершенно под другим углом.

Tilt-Shift объективы

Тилт-шифт объективы обладают возможностью наклонять, поворачивать (от англ. tilt), плоскость изображения под углом к плоскости светочувствительного слоя. А также сдвигать (от англ. shift) плоскость изображения вдоль плоскости светочувствительного слоя.

Сдвиг объектива используется при съемке архитектуры, чтобы избежать наклона фотоаппарата и как следствие искажения прямых линий.

А наклон позволяет изменить плоскость резкости так, что она становится под определенным углом к матрице.

Чаще всего наклон применяют в предметной съемке, но также встречается применение в съемке художественных портретов, и иногда для пейзажной съемки.

Заключение

Выбор объектива может показаться непростой задачей. Необходимо учесть много факторов, да еще и производители пытаются сбить нас с толку кучей технических терминов, описанием строения и количества линз в объективе, применяемым покрытием и т.д. Очень много специализированных технических терминов, которые непросто понять обычному фотолюбителю, но они все равно отходят на второй план перед основной задачей - фотосъемкой.

Главное чем необходимо руководствоваться при выборе объектива - это область применения и сумма которую вы готовы отдать за достижение нужного вам качества фотографий. Остальное - дело техники. Составьте перечень объективов подходящих под ваши параметры, посмотрите примеры снимков и делайте ваш выбор.

Светосила объектива – это один из основных параметров, на который следует обращать внимание при выборе объектива (наравне с ). Светосила оптической системы показывает степень ослабления светового потока. Другими словами, светосила показывает, какую часть светового потока способна пропустить система линз объектива.

Дело в том, что часть светового потока при прохождении через объектив рассеивается и отражается от линз, часть света – поглощается материалом, из которого изготовлены линзы (стекло, оптическая пластмасса). Поэтому световой поток ослабляется за счет этих чисто физических характеристик.


Итак, покупая объектив с большей светосилой, вы сможете сильнее открыть диафрагму. Значит, вы сможете пропустить большее количество света (появляется возможность снимать при недостаточном освещении). Также чем сильнее открыта диафрагма, тем меньше оказывается глубина резкости в кадре (сильнее размываются объекты, не попавшие в зону фокусировки). Именно поэтому хорошими портретными объективами считаются объективы со светосилой f1.4-f2.8.

Вы можете заметить, что производители фотооптики выпускают линейку объективов с аналогичным фокусным расстоянием, но разной светосилой. Причем, чем больше светосила, тем дороже стоит объектив, а прирост по стоимости значительный. Например, сравним цены на объективы Canon с фокусным расстоянием 50 мм. Так, объектив 50 мм 1.8 стоит 3500-4000 рублей, объектив 50 мм 1.4 стоит около 13500 рублей, а объектив 50 мм со светосилой 1.2 продается по цене почти 48000 рублей. Данные приведены по состоянию на февраль 2013 г.

Как мы выяснили, в большинстве случаев чем больше светосила объектива, тем лучше, потому что:

— можно снимать в худших условиях освещения;

— можно снимать с меньшей ГРИП.


С другой стороны, за дополнительную светосилу нужно выложить немаленькие деньги. Поэтому при выборе объектива взвешивайте все «за» и «против».

Грамотно выбирайте объектив и хороших вам снимков!