Кодирование символов. Unicode

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Сегодня мы поговорим с вами про то, откуда берутся кракозябры на сайте и в программах, какие кодировки текста существуют и какие из них следует использовать. Подробно рассмотрим историю их развития, начиная от базовой ASCII, а также ее расширенных версий CP866, KOI8-R, Windows 1251 и заканчивая современными кодировками консорциума Юникод UTF 16 и 8.

Кому-то эти сведения могут показаться излишними, но знали бы вы, сколько мне приходит вопросов именно касаемо вылезших кракозябров (не читаемого набора символов). Теперь у меня будет возможность отсылать всех к тексту этой статьи и самостоятельно отыскивать свои косяки. Ну что же, приготовьтесь впитывать информацию и постарайтесь следить за ходом повествования.

ASCII — базовая кодировка текста для латиницы

Развитие кодировок текстов происходило одновременно с формированием отрасли IT, и они за это время успели претерпеть достаточно много изменений. Исторически все начиналось с довольно-таки не благозвучной в русском произношении EBCDIC, которая позволяла кодировать буквы латинского алфавита, арабские цифры и знаки пунктуации с управляющими символами.

Но все же отправной точкой для развития современных кодировок текстов стоит считать знаменитую ASCII (American Standard Code for Information Interchange, которая по-русски обычно произносится как «аски»). Она описывает первые 128 символов из наиболее часто используемых англоязычными пользователями — латинские буквы, арабские цифры и знаки препинания.

Еще в эти 128 знаков, описанных в ASCII, попадали некоторые служебные символы навроде скобок, решеток, звездочек и т.п. Собственно, вы сами можете увидеть их:

Именно эти 128 символов из первоначального вариант ASCII стали стандартом, и в любой другой кодировке вы их обязательно встретите и стоять они будут именно в таком порядке.

Но дело в том, что с помощью одного байта информации можно закодировать не 128, а целых 256 различных значений (двойка в степени восемь равняется 256), поэтому вслед за базовой версией Аски появился целый ряд расширенных кодировок ASCII , в которых можно было кроме 128 основных знаков закодировать еще и символы национальной кодировки (например, русской).

Тут, наверное, стоит еще немного сказать про системы счисления, которые используются при описании. Во-первых, как вы все знаете, компьютер работает только с числами в двоичной системе, а именно с нулями и единицами («булева алгебра», если кто проходил в институте или в школе). , каждый из которых представляет из себя двойку в степени, начиная с нулевой, и до двойки в седьмой:

Не трудно понять, что всех возможных комбинаций нулей и единиц в такой конструкции может быть только 256. Переводить число из двоичной системы в десятичную довольно просто. Нужно просто сложить все степени двойки, над которыми стоят единички.

В нашем примере это получается 1 (2 в степени ноль) плюс 8 (два в степени 3), плюс 32 (двойка в пятой степени), плюс 64 (в шестой), плюс 128 (в седьмой). Итого получает 233 в десятичной системе счисления. Как видите, все очень просто.

Но если вы присмотритесь к таблице с символами ASCII, то увидите, что они представлены в шестнадцатеричной кодировке. Например, «звездочка» соответствует в Аски шестнадцатеричному числу 2A. Наверное, вам известно, что в шестнадцатеричной системе счисления используются кроме арабских цифр еще и латинские буквы от A (означает десять) до F (означает пятнадцать).

Ну так вот, для перевода двоичного числа в шестнадцатеричное прибегают к следующему простому и наглядному способу. Каждый байт информации разбивают на две части по четыре бита, как показано на приведенном выше скриншоте. Т.о. в каждой половинке байта двоичным кодом можно закодировать только шестнадцать значений (два в четвертой степени), что можно легко представить шестнадцатеричным числом.

Причем, в левой половине байта считать степени нужно будет опять начиная с нулевой, а не так, как показано на скриншоте. В результате, путем нехитрых вычислений, мы получим, что на скриншоте закодировано число E9. Надеюсь, что ход моих рассуждений и разгадка данного ребуса вам оказались понятны. Ну, а теперь продолжим, собственно, говорить про кодировки текста.

Расширенные версии Аски — кодировки CP866 и KOI8-R с псевдографикой

Итак, мы с вами начали говорить про ASCII, которая являлась как бы отправной точкой для развития всех современных кодировок (Windows 1251, юникод, UTF 8).

Изначально в нее было заложено только 128 знаков латинского алфавита, арабских цифр и еще чего-то там, но в расширенной версии появилась возможность использовать все 256 значений, которые можно закодировать в одном байте информации. Т.е. появилась возможность добавить в Аски символы букв своего языка.

Тут нужно будет еще раз отвлечься, чтобы пояснить — зачем вообще нужны кодировки текстов и почему это так важно. Символы на экране вашего компьютера формируются на основе двух вещей — наборов векторных форм (представлений) всевозможных знаков (они находятся в файлах со ) и кода, который позволяет выдернуть из этого набора векторных форм (файла шрифта) именно тот символ, который нужно будет вставить в нужное место.

Понятно, что за сами векторные формы отвечают шрифты, а вот за кодирование отвечает операционная система и используемые в ней программы. Т.е. любой текст на вашем компьютере будет представлять собой набор байтов, в каждом из которых закодирован один единственный символ этого самого текста.

Программа, отображающая этот текст на экране (текстовый редактор, браузер и т.п.), при разборе кода считывает кодировку очередного знака и ищет соответствующую ему векторную форму в нужном файле шрифта, который подключен для отображения данного текстового документа. Все просто и банально.

Значит, чтобы закодировать любой нужный нам символ (например, из национального алфавита), должно быть выполнено два условия — векторная форма этого знака должна быть в используемом шрифте и этот символ можно было бы закодировать в расширенных кодировках ASCII в один байт. Поэтому таких вариантов существует целая куча. Только лишь для кодирования символов русского языка существует несколько разновидностей расширенной Аски.

Например, изначально появилась CP866 , в которой была возможность использовать символы русского алфавита и она являлась расширенной версией ASCII.

Т.е. ее верхняя часть полностью совпадала с базовой версией Аски (128 символов латиницы, цифр и еще всякой лабуды), которая представлена на приведенном чуть выше скриншоте, а вот уже нижняя часть таблицы с кодировкой CP866 имела указанный на скриншоте чуть ниже вид и позволяла закодировать еще 128 знаков (русские буквы и всякая там псевдографика):

Видите, в правом столбце цифры начинаются с 8, т.к. числа с 0 до 7 относятся к базовой части ASCII (см. первый скриншот). Т.о. русская буква «М» в CP866 будет иметь код 9С (она находится на пересечении соответствующих строки с 9 и столбца с цифрой С в шестнадцатеричной системе счисления), который можно записать в одном байте информации, и при наличии подходящего шрифта с русскими символами эта буква без проблем отобразится в тексте.

Откуда взялось такое количество псевдографики в CP866 ? Тут все дело в том, что эта кодировка для русского текста разрабатывалась еще в те мохнатые года, когда не было такого распространения графических операционных систем как сейчас. А в Досе, и подобных ей текстовых операционках, псевдографика позволяла хоть как-то разнообразить оформление текстов и поэтому ею изобилует CP866 и все другие ее ровесницы из разряда расширенных версий Аски.

CP866 распространяла компания IBM, но кроме этого для символов русского языка были разработаны еще ряд кодировок, например, к этому же типу (расширенных ASCII) можно отнести KOI8-R :

Принцип ее работы остался тот же самый, что и у описанной чуть ранее CP866 — каждый символ текста кодируется одним единственным байтом. На скриншоте показана вторая половина таблицы KOI8-R, т.к. первая половина полностью соответствует базовой Аски, которая показана на первом скриншоте в этой статье.

Среди особенностей кодировки KOI8-R можно отметить то, что русские буквы в ее таблице идут не в алфавитном порядке, как это, например, сделали в CP866.

Если посмотрите на самый первый скриншот (базовой части, которая входит во все расширенные кодировки), то заметите, что в KOI8-R русские буквы расположены в тех же ячейках таблицы, что и созвучные им буквы латинского алфавита из первой части таблицы. Это было сделано для удобства перехода с русских символов на латинские путем отбрасывания всего одного бита (два в седьмой степени или 128).

Windows 1251 — современная версия ASCII и почему вылезают кракозябры

Дальнейшее развитие кодировок текста было связано с тем, что набирали популярность графические операционные системы и необходимость использования псевдографики в них со временем пропала. В результате возникла целая группа, которая по своей сути по-прежнему являлись расширенными версиями Аски (один символ текста кодируется всего одним байтом информации), но уже без использования символов псевдографики.

Они относились к так называемым ANSI кодировкам, которые были разработаны американским институтом стандартизации. В просторечии еще использовалось название кириллица для варианта с поддержкой русского языка. Примером такой может служить .

Она выгодно отличалась от используемых ранее CP866 и KOI8-R тем, что место символов псевдографики в ней заняли недостающие символы русской типографики (окромя знака ударения), а также символы, используемые в близких к русскому славянских языках (украинскому, белорусскому и т.д.):

Из-за такого обилия кодировок русского языка, у производителей шрифтов и производителей программного обеспечения постоянно возникала головная боль, а у нас с вам, уважаемые читатели, зачастую вылезали те самые пресловутые кракозябры , когда происходила путаница с используемой в тексте версией.

Очень часто они вылезали при отправке и получении сообщений по электронной почте, что повлекло за собой создание очень сложных перекодировочных таблиц, которые, собственно, решить эту проблему в корне не смогли, и зачастую пользователи для переписки использовали , чтобы избежать пресловутых кракозябров при использовании русских кодировок подобных CP866, KOI8-R или Windows 1251.

По сути, кракозябры, вылазящие вместо русского текста, были результатом некорректного использования кодировки данного языка, которая не соответствовала той, в которой было закодировано текстовое сообщение изначально.

Допустим, если символы, закодированные с помощью CP866, попробовать отобразить, используя кодовую таблицу Windows 1251, то эти самые кракозябры (бессмысленный набор знаков) и вылезут, полностью заменив собой текст сообщения.

Аналогичная ситуация очень часто возникает при , форумов или блогов, когда текст с русскими символами по ошибке сохраняется не в той кодировке, которая используется на сайте по умолчанию, или же не в том текстовом редакторе, который добавляет в код отсебятину не видимую невооруженным глазом.

В конце концов такая ситуация с множеством кодировок и постоянно вылезающими кракозябрами многим надоела, появились предпосылки к созданию новой универсальной вариации, которая бы заменила собой все существующие и решила бы, наконец, на корню проблему с появлением не читаемых текстов. Кроме этого существовала проблема языков подобных китайскому, где символов языка было гораздо больше, чем 256.

Юникод (Unicode) — универсальные кодировки UTF 8, 16 и 32

Эти тысячи знаков языковой группы юго-восточной Азии никак невозможно было описать в одном байте информации, который выделялся для кодирования символов в расширенных версиях ASCII. В результате был создан консорциум под названием Юникод (Unicode — Unicode Consortium) при сотрудничестве многих лидеров IT индустрии (те, кто производит софт, кто кодирует железо, кто создает шрифты), которые были заинтересованы в появлении универсальной кодировки текста.

Первой вариацией, вышедшей под эгидой консорциума Юникод, была UTF 32 . Цифра в названии кодировки означает количество бит, которое используется для кодирования одного символа. 32 бита составляют 4 байта информации, которые понадобятся для кодирования одного единственного знака в новой универсальной кодировке UTF.

В результате чего, один и тот же файл с текстом, закодированный в расширенной версии ASCII и в UTF-32, в последнем случае будет иметь размер (весить) в четыре раза больше. Это плохо, но зато теперь у нас появилась возможность закодировать с помощью ЮТФ число знаков, равное двум в тридцать второй степени (миллиарды символов , которые покроют любое реально необходимое значение с колоссальным запасом).

Но многим странам с языками европейской группы такое огромное количество знаков использовать в кодировке вовсе и не было необходимости, однако при задействовании UTF-32 они ни за что ни про что получали четырехкратное увеличение веса текстовых документов, а в результате и увеличение объема интернет трафика и объема хранимых данных. Это много, и такое расточительство себе никто не мог позволить.

В результате развития Юникода появилась UTF-16 , которая получилась настолько удачной, что была принята по умолчанию как базовое пространство для всех символов, которые у нас используются. Она использует два байта для кодирования одного знака. Давайте посмотрим, как это дело выглядит.

В операционной системе Windows вы можете пройти по пути «Пуск» — «Программы» — «Стандартные» — «Служебные» — «Таблица символов». В результате откроется таблица с векторными формами всех установленных у вас в системе шрифтов. Если вы выберете в «Дополнительных параметрах» набор знаков Юникод, то сможете увидеть для каждого шрифта в отдельности весь ассортимент входящих в него символов.

Кстати, щелкнув по любому из них, вы сможете увидеть его двухбайтовый код в формате UTF-16 , состоящий из четырех шестнадцатеричных цифр:

Сколько символов можно закодировать в UTF-16 с помощью 16 бит? 65 536 (два в степени шестнадцать), и именно это число было принято за базовое пространство в Юникоде. Помимо этого существуют способы закодировать с помощью нее и около двух миллионов знаков, но ограничились расширенным пространством в миллион символов текста.

Но даже эта удачная версия кодировки Юникода не принесла особого удовлетворения тем, кто писал, допустим, программы только на английском языке, ибо у них, после перехода от расширенной версии ASCII к UTF-16, вес документов увеличивался в два раза (один байт на один символ в Аски и два байта на тот же самый символ в ЮТФ-16).

Вот именно для удовлетворения всех и вся в консорциуме Unicode было решено придумать кодировку переменной длины . Ее назвали UTF-8. Несмотря на восьмерку в названии, она действительно имеет переменную длину, т.е. каждый символ текста может быть закодирован в последовательность длиной от одного до шести байт.

На практике же в UTF-8 используется только диапазон от одного до четырех байт, потому что за четырьмя байтами кода ничего уже даже теоретически не возможно представить. Все латинские знаки в ней кодируются в один байт, так же как и в старой доброй ASCII.

Что примечательно, в случае кодирования только латиницы, даже те программы, которые не понимают Юникод, все равно прочитают то, что закодировано в ЮТФ-8. Т.е. базовая часть Аски просто перешла в это детище консорциума Unicode.

Кириллические же знаки в UTF-8 кодируются в два байта, а, например, грузинские — в три байта. Консорциум Юникод после создания UTF 16 и 8 решил основную проблему — теперь у нас в шрифтах существует единое кодовое пространство . И теперь их производителям остается только исходя из своих сил и возможностей заполнять его векторными формами символов текста. Сейчас в наборы даже .

В приведенной чуть выше «Таблице символов» видно, что разные шрифты поддерживают разное количество знаков. Некоторые насыщенные символами Юникода шрифты могут весить очень прилично. Но зато теперь они отличаются не тем, что они созданы для разных кодировок, а тем, что производитель шрифта заполнил или не заполнил единое кодовое пространство теми или иными векторными формами до конца.

Кракозябры вместо русских букв — как исправить

Давайте теперь посмотрим, как появляются вместо текста кракозябры или, другими словами, как выбирается правильная кодировка для русского текста. Собственно, она задается в той программе, в которой вы создаете или редактируете этот самый текст, или же код с использованием текстовых фрагментов.

Для редактирования и создания текстовых файлов лично я использую очень хороший, на мой взгляд, . Впрочем, он может подсвечивать синтаксис еще доброй сотни языков программирования и разметки, а также имеет возможность расширения с помощью плагинов. Читайте подробный обзор этой замечательной программы по приведенной ссылке.

В верхнем меню Notepad++ есть пункт «Кодировки», где у вас будет возможность преобразовать уже имеющийся вариант в тот, который используется на вашем сайте по умолчанию:

В случае сайта на Joomla 1.5 и выше, а также в случае блога на WordPress следует во избежании появления кракозябров выбирать вариант UTF 8 без BOM . А что такое приставка BOM?

Дело в том, что когда разрабатывали кодировку ЮТФ-16, зачем-то решили прикрутить к ней такую вещь, как возможность записывать код символа, как в прямой последовательности (например, 0A15), так и в обратной (150A). А для того, чтобы программы понимали, в какой именно последовательности читать коды, и был придуман BOM (Byte Order Mark или, другими словами, сигнатура), которая выражалась в добавлении трех дополнительных байтов в самое начало документов.

В кодировке UTF-8 никаких BOM предусмотрено в консорциуме Юникод не было и поэтому добавление сигнатуры (этих самых пресловутых дополнительных трех байтов в начало документа) некоторым программам просто-напросто мешает читать код. Поэтому мы всегда при сохранении файлов в ЮТФ должны выбирать вариант без BOM (без сигнатуры). Таким образом, вы заранее обезопасите себя от вылезания кракозябров .

Что примечательно, некоторые программы в Windows не умеют этого делать (не умеют сохранять текст в ЮТФ-8 без BOM), например, все тот же пресловутый Блокнот Windows. Он сохраняет документ в UTF-8, но все равно добавляет в его начало сигнатуру (три дополнительных байта). Причем эти байты будут всегда одни и те же — читать код в прямой последовательности. Но на серверах из-за этой мелочи может возникнуть проблема — вылезут кракозябры.

Поэтому ни в коем случае не пользуйтесь обычным блокнотом Windows для редактирования документов вашего сайта, если не хотите появления кракозябров. Лучшим и наиболее простым вариантом я считаю уже упомянутый редактор Notepad++, который практически не имеет недостатков и состоит из одних лишь достоинств.

В Notepad ++ при выборе кодировки у вас будет возможность преобразовать текст в кодировку UCS-2, которая по своей сути очень близка к стандарту Юникод. Также в Нотепаде можно будет закодировать текст в ANSI, т.е. применительно к русскому языку это будет уже описанная нами чуть выше Windows 1251. Откуда берется эта информация?

Она прописана в реестре вашей операционной системы Windows — какую кодировку выбирать в случае ANSI, какую выбирать в случае OEM (для русского языка это будет CP866). Если вы установите на своем компьютере другой язык по умолчанию, то и эти кодировки будут заменены на аналогичные из разряда ANSI или OEM для того самого языка.

После того, как вы в Notepad++ сохраните документ в нужной вам кодировке или же откроете документ с сайта для редактирования, то в правом нижнем углу редактора сможете увидеть ее название:

Чтобы избежать кракозябров , кроме описанных выше действий, будет полезным прописать в его шапке исходного кода всех страниц сайта информацию об этой самой кодировке, чтобы на сервере или локальном хосте не возникло путаницы.

Вообще, во всех языках гипертекстовой разметки кроме Html используется специальное объявление xml, в котором указывается кодировка текста.

Прежде, чем начать разбирать код, браузер узнает, какая версия используется и как именно нужно интерпретировать коды символов этого языка. Но что примечательно, в случае, если вы сохраняете документ в принятом по умолчанию юникоде, то это объявление xml можно будет опустить (кодировка будет считаться UTF-8, если нет BOM или ЮТФ-16, если BOM есть).

В случае же документа языка Html для указания кодировки используется элемент Meta , который прописывается между открывающим и закрывающим тегом Head:

... ...

Эта запись довольно сильно отличается от принятой в , но полностью соответствует новому внедряемому потихоньку стандарту Html 5, и она будет стопроцентно правильно понята любыми используемыми на текущий момент браузерами.

По идее, элемент Meta с указание кодировки Html документа лучше будет ставить как можно выше в шапке документа , чтобы на момент встречи в тексте первого знака не из базовой ANSI (которые правильно прочитаются всегда и в любой вариации) браузер уже должен иметь информацию о том, как интерпретировать коды этих символов.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое URL адреса, чем отличаются абсолютные и относительные ссылки для сайта
OpenServer - современный локальный сервер и пример его использования для установки WordPress на компьютер
Что такое Chmod, какие права доступа назначать файлам и папкам (777, 755, 666) и как это сделать через PHP
Поиск Яндекса по сайту и интернет-магазину

Для корректной работы данного сайта требуется JavaScript. Пожалуйста, включите поддержку JavaScript в настройках вашего обозревателя.

Таблица символов Юникода

Показать все
Диапазон: 0000-001F: Управляющие символы C0 0020-007F: Основная латиница 0080-009F: Управляющие символы C1 00A0-00FF: Дополнительные символы Latin-1 0100-017F: Расширенная латиница-A 0180-024F: Расширенная латиница-B 0250-02AF: Расширенный набор символов международного фонетического алфавита 02B0-02FF: Некомбинируемые протяжённые символы-модификаторы 0300-036F: Комбинируемые диакритические знаки 0370-03FF: Греческий и коптский алфавиты 0400-04FF: Кириллица 0500-052F: Дополнительные символы кириллицы 0530-058F: Армянский алфавит 0590-05FF: Иврит 0600-06FF: Арабское письмо 0700-074F: Сирийский алфавит 0750-077F: Дополнительные символы арабского письма 0780-07BF: Тана (мальдивское письмо) 07C0-07FF: Нко 0800-083F: Самаритянское письмо 0840-085F: Мандейский алфавит 08A0-08FF: Расширенный набор символов арабского письма-А 0900-097F: Деванагари 0980-09FF: Бенгальская 0A00-0A7F: Гурмукхи 0A80-0AFF: Гуджарати 0B00-0B7F: Ория 0B80-0BFF: Тамильская 0C00-0C7F: Телугу 0C80-0CFF: Каннада 0D00-0D7F: Малаялам 0D80-0DFF: Сингальская 0E00-0E7F: Тайская письменность 0E80-0EFF: Лаосская письменность 0F00-0FFF: Тибетская письменность 1000-109F: Мьянманская письменность 10A0-10FF: Грузинский алфавит 1100-11FF: Хангыль (корейская письменность) 1200-137F: Эфиопская слоговая письменность 1380-139F: Дополнительные символы эфиопской письменности 13A0-13FF: Письменность чероки 1400-167F: Канадское слоговое письмо 1680-169F: Огам 16A0-16FF: Руническая письменность 1700-171F: Тагальская (байбайин) 1720-173F: Хануноо 1740-175F: Бухид 1760-177F: Тагбанва 1780-17FF: Кхмерская письменность 1800-18AF: Старомонгольская письменность 18B0-18FF: Расширенный набор символов канадского слогового письма 1900-194F: Письменность лимбу 1950-197F: Письменность тай лэ 1980-19DF: Новый алфавит тай лы 19E0-19FF: Кхмерские символы 1A00-1A1F: Бугийская письменность (лонтара) 1A20-1AAF: Старый алфавит тай лы (Тай Тхам) 1B00-1B7F: Балийская письменность 1B80-1BBF: Сунданская письменность 1BC0-1BFF: Батакское письмо 1C00-1C4F: Письменность лепча (ронг) 1C50-1C7F: Письменность Ол Чики 1CD0-1CFF: Ведические символы 1D00-1D7F: Фонетические расширения 1D80-1DBF: Дополнительные фонетические расширения 1DC0-1DFF: Дополнительные комбинируемые диакритические знаки 1E00-1EFF: Дополнительная расширенная латиница 1F00-1FFF: Расширенный набор символов греческого алфавита 2000-206F: Знаки пунктуации 2070-209F: Надстрочные и подстрочные знаки 20A0-20CF: Символы валют 20D0-20FF: Комбинируемые диакритические знаки для символов 2100-214F: Буквоподобные символы 2150-218F: Числовые формы 2190-21FF: Стрелки 2200-22FF: Математические операторы 2300-23FF: Разнообразные технические символы 2400-243F: Значки управляющих кодов 2440-245F: Символы оптического распознавания 2460-24FF: Вложенные буквы и цифры 2500-257F: Символы для рисования рамок 2580-259F: Символы заполнения 25A0-25FF: Геометрические фигуры 2600-26FF: Разнообразные символы 2700-27BF: Дингбаты 27C0-27EF: Разнообразные математические символы-A 27F0-27FF: Дополнительные стрелки-A 2800-28FF: Азбука Брайля 2900-297F: Дополнительные стрелки-B 2980-29FF: Разнообразные математические символы-B 2A00-2AFF: Дополнительные математические операторы 2B00-2BFF: Разнообразные символы и стрелки 2C00-2C5F: Глаголица 1AB0-1AFF: Комбинированные диакритические знаки (расширение A) 1CC0-1CCF: Расширенный набор символов сунданского письма A9E0-A9FF: Мьянманская письменность (расширение B) AAE0-AAFF: Расширенный набор символов письменности мейтей AB30-AB8F: Расширенная латиница-E AB30-AB6F: Варанг-кшити AB90-ABBF: Письменность Бериа для языка загхава 2C60-2C7F: Расширенная латиница-C 2C80-2CFF: Коптский алфавит 2D00-2D2F: Дополнительные символы грузинского алфавита 2D30-2D7F: Тифинаг 2D80-2DDF: Расширенный набор символов эфиопского письма 2DE0-2DFF: Расширенная кириллица-A 2E00-2E7F: Дополнительные знаки пунктуации 2E80-2EFF: Дополнительные иероглифические ключи ККЯ 2F00-2FDF: Иероглифические ключи словаря Канси 2FF0-2FFF: Символы описания иероглифов 3000-303F: Символы и пунктуация ККЯ 3040-309F: Хирагана 30A0-30FF: Катакана 3100-312F: Чжуинь (бопомофо) 3130-318F: Чамо, комбинируемое с хангылем 3190-319F: Знаки, используемые в камбуне 31A0-31BF: Расширенный набор символов бопомофо 31C0-31EF: Черты ККЯ 31F0-31FF: Фонетические расширения катаканы 3200-32FF: Вложенные буквы и месяцы ККЯ 3300-33FF: Знаки совместимости ККЯ 3400-4DBF: Унифицированные иероглифы ККЯ (расширение А) 4DC0-4DFF: Гексаграммы И-Цзин 4E00-9FFF: Унифицированные иероглифы ККЯ A000-A48F: Слоги и A490-A4CF: Радикалы и A4D0-A4FF: Алфавит лису A500-A63F: Слоговая письменность ваи A640-A69F: Расширенная кириллица-B A6A0-A6FF: Письменность бамум A700-A71F: Символы изменения тона A720-A7FF: Расширенная латиница-D A800-A82F: Силоти Нагри A830-A83F: Индийские числовые символы A840-A87F: Квадратное письмо Пагба-ламы A880-A8DF: Саураштра A8E0-A8FF: Расширенный набор символов деванагари A900-A92F: Кайях Ли A930-A95F: Реджанг A960-A97F: Хангыль (расширение A) A980-A9DF: Яванская письменность AA00-AA5F: Тямское письмо AA60-AA7F: Мьянманская письменность (расширение A) AA80-AADF: Письменность Тай Вьет АВ00-АВ2F: Набор символов эфиопского письма (расширение A) ABC0-ABFF: Мейтей/Манипури AC00-D7AF: Слоги хангыля D800-DB7F: Верхняя часть суррогатных пар DB80-DBFF: Верхняя часть суррогатных пар для частного использования DC00-DFFF: Нижняя часть суррогатных пар E000-F8FF: Область для частного использования F900-FAFF: Совместимые иероглифы ККЯ FB00-FB4F: Алфавитные формы представления FB50-FDCF: Формы представления арабских букв-A FDF0-FDFF: Формы представления арабских букв-A FE00-FE0F: Селекторы вариантов начертания FE10-FE1F: Вертикальные формы FE20-FE2F: Комбинируемые половинки символов FE30-FE4F: Формы совместимости ККЯ FE50-FE6F: Варианты малого размера FE70-FEFF: Формы представления арабских букв-B FF00-FFEF: Полуширинные и полноширинные формы FFF0-FFFF: Специальные символы

  • Что такое Юникод?

    Юникод (англ. Unicode ) - это универсальный стандарт кодирования символов, который позволяет предоставить знаки всех языков мира.

    В отличие от ASCII , один символ кодируется двумя байтами, что позволяет использовать 65 536 символов, против 256 .

    Как известно, один байт - это целое число от нуля до 255 . В свою очередь, байт состоит из восьми бит, которые хранят числовые значения в двоичном виде, где каждая следующая единица текущего бита является в два раза большим значением предыдущего бита. Таким образом, два байта могут хранить в себе число от нуля до 65 535 , что и позволяет использовать 65 536 символов (ноль + 65 535 , ноль - это тоже число, он не является ничем).

    Символы Юникода разделены на секции. Первые 128 символов повторяют таблицу ASCII .

    За отображение символов отвечает семейство кодировок Юникода (Unicode Transformation Format - UTF ). Наиболее известная и широко применяемая кодировка - UTF-8 .

  • Как пользоваться таблицей?

    Символы представлены по 16 штук на строке. Сверху вы можете видеть шестнадцатеричное число от 0 до 16 . Слева аналогичные числа в шестнадцатеричном виде от 0 до FFF .
    Соединив число слева с числом сверху, можно узнать код символа. Например: английская буква F расположена на строке 004 , в столбике 6 : 004 + 6 = код символа 0046 .

    Впрочем, вы можете просто навести курсор на конкретный символ в таблице, чтобы узнать код символа. Либо нажать на символ, чтобы скопировать его, или его код в одном из форматов.

    В поисковое поле можно ввести ключевые слова поиска, например: стрелки, солнце, сердце. Либо можно указать код символа в любом формате, например: 1123, 04BC, چ. Или сам символ, если требуется узнать код символа.

    Поиск по ключевым словам в данный момент находится на стадии разработки, поэтому может не выдавать результатов. Но многие популярные символы уже можно найти.

Юникод - это очень большой и сложный мир, ведь стандарт позволяет ни много ни мало представлять и работать в компьютере со всеми основными письменностями мира. Некоторые системы письма существуют уже более тысячи лет, причём многие из них развивались почти независимо друг от друга в разных уголках мира. Люди так много всего придумали и оно зачастую настолько непохоже друг на друга, что объединить всё это в единый стандарт было крайне непростой и амбициозной задачей.

Чтобы по-настоящему разобраться с Юникодом нужно хотя бы поверхностно представлять себе особенности всех письменностей, с которыми позволяет работать стандарт. Но так ли это нужно каждому разработчику? Мы скажем, что нет. Для использования Юникода в большинстве повседневных задач, достаточно владеть разумным минимумом сведений, а дальше углубляться в стандарт по мере необходимости.

В статье мы расскажем об основных принципах Юникода и осветим те важные практические вопросы, с которыми разработчики непременно столкнутся в своей повседневной работе.

Зачем понадобился Юникод?

До появления Юникода, почти повсеместно использовались однобайтные кодировки, в которых граница между самими символами, их представлением в памяти компьютера и отображением на экране была довольно условной. Если вы работали с тем или иным национальным языком, то в вашей системе были установлены соответствующие шрифты-кодировки, которые позволяли отрисовывать байты с диска на экране таким образом, чтобы они представляли смысл для пользователя.

Если вы распечатывали на принтере текстовый файл и на бумажной странице видели набор непонятных кракозябр, это означало, что в печатающее устройство не загружены соответствующие шрифты и оно интерпретирует байты не так, как вам бы этого хотелось.

У такого подхода в целом и однобайтовых кодировок в частности был ряд существенных недостатков:

  1. Можно было одновременно работать лишь с 256 символами, причём первые 128 были зарезервированы под латинские и управляющие символы, а во второй половине кроме символов национального алфавита нужно было найти место для символов псевдографики (╔ ╗).
  2. Шрифты были привязаны к конкретной кодировке.
  3. Каждая кодировка представляла свой набор символов и конвертация из одной в другую была возможна только с частичными потерями, когда отсутствующие символы заменялись на графически похожие.
  4. Перенос файлов между устройствами под управлением разных операционных систем был затруднителен. Нужно было либо иметь программу-конвертер, либо таскать вместе с файлом дополнительные шрифты. Существование Интернета каким мы его знаем было невозможным.
  5. В мире существуют неалфавитные системы письма (иероглифическая письменность), которые в однобайтной кодировке непредставимы в принципе.

Основные принципы Юникода

Все мы прекрасно понимаем, что компьютер ни о каких идеальных сущностях знать не знает, а оперирует битами и байтами. Но компьютерные системы пока создают люди, а не машины, и для нас с вами иногда бывает удобнее оперировать умозрительными концепциями, а затем уже переходить от абстрактного к конкретному.

Важно! Одном из центральных принципов в философии Юникода является чёткое разграничение между символами, их представлением в компьютере и их отображением на устройстве вывода.

Вводится понятие абстрактного юникод-символа, существующего исключительно в виде умозрительной концепции и договорённости между людьми, закреплённой стандартом. Каждому юникод-символу поставлено в соответствие неотрицательное целое число, именуемое его кодовой позицией (code point).

Так, например, юникод-символ U+041F - это заглавная кириллическая буква П. Существует несколько возможностей представления данного символа в памяти компьютера, ровно как и несколько тысяч способов отображения его на экране монитора. Но при этом П, оно и в Африке будет П или U+041F.

Это хорошо нам знакомая инкапсуляция или отделение интерфейса от реализации - концепция, отлично зарекомендовавшая себя в программировании.

Получается, что руководствуясь стандартом, любой текст можно закодировать в виде последовательности юникод-символов

Привет U+041F U+0440 U+0438 U+0432 U+0435 U+0442
записать на листочке, упаковать в конверт и переслать в любой конец Земли. Если там знают о существовании Юникода, то текст будет воспринят ими ровно так же, как и нами с вами. У них не будет ни малейших сомнений, что предпоследний символ - это именно кириллическая строчная е (U+0435), а не скажем латинская маленькая e (U+0065). Обратите внимание, что мы ни слова не сказали о байтовом представлении.

Хотя юникод-символы и называются символами, они далеко не всегда соответствуют символу в традиционно-наивном понимании, например букве, цифре, пунктуационному знаку или иероглифу. (Подробнее смотри под спойлером.)

Примеры различных юникод-символов

Существуют чисто технические юникод-символы, например:

  • U+0000: нулевой символ;
  • U+D800–U+DFFF: младшие и старшие суррогаты для технического представления кодовых позиций в диапазоне от 10000 до 10FFFF (читай: за пределами БМЯП/BMP) в семействе кодировок UTF-16;
  • и т.д.
Существуют пунктуационные маркеры, например U+200F: маркер смены направления письма справа-налево.

Существует целая когорта пробелов различной ширины и назначения (см. отличную хабра-статью: всё (или почти всё) о пробеле):

  • U+0020 (пробел);
  • U+00A0 (неразрывный пробел, в HTML);
  • U+2002 (полукруглая шпация или En Space);
  • U+2003 (круглая шпация или Em Space);
  • и т.д.
Существуют комбинируемые диакритические знаки (сombining diacritical marks) - всевозможные штрихи, точки, тильды и т.д., которые меняют/уточняют значение предыдущего знака и его начертание. Например:
  • U+0300 и U+0301: знаки основного (острого) и второстепенного (слабого) ударений;
  • U+0306: кратка (надстрочная дуга), как в й;
  • U+0303: надстрочная тильда;
  • и т.д.
Существует даже такая экзотика, как языковые тэги (U+E0001, U+E0020–U+E007E, и U+E007F), которые сейчас находятся в подвешенном состоянии. Они задумывались как возможность маркировать определённые участки текста как относящиеся к тому или иному варианту языку (скажем американский и британский вариант английского), что могло влиять на детали отображения текста.

Что такое символ, чем отличается графемный кластер (читай: воспринимаемое как единое целое изображение символа) от юникод-символа и от кодового кванта мы расскажем в следующий раз.

Кодовое пространство Юникода

Кодовое пространство Юникода состоит из 1 114 112 кодовых позиций в диапазоне от 0 до 10FFFF. Из них к девятой версии стандарта значения присвоены лишь 128 237. Часть пространства зарезервирована для частного использования и консорциум Юникода обещает никогда не присваивать значения позициям из этих специальный областей.

Ради удобства всё пространство поделено на 17 плоскостей (сейчас задействовано шесть их них). До недавнего времени было принято говорить, что скорее всего вам придётся столкнуться только с базовой многоязыковой плоскостью (Basic Multilingual Plane, BMP), включающей в себя юникод-символы от U+0000 до U+FFFF. (Забегая немного вперёд: символы из BMP представляются в UTF-16 двумя байтами, а не четырьмя). В 2016 году этот тезис уже вызывает сомнения. Так, например, популярные символы Эмодзи вполне могут встретиться в пользовательском сообщении и нужно уметь их корректно обрабатывать.

Кодировки

Если мы хотим переслать текст через Интернет, то нам потребуется закодировать последовательность юникод-символов в виде последовательности байтов.

Стандарт Юникода включает в себя описание ряда юникод-кодировок, например UTF-8 и UTF-16BE/UTF-16LE, которые позволяют кодировать всё пространство кодовых позиций. Конвертация между этими кодировками может свободно осуществляться без потерь информации.

Также никто не отменял однобайтные кодировки, но они позволяют закодировать свой индивидуальный и очень узкий кусочек юникод-спектра - 256 или менее кодовых позиций. Для таких кодировок существуют и доступны всем желающим таблицы, где каждому значению единственного байта сопоставлен юникод-символ (см. например CP1251.TXT). Несмотря на ограничения, однобайтные кодировки оказываются весьма практичными, если речь идёт о работе с большим массивом моноязыковой текстовой информации.

Из юникод-кодировок самой распространённой в Интернете является UTF-8 (она завоевала пальму первенства в 2008 году), главным образом благодаря её экономичности и прозрачной совместимости с семибитной ASCII. Латинские и служебные символы, основные знаки препинания и цифры - т.е. все символы семибитной ASCII - кодируются в UTF-8 одним байтом, тем же, что и в ASCII. Символы многих основных письменностей, не считая некоторых более редких иероглифических знаков, представлены в ней двумя или тремя байтами. Самая большая из определённых стандартом кодовых позиций - 10FFFF - кодируется четырьмя байтами.

Обратите внимание, что UTF-8 - это кодировка с переменной длиной кода. Каждый юникод-символ в ней представляется последовательностью кодовых квантов с минимальной длиной в один квант. Число 8 означает битовую длину кодового кванта (code unit) - 8 бит. Для семейства кодировок UTF-16 размер кодового кванта составляет, соответственно, 16 бит. Для UTF-32 - 32 бита.

Если вы пересылаете по сети HTML-страницу с кириллическим текстом, то UTF-8 может дать весьма ощутимый выигрыш, т.к. вся разметка, а также JavaScript и CSS блоки будут эффективно кодироваться одним байтом. К примеру главная страница Хабра в UTF-8 занимает 139Кб, а в UTF-16 уже 256Кб. Для сравнения, если использовать win-1251 с потерей возможности сохранять некоторые символы, то размер, по сравнению с UTF-8, сократится всего на 11Кб до 128Кб.

Для хранения строковой информации в приложениях часто используются 16-битные юникод-кодировки в силу их простоты, а так же того факта, что символы основных мировых систем письма кодируются одним шестнадцатибитовым квантом. Так, например, Java для внутреннего представления строк успешно применяет UTF-16. Операционная система Windows внутри себя также использует UTF-16.

В любом случае, пока мы остаёмся в пространстве Юникода, не так уж и важно, как хранится строковая информация в рамках отдельного приложения. Если внутренний формат хранения позволяет корректно кодировать все миллион с лишним кодовых позиций и на границе приложения, например при чтении из файла или копировании в буфер обмена, не происходит потерь информации, то всё хорошо.

Для корректной интерпретации текста, прочитанного с диска или из сетевого сокета, необходимо сначала определить его кодировку. Это делается либо с использованием метаинформации, предоставленной пользователем, записанной в тексте или рядом с ним, либо определяется эвристически.

В сухом остатке

Информации много и имеет смысл привести краткую выжимку всего, что было написано выше:
  • Юникод постулирует чёткое разграничение между символами, их представлением в компьютере и их отображением на устройстве вывода.
  • Юникод-символы не всегда соответствуют символу в традиционно-наивном понимании, например букве, цифре, пунктуационному знаку или иероглифу.
  • Кодовое пространство Юникода состоит из 1 114 112 кодовых позиций в диапазоне от 0 до 10FFFF.
  • Базовая многоязыковая плоскость включает в себя юникод-символы от U+0000 до U+FFFF, которые кодируются в UTF-16 двумя байтами.
  • Любая юникод-кодировка позволяет закодировать всё пространство кодовых позиций Юникода и конвертация между различными такими кодировками осуществляется без потерь информации.
  • Однобайтные кодировки позволяют закодировать лишь небольшую часть юникод-спектра, но могут оказаться полезными при работе с большим объёмом моноязыковой информации.
  • Кодировки UTF-8 и UTF-16 обладают переменной длиной кода. В UTF-8 каждый юникод-символ может быть закодирован одним, двумя, тремя или четырьмя байтами. В UTF-16 - двумя или четырьмя байтами.
  • Внутренний формат хранения текстовой информации в рамках отдельного приложения может быть произвольным при условии корректной работы со всем пространством кодовых позиций Юникода и отсутствии потерь при трансграничной передаче данных.

Краткое замечание про кодирование

С термином кодирование может произойти некоторая путаница. В рамках Юникода кодирование происходит дважды. Первый раз кодируется набор символов Юникода (character set), в том смысле, что каждому юникод-символу ставится с соответствие кодовая позиция. В рамках этого процесса набор символов Юникода превращается в кодированный набор символов (coded character set). Второй раз последовательность юникод-символов преобразуется в строку байтов и этот процесс также называется кодирование.

В англоязычной терминологии существуют два разных глагола to code и to encode, но даже носители языка зачастую в них путаются. К тому же термин набор символов (character set или charset) используется в качестве синонима к термину кодированный набор символов (coded character set).

Всё это мы говорим к тому, что имеет смысл обращать внимание на контекст и различать ситуации, когда речь идёт о кодовой позиции абстрактного юникод-символа и когда речь идёт о его байтовом представлении.

В заключение

В Юникоде так много различных аспектов, что осветить всё в рамках одной статьи невозможно. Да и ненужно. Приведённой выше информации вполне достаточно, чтобы не путаться в основных принципах и работать с текстом в большинстве повседневных задач (читай: не выходя за рамки BMP). В следующих статьях мы расскажем о нормализации, дадим более полный исторический обзор развития кодировок, побеседуем о проблемах русскоязычной юникод-терминологии, а также сделаем материал о практических аспектах использования UTF-8 и UTF-16.

В попытках настроить ту или иную функцию интернета любой пользователь наверняка сталкивался с таким понятием, как «Юникод». Чтобы узнать, что означает это понятие, прочитайте данную статью до конца.

«Юникод»: определение

Под термином «Юникод» сегодня имеют в виду стандарт кодирования символов. Данный стандарт был предложен в 1991 году некоммерческой организацией Unicode Inc. Стандарт «Юникод» разрабатывался для объединения большого числа различных символов в одном документе. Страница, созданная на основе такой кодировки, может содержать в себе иероглифы, буквы, и математические символы. В данной кодировке без проблем отображаются все символы.

«Юникод»: причины создания

Еще задолго до появления системы «Юникод», кодировки выбирались исходя из предпочтений автора документа. Нередко по этой причине, чтобы прочитать один документ, приходилось использовать различные таблицы. Однако делать это приходилось по несколько раз. Это существенно усложняло жизнь обычным пользователям. Как уже было сказано ранее, в 1991 году для решения данной проблемы некоммерческая организация Unicode Inc. предложила использовать новый тип кодирования информации. Данный тип кодирования был создан для объединения самых разнообразных стандартов. Кодировка «Юникод» позволила добиться невозможного: создать инструмент, поддерживающий огромное количество разнообразных символов. Полученный результат превзошел ожидания: получились документы, которые одновременно могли содержать в себе как русский, так и английский текст, а также математические выражения и латынь. Перед созданием единой системы кодировки разработчикам предстояло решить целый ряд проблем, возникающих из-за существования огромного числа стандартов, которые уже существовали на данный момент. К самым распространенным из таких проблем относились ограниченность набора символов, эльфийские письмена, дублирование шрифтов и проблема преобразования различных кодировок.

«Юникод»: экскурс в историю

Представьте себе следующую картину: на дворе 80-е, компьютерная техника еще не получила столь широкого распространения и имеет вид, отличный от сегодняшнего. Каждая операционная система по-своему уникальна и доработана энтузиастами под те или иные конкретные нужды. В результате необходимость в обмене информацией привела к дополнительным доработкам. При попытке прочитать документ, созданный в другой операционной системе, на экране обычно выводились непонятные наборы символов. Это требовало дальнейшей работы с кодировкой, которую не всегда получалось выполнить быстро. Порой на обработку необходимого документа уходило несколько месяцев. Пользователи, которым часто приходится обмениваться информацией, стали создавать для себя особые таблицы преобразования. Работа с такими таблицами выявила одну интересную особенность: создавать такие таблицы необходимо одновременно по двум направлениям. Машина не может выполнить банальную инверсию вычислений. Для нее в правом столбце записан исходный файл, а в левом результат. Наоборот переставить их нельзя. При необходимости использовать в документе какие-то специальные символы, сначала их необходимо было добавить, а потом еще объяснить другому пользователю, что нужно с ними сделать, чтобы они не превратились в «крякозябры». Также стоит учитывать, что под каждую кодировку приходилось разрабатывать собственные шрифты. Это привело к созданию огромного количества дублей в операционной системе. Так, например, на одной странице пользователь мог наблюдать десяток шрифтов, идентичных стандартному Times New Roman, но с пометками UCS-2, UTF-16, UTF-8, ANSI. Таким образом, назрела необходимость разработки универсального стандарта.

«Юникод»: создатели

Начало истории создания «Юникод» можно отнести к 1987 году. Именно тогда Джо Беккер из компании Xerox вместе с Марком Дэвисом и Ли Коллинзом из компании Apple приступили к исследованиям в области практической разработки универсальной кодировки. В 1988 году Джо Беккер опубликовал проект создания международной многоязычной кодировки. Несколько месяцев спустя работая группа по разработке «Юникод» была расширена. В нее вошли такие специалисты, как Гленн Райт из Sun Microsystems, Майк Кернеган и Кен Уистлер из RLG. Это позволило завершить работы по предварительному формированию единого стандарта кодирования.

«Юникод»: общее описание

В основе кодировки Unicode лежит общее понятие символа. Под данным определением понимают абстрактное явление, которое существует в виде письменности, реализуемой через графемы. В «Юникод» каждому символу сопоставляется уникальный код, который принадлежит тому или иному блоку стандарта. Так, к примеру, графема «В» присутствует и в английском, и в русском языках, но ей соответствует два разных символа. К данным символам также может применяться преобразование в строчную букву. Это значит, что каждый из этих символов описывается ключом, набором свойств и названием.

«Юникод»: преимущества

От других современных систем кодировки «Юникод» отличается огромным запасом знаков для «шифрования» различных символов. Все дело в том, что предшествующие кодировки имели всего 8 бит. Это значит, что они поддерживали всего 28 символов. Новая разработка имела 216 символов, что стало большим шагом вперед. Таким образом появилась возможность закодировать практически все существующие алфавиты. Необходимость использования таблиц преобразования с появлением «Юникода» отпала. Наличие единого стандарта просто сводило их полезность к нулю. Вместе с тем исчезли и «крякозябры». Появление нового стандарта сделало их существование невозможным. Также была исключена необходимость создания дублей шрифтов.

«Юникод»: развитие

Несмотря на то, что прогресс не стоит на месте, кодировка «Юникод» продолжает удерживать лидирующие позиции в мире. Это стало возможным во многом благодаря тому, что он стал легко внедряемым и получил широкое распространение. При это не стоит считать, что сегодня используется такая же кодировка «Юникод», что и 25 лет назад. Сегодня используется версия 5.x.x. Число кодируемых символов возросло до 231. С момента возникновения до появления версии 2.0.0 кодировка «Юникод» увеличила число входящих в нее символов практически в два раза. В последующие годы такой рост возможностей продолжился. К моменту появления версии 4.0.0 возникла необходимость увеличения самого стандарта. В результате кодировка «Юникод» обрела вид, в котором мы ее знаем сегодня.

Что же еще полезного есть в «Юникод»? Кроме огромного, постоянно пополняющегося количества символов, кодировка «Юникод» имеет одну довольно полезную особенность. Это нормализация. Кодировка не тратит ресурсы компьютера на регулярную проверку одного и того же символа, который в разных алфавитах может иметь похожее написание. Для этой цели используется специальный алгоритм, который дает возможность вынести схожие символы отдельно графой и обращаться к ним, а не проверять каждый раз всю информацию. Всего разработано и внедрено четыре таких алгоритма. Преобразование в каждом из них осуществляется по определенному принципу, отличающемуся от других.

Юникод

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Перейти к: навигация , поиск

Юнико́д (чаще всего) или Унико́д (англ. Unicode ) - стандарт кодирования символов , позволяющий представить знаки практически всех письменных языков .

Стандарт предложен в 1991 году некоммерческой организацией «Консорциум Юникода» (англ. Unicode Consortium , Unicode Inc . ). Применение этого стандарта позволяет закодировать очень большое число символов из разных письменностей: в документах Unicode могут соседствовать китайские иероглифы , математические символы, буквы греческого алфавита , латиницы и кириллицы , при этом становится ненужным переключение кодовых страниц .

Стандарт состоит из двух основных разделов: универсальный набор символов (англ. UCS, universal character set ) и семейство кодировок (англ . UTF, Unicode transformation format ). Универсальный набор символов задаёт однозначное соответствие символов кодам - элементам кодового пространства, представляющим неотрицательные целые числа. Семейство кодировок определяет машинное представление последовательности кодов UCS.

Коды в стандарте Юникод разделены на несколько областей. Область с кодами от U+0000 до U+007F содержит символы набора ASCII с соответствующими кодами. Далее расположены области знаков различных письменностей, знаки пунктуации и технические символы. Часть кодов зарезервирована для использования в будущем. Под символы кириллицы выделены области знаков с кодами от U+0400 до U+052F, от U+2DE0 до U+2DFF, от U+A640 до U+A69F (см. Кириллица в Юникоде ).

    1 Предпосылки создания и развитие Юникода

    2 Версии Юникода

    3 Кодовое пространство

    4 Система кодирования

    5 Модифицирующие символы

    6 Формы нормализации

    • 6.1 Примеры

    7 Двунаправленное письмо

    8 Представленные символы

    9 ISO/IEC 10646

    10 Способы представления

    • 10.1 UTF-8

      10.2 Порядок байтов

      10.3 Юникод и традиционные кодировки

      10.4 Реализации

    11 Методы ввода

    • 11.1 Microsoft Windows

      11.2 Macintosh

      11.3 GNU/Linux

    12 Проблемы Юникода

    13 «Юникод» или «Уникод»?

    14 См. также

Предпосылки создания и развитие Юникода

К концу 1980-х годов стандартом стали 8-битные символы, при этом существовало множество разных 8-битных кодировок, и постоянно появлялись всё новые. Это объяснялось как постоянным расширением круга поддерживаемых языков, так и стремлением создать кодировку, частично совместимую с какой-нибудь другой (характерный пример - появление альтернативной кодировки для русского языка, обусловленное эксплуатацией западных программ, созданных для кодировки CP437 ). В результате появилось несколько проблем:

    Проблема «кракозябр » (отображения документов в неправильной кодировке): её можно было решить либо последовательным внедрением методов указания используемой кодировки, либо внедрением единой для всех кодировки.

    Проблема ограниченности набора символов: её можно было решить либо переключением шрифтов внутри документа, либо внедрением «широкой» кодировки. Переключение шрифтов издавна практиковалось в текстовых процессорах , причём часто использовались шрифты с нестандартной кодировкой , т. н. «dingbat fonts» - в итоге при попытке перенести документ в другую систему все нестандартные символы превращались в кракозябры.

    Проблема преобразования одной кодировки в другую: её можно было решить либо составлением таблиц перекодировки для каждой пары кодировок, либо использованием промежуточного преобразования в третью кодировку, включающую все символы всех кодировок.

    Проблема дублирования шрифтов: традиционно для каждой кодировки делался свой шрифт, даже если эти кодировки частично (или полностью) совпадали по набору символов: эту проблему можно было решить, делая «большие» шрифты, из которых потом выбираются нужные для данной кодировки символы - однако это требует создания единого реестра символов, чтобы определять, чему что соответствует.

Было признано необходимым создание единой «широкой» кодировки. Кодировки с переменной длиной символа, широко использующиеся в Восточной Азии, были признаны слишком сложными в использовании, поэтому было решено использовать символы фиксированной ширины. Использование 32-битных символов казалось слишком расточительным, поэтому было решено использовать 16-битные.

Таким образом, первая версия Юникода представляла собой кодировку с фиксированным размером символа в 16 бит, то есть общее число кодов было 2 16 (65 536). Отсюда происходит практика обозначения символов четырьмя шестнадцатеричными цифрами (например, U+04F0). При этом в Юникоде планировалось кодировать не все существующие символы, а только те, которые необходимы в повседневном обиходе. Редко используемые символы должны были размещаться в «области пользовательских символов» (private use area), которая первоначально занимала коды U+D800…U+F8FF. Чтобы использовать Юникод также и в качестве промежуточного звена при преобразовании разных кодировок друг в друга, в него включили все символы, представленные во всех наиболее известных кодировках.

В дальнейшем, однако, было принято решение кодировать все символы и в связи с этим значительно расширить кодовую область. Одновременно с этим, коды символов стали рассматриваться не как 16-битные значения, а как абстрактные числа, которые в компьютере могут представляться множеством разных способов (см. Способы представления ).

Поскольку в ряде компьютерных систем (например, Windows NT ) фиксированные 16-битные символы уже использовались в качестве кодировки по умолчанию, было решено все наиболее важные знаки кодировать только в пределах первых 65 536 позиций (так называемая англ. basic multilingual plane , BMP ). Остальное пространство используется для «дополнительных символов» (англ. supplementary characters ): систем письма вымерших языков или очень редко используемых китайских иероглифов, математических и музыкальных символов.

Для совместимости со старыми 16-битными системами была изобретена система UTF-16 , где первые 65 536 позиций, за исключением позиций из интервала U+D800…U+DFFF, отображаются непосредственно как 16-битные числа, а остальные представляются в виде «суррогатных пар» (первый элемент пары из области U+D800…U+DBFF, второй элемент пары из области U+DC00…U+DFFF). Для суррогатных пар была использована часть кодового пространства (2048 позиций), ранее отведённого для «символов для частного использования».

Поскольку в UTF-16 можно отобразить только 2 20 +2 16 −2048 (1 112 064) символов, то это число и было выбрано в качестве окончательной величины кодового пространства Юникода.

Хотя кодовая область Юникода была расширена за пределы 2 16 уже в версии 2.0, первые символы в «верхней» области были размещены только в версии 3.1.

Роль этой кодировки в веб-секторе постоянно растёт, на начало 2010 доля веб-сайтов, использующих Юникод, составила около 50 %.