Молодежное радиовещание в советском союзе. Голос большой страны: радиосеть в ссср

И именно поэтому на развитие этой области техники были брошены значительные силы и средства. К 1959 году СССР занимал первое место в мире по мощности радиостанций и второе - по количеству радиоприемных установок - на 4 человек к этому времени приходилось по 1 установке. В год в СССР выпускались десятки миллионов радиоприемников. Общая продолжительность вещания по разным параллельным программам в СССР превышала 600 часов в сутки.
Вещание советского радио к началу 60-х шло круглосуточно. Кроме центральных каналов, были еще республиканские, где советские радиопередачи шли на языках народов СССР, краевые и областные. Вещание шло более чем на 80 языках мира.
Именно развитие радио в СССР позволило осуществить первые телепередачи. Позывные советского радио - гимн Советского Союза - и сигналы точного времени вызывали у гражданина устойчивый условный рефлекс.
Неоценима роль радиоприемника в годы войны, когда десятки людей собирались у установленной прямо на улице коробочке с рупором, чтобы послушать последние новости или, как это было в блокадном Ленинграде, стихи Ольги Берргольц или музыку Шостаковича, а голос диктора Юрия Левитана стал камертоном внутренней жизни страны.
Расцвет радио Советского Союза пришелся на 50-70 годы. В 1956 четко разделились две редакции, занимавшиеся вещанием для детей и вещанием для юношества. В 1960 была осуществлена реформа радиовещания и телевидения. Отныне радиокомитет приобрел форму не политической, а творческой организации, что не могло не сказаться на качестве советских радиопередач. В 1962 впервые на радио вышла в эфир программа радиостанции «Юность». Появилась дифференциация программ: для сельской аудитории, для рабочих, для студенчества, для воинов Советской армии. По вечерам «Юность» вещала об искусстве, о литературе и театре.
Передачи о литераторах разных эпох вел Ираклий Андроников - прекрасный рассказчик и литературовед. «Мастера советской поэзии» стали любимой передачей у многих слоев населения в СССР. С сентября 1959 года стал выходить «Народный университет культуры». И, конечно, самой востребованной передачей советского радио стал «Театр у микрофона», транслировавший радиопостановки классических и современных пьес.
К 80-м годам радио СССР вновь заговорило по-новому. Потребовался более быстрый ритм, многие радиопередачи СССР вышли в обновленном виде. Но любимыми советскими радиопередачами по-прежнему оставались «Пионерская зорька», «С добрым утром!», «Концерт по заявкам», «КОАПП», «Радио-няня», «Клуб знаменитых капитанов», «Встреча с песней», «Ровесники». В отличие от телевизора, радио на коммунальных кухнях и в личных гостиных вещало почти без перерыва, и целые поколения советских людей выросли под голоса ведущих старых передач на радио СССР.

Дарья Горобцова

В эфире данных радиостанций вы услышите лучшие песни и музыку Советского времени, которые некогда были широко известны и популярны в городах и сёлах нашей необъятной Родины. А многие из них и сегодня знают и слушают те, кто родился и вырос в нашей стране. Эти песни исполняют уже шестьдесят, семьдесят лет, а они не потеряли своей актуальности - это хиты, которые слушает не одно поколение. Слушайте музыку ушедшего века с виниловых пластинок и бобин. Некоторые из радиостанций транслируют советские радиоспектакли, радиопередачи, как для детей, так и для взрослых!

СТАРОЕ РАДИО

Старое Радио - некоммерческая интернет-радиостанция, в прямом эфире которой вы услышите спектакли, радио-литературные композиции, литературные чтения и многое другое.

СТАРОЕ РАДИО (ДЕТСКОЕ РАДИО)

Дорогие ребята!

“Детское радио” это радио для вас. Здесь вы сможете слушать лучшие постановки, спектакли и сказки, записанные с любовью и умением. Найдется интерес и у самых маленьких, и у самых взрослых. Мы, так же, предложим произведения необходимые в школьной программе по литературе. Даже ваши мамы и папы, с удовольствием вспомнят сказки и истории времени своего малолетства.

Большую часть эфира занимают, качественно поставленные, радиопостановки и спектакли для детей, а также песни из мультфильмов и художественных фильмов для детей.

Старое радио (музыка) - популярные советские песни и вся музыка СССР. Редкое собрание патриотических, военных и просто народных песен СССР.

Муслим Магомаев, Анна Герман, Иосиф Кобзон, Майя Кристалинская, Эдита Пьеха – эти имена знакомы каждому, кто жил и работал, влюблялся и ходил на танцплощадки, смотрел телевизор и слушал радио, а также строил социализм в Советском Союзе! Сегодня все артисты той эпохи широко представлены на интернет-радио «СССР 50-70.101»! Включайте радиостанцию и наслаждайтесь добрыми, крепкими духом песнями!

РАДИО СССР 30-50 - музыкальная радиостанция от интернет-портала 101.ru. Эти песни слушали наши бабушки и дедушки, прислушайтесь и вы заметите щелчки и скрип грампластинок. Известные исполнители того времени, которых вы услышите на этом канале: Вадим Козин, Изабелла Юрьева, Владимир Бунчиков, Леонид Кострица, Иван Шмелев и многие другие. Слушайте прямой эфир Радио 101.ru: СССР 30-50 онлайн

1. «Театр у микрофона». Во время этой передачи транслировались радиоспектакли. Перед радио стояла задача: популяризировать лучшие литературные произведения русской и советской классики. Надо сказать, что эту задачу оно выполняло. И дети, и взрослые, примкнув к радиоприемникам, слушали неповторимые голоса Алексея Грибова , Юрия Яковлева , Евгения Самойлова , Бориса Смирнова , Николая Плотникова . Звучали пьесы советских и зарубежных классиков, а также оперы и оперетты. Тексты многие слушатели знали буквально наизусть!

2. Помимо «Театра у микрофона» были и «Литературные чтения». Во этой радиопередаче произведения читали выдающиеся актеры: В. Тихонов , Л. Касаткина , П. Кадочников. Настоящий удовольствие было слушать «Тихий Дон» или «Хождение по мукам», которые читали еще в детстве, в исполнении любимых актеров.

3. «Пионерская зорька». Это своеобразная радиогазета, выходившая ежедневно утром. Она была предназначена для школьников. Ведущие рассказывали о жизни пионерии, страны, делали соответствующие репортажи, интервью, радиоочерки. Для выпуска передачи приглашались известные артисты, музыканты, поэты. Песни для радиогазеты писали такие композиторы, как М. Иорданский , А. Островский , Е. Крылатов, О. Хромушин , С. Соснин, Ю. Чичков, А. Пахмутова . Передача выходила в эфир целых 66 лет! Она прекратила свое существование с рападом СССР .

4. Еще одна утренняя радиопередача так и называлась «С добрым утром!». Она была юмористической. В радиопередаче была рубрика «Архивариус (Коллекция сведений, не слишком известных)», которую вел Георгий Вицин , а также «Справочное бюро», роль дежурной которого исполняла Вера Орлова . «С добрым утром!» была настолько популярной, что на нее даже делали пародии. Ее участниками в разное время становились Аркадий Арканов, Владимир Винокур, Михаил Жванецкий , Роман Карцев и Виктор Ильченко , Иосиф Кобзон , Георгий Милляр, Аркадий Райкин , Тарапунька и Штепсель, Эдуард Успенский .

5. Очень популярны были и детские радиопередачи. Например, «Клуб знаменитых капитанов» - известный многосерийный радиоспектакль для детей, выходивший в СССР с декабря 1945 года до начала 1980-х годов. Персонажами спектакля были герои популярных приключенческих книг: Капитан Немо, Барон Мюнхгаузен, Синдбад -мореход, Робинзон Крузо. Роль библиотекарши Марии Петровны исполняла Софья Гальперина , её помощницы Катюши - Наталья Львова .

6. «Радионяня» - образовательная программа для младших школьников на всесоюзном радио. «Весёлые уроки радионяни» в шутливой музыкальной форме помогали детям запомнить правила русского языка, объясняли законы математики, физики, биологии, правила дорожного движения. Детей в эфире даже учили мыть полы и сочинять стихи, а также рассказывали им о людях, которые посвятили свою жизнь детям. Автором передачи был Эдуард Успенский, а еще Аркадий Хайт (автор наиболее безупречных интермедий «Веселые уроки»), Лион Измайлов , Ефим Смолин и многие другие поэты и писатели-юмористы. Программа просуществовала почти тридцать лет.

7. «Встреча с песней». Премьера состоялась на Всесоюзном радио в 1967 году. Это прародитель «Песни в подарок», которая пользовалась популярностью уже позже в эфире телеканалов. Передача шла около часа. За это время в студию дозванивались слушатели, которые рассказывали личные истории, так или иначе связанные с какой-либо песней. Эту песню и ставил ведущий после рассказа. Передача достойно выдержала многие перестроечные испытания и, став короче на десять минут, всё же сохранилась в эфире - теперь уже «Радио России ».

«Если у вас, товарищи, есть минут двадцать свободного времени, присядьте, пожалуйста, поближе к репродукторам. Мы расскажем вам...» - примерно так звучали приглашения, доносящиеся из бытовых трансляторов, или, как их тогда называли, радиоточек , которые имелись в каждой квартире и которые играли немаловажную роль в жизни советских людей.

История радиовещания в СССР началась 25 октября (7 ноября) 1917 года, когда из радиорубки крейсера «Аврора» было передано написанное Владимиром Лениным историческое обращение «К гражданам России». Оно известило весь мир о том, что Временное правительство низложено и государственная власть перешла в руки Советов.

Чуть позже, во время Гражданской войны, декреты и распоряжения Советского правительства, ноты иностранным государствам передавались двумя радиостанциями: Царскосельской - под Петроградом и Ходынекой под Москвой.

Осенью 1918 года Ленин дал указание ученым разработать радиотелеграф. А 2 декабря того же года подписал декрет «О Нижегородской радиолаборатории». Ее возглавил Михаил Александрович Бонч-Бруевич. В январе 1920 года радиотелефонный передатчик мощностью 300 ватт передал, а Москва приняла по радио человеческую речь.

Настенная «сковорода»

Расцвет советского радио начался одновременно с победой над послевоенной разрухой. В 1921 году из Казани в Москву были доставлены изготовленные группой инженеров усилительные установки. Громкоговоритель с рупором установили на балконе здания Моссовета, что дало возможность услышать на улице речь, произнесенную в актовом зале.

В середине 1922 года в Москву из Нижнего Новгорода была доставлена самая мощная на то время в мире 12-киловаттная станция, и уже в сентябре она передала в эфир первый большой радиоконцерт. А еще через месяц вступила в строй радиотелефонная станция имени Коминтерна с радиусом действия 2 тысячи верст.

В марте 1923 года Совнарком СССР утвердил список из 11 городов, в которых должны были ударными темпами построить радиоприемные станции. Они давали возможность слушать для начала научные лекции, передаваемые из Москвы. Первая из них была посвящена великому ученому Николаю Копернику.

В честь очередной годовщины создания Красной армии был передан радиоконцерт, который принимали не только на территории Советского Союза, но и за рубежом. А в 1925 году была введена регулярная передача боя часов со Спасской башни Кремля.

Это произошло не случайно - промышленность СССР начала массовый выпуск уличных громкоговорителей и домашних репродукторов. На выпуск последних марок «Аккорд», ДП, ЛМ-3 были ориентированы такие крупнейшие профильные предприятия, как Горьковский радиотелефонный завод имени Ленина, Ленинградский телефонно-телеграфный завод имени Кулакова и харьковский «Укррадиограмто» (нынешний «Протон»).

Конструкция выпускаемых ими репродукторов не случайно была весьма примитивной. Черная «тарелка», или, как ее еще называли, «сковорода», по своей цене была доступна любому гражданину, независимо от социального положения в обществе, - хоть наркому, хоть домохозяйке.

«Говорит Москва!»

Выпуск репродукторов в оригинальных красивых корпусах начался только в 50-х годах прошлого века. Так что долгие годы неказистая черная тарелка давала самые разнообразные поводы для переживаний и общения. Как радостные, так и горькие. И люди не представляли себе и дня без прослушивания радио.

Впрочем, до 1930 года в радиовещании, как и во всех новых начинаниях, царил определенный хаос. В недрах Народного комиссариата просвещения, которому была поручена организация трансляций, из-за бюрократических проволочек и отсутствия опыта никак не удавалось определить концепцию радиопередач.

Все формировалось спонтанно, единой сетки вещания не было. Например, в эфир прорывались то первая консультация для крестьян из приемной Председателя ВЦИК СССР Михаила Калинина, то репортаж с аэростата, пролетающего над Москвой, то предлагалось разучивание народных песен. Причем качество звука оставляло желать лучшего.

Советские писатели того времени иногда с ехидством комментировали эволюцию радиовещания. Например, Слонимский писал: «Присядем на скамейку в парке, и мы скоро услышим в летних сумерках слетающие с высоты слова какого-нибудь гигантского громкоговорителя: "Органическая химия включает изучение всех углеродных соединений"».

В бессмертном романе «Двенадцать стульев» была описана одна из таких «передач» во время визита Остапа Бендера во второй дом собеса.

Один из авторов книги, Илья Ильф, язвительно констатировал в своих записках: «В фантастических романах главное это было радио. При нем ожидалось счастье человеческое. Вот радио есть, а счастья нет». Писатель Лев Кассиль озвучил стиль подачи текстового материала: «Размеренный диктант ТАСС: "Точка... По буквам: Петр, Анна, Роман, Иван, Жанна... Париж!"».

С неменьшим сарказмом реагировал загадкой на процесс становления радиовещания и сатирический журнал «Крокодил»: «Стоит стояка, на стояке висяка; а что она орет, никто не разберет».

Но, в конце концов, начиная с января 1933 года, когда сформировался Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию при Совете народных комиссаров СССР, начались значительные подвижки в лучшую сторону.

Еще в 1922 году в Москве по проекту архитектора Владимира Шухова была построена башня высотой около 150 метров из ажурных стальных конструкций. На ней-то и были установлены радиоантенны, транслирующие передачи Всесоюзного радио, позывными которого с 1939 года стали первые такты мелодии песни «Широка страна моя родная».

В каждый дом

К 1941 году в СССР насчитывалось уже 11 тысяч трансляционных узлов и 6 миллионов индивидуальных радиоточек, которым во время войны предстояло сыграть немаловажную роль. Ведь в условиях военного положения все ламповые приемники подлежали сдаче на временное хранение. Проводное радио оставалось одним из немногих источников новостей.

Сводки Совинформбюро с театра боевых действий, передачи типа «Письма с фронта» и «Письма на фронт», приказы Верховного главнокомандующего, звучавшие из черных репродукторов, реально поддерживали боевой дух советского населения в тяжелые годы войны.

А что уж говорить о блокадном Ленинграде! По радио читала свои пламенные стихи Ольга Берггольц. А стук метронома, доносящийся из черных «тарелок», звучал для жителей как биение пульса внешне мертвого города.

К середине 1950-х годов сетка вещания была практически сформирована. Передачи начинались в б часов утра с исполнения Гимна Советского Союза, который, ко всему прочему, означал для не имеющих будильников начало рабочего дня. Затем следовали выпуск последних известий и прогноз погоды. Период с 8 до 9 часов считался «детским временем» - передачи «На зарядку становись!» и «Пионерская зорька».

Далее следовала целая палитра передач: от идеологически выдержанных «Ленинский университет миллионов» и «Трибуны международника» до научно-популярных типа «Наука на службе мира». Значительное место в вещании занимали также радиоспектакли и музыкальные выпуски.

Особой популярностью пользовалась передача «В рабочий полдень», через которую все желающие могли не только поздравить родных и знакомых с памятной датой, но и подарить им песню.

1 августа 1964 года в шесть часов утра в эфире прозвучал музыкальный фрагмент песни «Подмосковные вечера». Это были позывные новой круглосуточной программы радиостанции «Маяк». В начале каждого получаса передавались выпуски новостей из-за рубежа и по Советскому Союзу, а потом литературные и музыкальные передачи.

К тому времени в СССР уже были популярны транзисторные приемники. Но параллельно им появились и трехпрограммные комнатные радиоточки, которые кроме программ Всесоюзного радио и «Маяка» транслировали общеобразовательные программы.

Согласно оценкам экспертов, по объемам проводного вещания СССР к 1977 году вышел на первое место в мире - общая длина линий превысила 2 миллиона километров. Постепенно на смену ему пришло телевидение. Но «кухонное радио» до сих пор остается привычным атрибутом быта миллионов людей.

Сергей УРАНОВ

Однако роль радио, как центрального субъект в мире отношений Советских СМИ, отрицать нельзя. Именно радио выступило тем социальным клеем, который на протяжении семи десятилетий скреплял многие десятки национальностей и культур в одно могучее государство.

Для большинства взрослого населения современной России именно радио, радиопередачи, а не телевидение или пресса, является символом «советского» детства. Если телевидение оставило по себе в памяти только «Голубой Огонек», пресса - «Мурзилку», «Огонек» и «Технику молодежи», то радио навеки закрепилось в памяти русских людей позывными «Радионяни», «КОАПа», «Пионерской зорьки» и многими другими радиопередачами и радиопьессами.

Цель данной работы - проследить путь развития советского радиовещания в период после Второй мировой войны и вплоть до «застоя»; выявить ключевые моменты в развитии радиожурналистики; дать обзор детской и юношеской радиожурналистике означенного периода, систематизировать детские и юношеские радиопередачи.

Временный период исследования выбран по ряду причин:

Двадцать пять лет (45-70гг.) - наиболее значимый этап в развитии советской радиожурналистики. В это время складывается большинство известных жанров радиожурналистике, отмечается наибольший количественный рост радиопередач.

Хотя выбранный период очень велик в рамках стремительного 20 века, однако широта исследуемого временного отрезка компенсируется малой изученностью вопроса, что не позволит достаточно углубиться в тему.

Именно в обозначенный период находит особенно бурное развитие детская радиожурналистика, которая наиболее интересна нам в этом исследовании.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

Привести основные факты из истории радиовещания СССР и выявить ключевые события, обусловившие это развитие, их причины и следствия.

Исследовать литературу по теме, ознакомиться с доступными научными работами.

Изучить записи детских радиопередач и сделать выводы о содержании, политике и целевой аудитории этих передач.

Собрать и систематизировать краткие, разрозненные сведения об истории возникновения детских и юношеских развлекательных и образовательных радиопередач.

Среди фундаментальных работ по радиожурналистике, на которые мы опирались, можно выделить работу A.A. Шереля, «Радиожурналистика. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся специальности Журналистика», учебник Гуревича П.С., Ружникова В.Н. «Советское радиовещание. Страницы истории». В вопросе истории детской радиожурналистики мы опирались на книги Меньшиковой А.А. «Радио - детям», и труд Марченко Т. «Радиотеатр».

Новизна данной работы заключается в том, что она является попыткой систематизировать все доступные в Сети и городских библиотеках данные по истории радиовещания и детской радиожурналистики. И это тоже весьма интересный момент в нашем исследовании. С теоретической точки зрения данная работа не может претендовать на новизну, однако может быть интересная своей практической частью - анализом аудиозаписей советских радиопередач. С практической точки зрения, материалы данной курсовой работы могут быть использованы студентами специальности «Журналистика» для написания докладов или рефератов, для изучения этапов развития советского радиовещания и советской детской радиожурналистики.

На защиту выдвигаются следующие положения:

Послевоенный период - этап интенсивного развития радиовещания в СССР, время появления многих новых, и возрождения старых жанров радиожурналистики.

50-е - 60-е годы - время взрывного увеличения доли музыкального и развлекательного радиовещания.

Послевоенный СССР уделяет огромное внимание детской и молодежной радиополитике, что отражается в качественном и количественном росте советских радиопередач.

По мере взросления советского ребенка, радио предлагало ему все более специальную, научную информацию, вместо игровой, музыкальной и познавательно.

Глава 1. Советская радиожурналистика 1945-70 гг.

Первые четыре этапа развития советского радиовещания.

Традиционно, прежде чем говорить об обозначенном периоде истории, мы должны кратко охарактеризовать историческую ситуацию, в которой предстояло развернуться советскому радиовещанию. Итак, кратко:

К первому этапу развития русской радиожурналистики некоторыми исследователями принято относить «зачаточный» - царский период. В это время радио и радиотелеграф использовались преимущественно в военных целях. Об активном использовании радио известно мало, однако есть свидетельства об использовании радио для местной передачи информации через репродукторы. Радиотелеграф использовался на фронтах Первой мировой войны. Сводки новостей, зачитываемые через репродукторы газетные материалы, звучали в Петрограде.

Второй этап - этап рождения радиовещания и журналистики, совпадает с основанием СССР. С первых лет Советской власти радио использовалось не только как средство связи, но и как источник информации. С ноября 1917 по радиотелеграфу передавались декреты Советского правительства, сообщения о важнейших событиях в жизни страны, о международном положении, выступления В. И. Ленина. Одной из актуальных государственных задач было создание материально-технической базы для радиовещания. В 1918 Совнарком создал комиссию для разработки планов развития радиотелеграфного дела; ряд мощных радиостанций военного ведомства передан Наркомату почт и телеграфа; Совнарком принял декрет о централизации радиотехнического дела в стране. Первые радиовещательные передачи велись в 1919 из Нижегородской радиолаборатории, с 1920 — из опытных радиовещательных станций (Москва, Казань и др.).

Коммунистическая партия и Советское правительство придавали исключительное значение радиофикации как основному средству развития Р. В 1920 Ленин писал М. А. Бонч-Бруевичу, руководившему Нижегородской радиолабораторией: «Пользуюсь случаем, чтобы выразить Вам глубокую благодарность и сочувствие по поводу большой работы радиоизобретений, которую Вы делаете. Газета без бумаги и “без расстояний”, которую Вы создаете, будет великим делом» .

В 1922 в письмах И. В. Сталину для членов Политбюро ЦК РКП (б) Ленин сформулировал положения программы сплошной радиофикации страны, в том же году начались первые (ещё нерегулярные) текстовые радиопередачи через громкоговорители; Нижегородская радиолаборатория передала в эфир первые радиоконцерты. Становлению и популяризации радио в 20-е гг. способствовали массовое радиолюбительское движение (которое стало развиваться после открытия в 1922 в Москве радиостанции им. Коминтерна), деятельность организованных в 1924 общества друзей радио, акционерного общества «Радиопередача» (первоначально — «Радио для всех», его членами были Наркомпочтель, ВСНХ, РОСТА, Всероссийский электрический трест заводов слабого тока).

Регулярное радиовещание началось 23 ноября 1924, когда в эфир был передан первый номер радиогазеты. В 1925 организована Радиокомиссия ЦК РКП (б) для общего руководства и Радиосовет при Главполитпросвете Наркомпроса РСФСР для разработки основных направлений вещания.

В 20-е гг. складываются основные жанры (радиорепортаж, радиобеседа, комментарий), формы передач (радиогазета, радиожурнал). В 1925 в эфире — первый радиорепортаж с Красной площади в Москве, посвященный Октябрьским торжествам; детские передачи — «Радиооктябрёнок», «Радиопионер» (впоследствии «Пионерская зорька»); «Культурное наследие — детям»; молодёжная — «Молодой ленинец»; с 1926 — «Крестьянская радиогазета», «Рабочая радиогазета», этнографические концерты.

Организуется регулярное радиовещание в союзных республиках — в 1925—27 начали работать радиостанции в Минске, Баку, Харькове, Ташкенте, Ленинграде, Киеве, Тбилиси.

С 20-х гг. традицией советского радио стали выступления государственных деятелей. Состоявшаяся в середине 20-х гг. дискуссия об общественном назначении радио, его месте среди видов искусства и средств эстетического просвещения способствовала развитию форм и жанров радиожурналистики, особенно литературно-драматического.

С 1927 года исследователь советской радиожурналистики А.Шерель выделяет третий этап, заключающийся в дальнейшем развитии жанров радиожурналистики, привлечении на радио ведущих журналистов и литераторов молодого Советского Союза. На этом этапе мы можем рассматривать радиовещание как полностью сформировавшееся, полноценное СМИ, пользующееся огромным успехом у аудитории и находящимся под пристальным контролем властей.

В 1927 Совнарком принял постановление, направленное на улучшение художественных программ. В подготовке литературных передач участвовали В. В. Маяковский, А. Н. Афиногенов, Д. Бедный, Э. Г. Багрицкий, Ф. В. Гладков, В. В. Иванов, Л. М. Леонов и др. Регулярные обзоры под рубрикой «Литература — массам» знакомили слушателей с творчеством советских писателей и классическим литературным наследием. Р. популяризировало музыку народов СССР, лекции-концерты раскрывали основные этапы истории мировой музыкальной культуры. В 20-е гг. прозвучали первые концерты по заявкам, трансляции оперных спектаклей из Большого театра СССР. С 1925 в программе радио появились беседы и лекции на социально-политические и научно-технические темы. В конце 20 — начале 30-х гг. для целенаправленного образования населения были созданы рабочий, крестьянский, коммунистический, комсомольский радиоуниверситеты (до 80 тыс. радиозаочников).

С 1928 по 1933 мощность советских радиовещательных станций увеличилась в 8 раз. В 1931 при Наркомпочтеле образован Всесоюзный комитет по радиовещанию, в 1932 — 12 местных радиокомитетов в республиках и областях. Появились новые, действенные формы и жанры радиопередач: радиоперекличка, всесоюзное радиособрание (1929), прямые радиорепортажи со строек (1930) . Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке рабселькоровского движения» (1931) рекомендовало радиокомитетам шире применять формы массовой работы (рейды, выездные бригады), расширять сотрудничество с рабселькорами, развивать и создавать новые формы передач по письмам трудящихся.

В соответствии с постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) расширились тематика, формы, жанры художественных передач. В работе на радио участвовали писатели А. Серафимович, М. А. Светлов, Н. А. Островский, И. П. Уткин, К. Г. Паустовский, актёры Д. Н. Орлов, В. И. Качалов, И. М. Москвин, М. И. Бабанова и др. Новые произведения Д. Д. Шостаковича, Ю. А. Шапорина, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. впервые исполнялись по радио. Музыкальное вещание знакомило слушателей с профессиональными исполнителями и с лучшими коллективами художественной самодеятельности. В 1932 начались регулярные выпуски «Последних известий».

В 1936 Радиокомитет ввёл в действие 5 программ вещания, составленных с учётом временного пояса, национальных языковых особенностей населения различных районов страны. Первый всесоюзный радиофестиваль (1936) положил начало межреспубликанскому обмену радиопрограммами. В 30-е гг. в системе общественно-политического вещания выделились самостоятельные редакции сельских передач, красноармейского, молодёжного, спортивного вещания. Видное место в программах радио заняла оборонно-спортивная тематика, сформировался как жанр спортивный радиорепортаж (основоположник В. С. Синявский). Важную роль в улучшении радиовещания сыграла специальная печать по вопросам радио: журналы «Радиофронт» (основан в 1925, до № 19 — «Радио всем»), «Говорит СССР» (1931), еженедельная газета «Новости радио» (1925) и др.

Четвертый этап - это период Великой Отечетсвенной войны, время рождения новых жанров, репортажных и новостных, время бурного интереса населения к радио. как к самому оперативному средству массовой информации.

В годы Великой Отечественной войны 1941—45 передано 2 тыс. радиосводок Совинформбюро, 2, 3 тыс. выпусков «Последних известий», свыше 8 тыс. «Писем с фронта» и «Писем на фронт». Значительное место в программах занимали обзоры газет, информации ТАСС, корреспонденции с фронта (в выпусках «Последних известий» около 7 тыс. корреспонденций из действующей армии). В отличие от других стран, в СССР в годы войны радиовещание оставалось непрерывным и многопрограммным. Регулярно велись передачи для партизан и населения временно оккупированных районов. По Всесоюзному радио часто выступали руководители Советского правительства. В 1944 Совнарком принял постановление о мероприятиях по укреплению материально-технической базы Центрального радиовещания, в 1945 — о праздновании Дня радио 7 мая (7 мая 1895 А. С. Попов продемонстрировал в действии созданный им приёмник для беспроводной сигнализации).

Радио тоталитарного государства (1945-1970)

Послевоенные годы и время хрущевской «оттепели» - период второго рождения радио. Теперь оно вынуждено конкурировать с телевидением и кинематографом, хотя эта конкуренция еще не в силах сдавить размах бурного развития радиовещания. На этом ключевом этапе своего развития, советское радио, как никогда раньше, берет на себя роль агитатора: начинается «холодная война», опускается «железный занавес». Радио вынуждено сдерживать порывы советских людей, прививать им коммунистическую идеологию.

Возвращению к мирному послевоенному труду после победы над гитлеровской Германией сопутствовал ряд факторов, отягощавших жизнь народа. Во-первых, разруха на бывших оккупированных территориях. Немцы успешно применяли тактику "выжженной земли", оставляя после себя развалины и пепелища.

Во-вторых, обострение противостояния СССР и его бывших союзников по антигитлеровской коалиции, названное "холодной войной", и как следствие - гонка вооружений, требующая гигантских материальных, финансовых и людских ресурсов.

В-третьих, разочарование населения, ожидавшего достаточно быстрого улучшения условий жизни после победы (только через два с половиной года после победы были отменены карточки на питание; объявляемое ежегодно снижение цен на ряд продовольственных и промышленных товаров на практике представляло собой, скорее, пропагандистскую акцию, чем экономическое достижение: сталинский министр финансов А.Г. Зверев позднее откровенно писал, что снижение цен компенсировалось в бюджете снижением расценок в оплате за труд).

В таких условиях перед радио, как и перед другими средствами массовой информации и пропаганды, ставилась задача объяснить народу, что трудности восстановления народного хозяйства потребуют от граждан СССР дополнительных жертв, но они должны быть уверены, что эти жертвы - последние.

А поэтому еще больше усиливается цензура, из эфира практически исчезают так называемые "прямые передачи", почти все программы (за исключением новостных выпусков "Последних известий") идут в звукозаписи.

К концу 1946 года, по признанию тогдашнего председателя Радиокомитета Д.А. Поликарпова, 95% всего времени вещания было занято передачами, заранее фиксированными на пленке. Соответственно усиливается контроль и за подбором кадров радиовещания. Именно в это время в кругу радиожурналистов приобрела популярность слегка перефразированная пословица: "Слово не воробей, поймают - вылетишь!"

1949 г. - год преобразования структуры радиовещания.

Единый для всей страны Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию, созданный в 1933 году, был преобразован в два радиовещательных органа всесоюзного значения - Комитет радиоинформации и Комитет радиовещания при Совете Министров СССР. На первый возлагалась задача внутреннего радиовещания, на второй - вещания на зарубежные страны. Реформу обусловила заметно возросшая роль радиовещания на зарубежные страны в военные и первые послевоенные годы (резко увеличились его объемы, расширилось количество языков и зон вещания).

«Железный занавес» закрывается.

В то же время начинается второй виток сталинских репрессий: кампаний против биологов-гинетиков, врачей, литераторов. Начинается третья волна эмиграции.

Все это находит свое отражение в программах радиовещания, причем не только в общественно-политических, но в и претендующих называться литературно-художественными. Из эфира исчезают имена А. Ахматовой, М. Зощенко, Д. Шостаковича, С. Эйзенштейна и многих других выдающихся мастеров культуры, вина которых заключалась лишь в том, что они нелестно были упомянуты в каком-либо постановлении ЦК ВКП(б).

Среди задач, которые стояли перед радио, была и такая: объяснить советскому народу, что все открытое или изобретенное человечеством, представляющее хоть небольшую ценность, прежде появилось в России и только потом за ее пределами. Это была часть кампании против так называемых "космополитов" - интеллигентов, которые считали себя гражданами мира и общечеловеческие ценности ставили выше сугубо национальных. В них видели людей, враждебных России, оторвавшихся от своего народа, антипатриотов.

Так Сталин опускал "железный занавес" между СССР и всем остальным миром, стремясь сохранить и упрочить свою власть. А для этого надо было всеми возможными средствами и способами искоренять инакомыслие и инакомыслящих.