Песенный ритм. Что такое ритм в музыке, изучаем и осваиваем ритм

Образуют различные ритмические фигуры , из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм .

Ритм не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени , в нём заданы лишь относительные длительности нот (эта нота звучит дольше той в 2 раза, а эта - в 4 раза короче и т. д.).

Ритм, метр и темп: различия

Миллиметровка

Ритм , метр и темп - понятия разные.

Метр задает координатную сетку из сильных и слабых долей с одинаковыми расстояниями между долями . Её можно представить как миллиметровку , на которой самая маленькая клеточка из самых тонких линий - минимальная длительность в произведении, более толстые линии обозначают доли, еще более толстые - относительно сильные доли, а самые толстые - сильные доли.

По линиям этой сетки можно рисовать ритмические фигуры из отрезков разной длины (ноты различной длительности). Фигуры могут быть совершенно разные, но все они будут опираться на линии этой сетки.

Длительность нот можно задать в относительных единицах (мельчайших клеточках): этот звук - отрезок длиной в 4 клетки, а этот в 2. Эти соотношения не изменятся с изменением масштаба сетки. Последовательность чередования таких отрезков и есть ритм .

Отмасштабировать эту сетку можно с помощью темпа , делая расстояния между линиями длиннее или короче. В масштабе «1 клетка = 1 секунда» время звучания ноты длиной в 2 клетки будет равна 2 секунды. При уменьшении масштаба (увеличении темпа) в 2 раза, длительность ноты в те же 2 отрезка уже будет равняться 1 секунде.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ритм (музыка)" в других словарях:

    Направление: Блюз Истоки: блюз, буги вуги, джаз Место и время возникновения: 1940 е годы, США Годы расцвета: 1940 … Википедия

    Направление: Блюз Истоки: Блюз (особ. электричоский), джаз, поп музыка, госпел Место и время возникновения: 1940 е, США Годы расцвета: 1940 е 1960 е, США … Википедия

    Ритм н блюз Направление: Блюз Истоки: Блюз (особ. электричоский), джаз, поп музыка, госпел Место и время возникновения: 1940 е, США Годы расцвета: 1940 е 1960 е, США … Википедия

    Ритм н блюз Направление: Блюз Истоки: Блюз (особ. электричоский), джаз, поп музыка, госпел Место и время возникновения: 1940 е, США Годы расцвета: 1940 е 1960 е, США … Википедия

    Музыка Израиля представляет собой неотъемлемую часть культуры Израиля. Археологические находки указывают, что музыкальная культура существовала на территории современного Израиля уже четыре тысячи лет назад. По видимому, тогда она не… … Википедия

    МУЗЫКА (от греч. musike, букв. искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад (см. ЛАД),… … Энциклопедический словарь

    МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… … Лермонтовская энциклопедия

    ритм - а, м. rythme m. <гр. rhythmos размеренность, такт. Слово ритм происходит от древнегреческого рютос текучий. Журн. для всех 1929 № 12. 1. Равномерное чередование каких л. элементов (звуковых, двигательных и т. п.), присущее действию, течению,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (англ. rhythm and blues), стиль негритянской популярной музыки конца 1940 50 х гг., соединившей традиции блюза (в том числе, буги вуги), джаза и инструментально танцевальной музыки. Подготовив рок н ролл, уступил ему в популярности; с 1960 х гг.… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Музыка. 1 класс. в 2-х частях Часть 1. Учебник. РИТМ. ФГОС , Алеев Виталий Владимирович, Кичак Татьяна Николаевна. Учебник предназначен для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. Он начинает курс "Музыка" для четырёхлетней начальной школы. Главная тема года -"Музыка, музыка всюду нам…

В то время как профессиональные музыканты и способны запоминать музыку на слух, большинству новичков необходимо научиться читать музыку. Понимание принципов чтения музыки также важно для танцоров и способно пленить сердце случайного слушателя. Для начала нужно научиться считать музыкальный ритм или знать, как долго задерживать либо играть каждую ноту. Также важно знать, что такое тактовый размер. В данной статье описаны стандартные принципы чтения музыки с использованием тактового размера 4/4.

Шаги

Часть 1

Счет ритма

    Понятие такта. Музыка разделена на такты, обозначающиеся вертикальными полосами. Ноты в музыке именуются согласно тому, сколько времени в такте они занимают. Думайте о такте как о пироге, который можно разрезать на четвертинки, половинки, восемь частей или на комбинацию различных нот.

    Изучите базовую музыкальную нотацию. Названия нот несут в себе информацию о том, какую часть такта они занимают. Для полного понимания вам должно быть известно элементарное значение «долей». Целая нота будет занимать весь такт, половинные ноты - полтакта.

    • Четвертные ноты занимают 1/4 такта.
    • Восьмые ноты занимают 1/8 такта.
    • Шестнадцатые ноты занимают 1/16 такта.
    • Ноты можно объединять для создания одной целой, например, одна половинная нота и две четвертных длятся один полный такт.
  1. Старайтесь сохранять ритм. Если ритм однообразный, попробуйте отбивать его каблуком и несколько раз считать до четырех: 1-2-3-4, 1-2-3-4. Скорость здесь не так важна, как сохранение одинакового промежутка между каждым ударом. Метроном может оказаться полезен в поддержании ровного ритма.

    • Каждый полный цикл счета 1-2-3-4 равняется одному такту.
  2. Попробуйте подсчитать длину базовых нот. Проговорите или спойте «ла», продолжая про себя считать ритм. Целая нота будет занимать весь такт, так что начните петь ноту «ла» на первой доле и удерживайте ее, пока не достигнете четвертой. Вы только что спели целую ноту.

    • Две половинные ноты составляют полный такт. Спойте ноту «ла» для долей 1-2, а затем новую ноту «ла» для долей 3-4.
    • Четыре четвертных ноты составляют полный такт. Спойте ноту «ла» для каждой отбиваемой доли.
  3. Для нот поменьше добавьте слоги. Для восьмых нот необходимо разделить такт на восемь равных отрезков, хотя вы и продолжите отбивать лишь четыре доли за такт. Добавьте союз «и» между каждой отбиваемой долей: «1 и 2 и 3 и 4 и». Практикуйтесь, пока у вас не получится. Каждое слово отвечает за 1/8 ноты.

  4. Значение точки. Иногда в музыке сразу после нот ставится маленькая точка. Она означает, что длину ноты следует увеличить на 50 %.

    • Половинная нота, как правило, занимает две доли, с точкой же она увеличивается до трех долей.
    • Четвертная нота без точки занимает одну долю, с точкой же - 1 1/2 доли.
  5. Попрактикуйтесь в исполнении триолей. Триоли обозначают группу из трех нот, которая длится одну долю. Исполнять их довольно проблематично, так как все изученные ноты до этого имели равные доли. Произносите слоги - это поможет вам освоить триоли.

    • Попробуйте отбить триоли, проговаривая «1-е-и, 2-е-и, 3-е-и, 4-е-и».
    • Не забывайте сохранять числовые доли однообразными, используя метроном или удары ноги.
  6. Делайте по-своему. Фермата - музыкальная нотация, имеет вид точки с дугой над нотой. Согласно этому символу, вы вправе растянуть ноту насколько вам угодно, вне зависимости от музыкальных правил.

    • Если вы состоите в ансамбле, тогда длительность ноты определяется дирижером.
    • Если вы выступаете сольно, заранее определите наиболее подходящую длину.
    • Прослушайте запись своей игры, если вы не уверены, как долго стоит держать ноту. Это даст представление о решении других исполнителей, что поможет вам выбрать наилучшее звучание.

    Часть 2

    Изучите тактовый размер
    1. Определите тактовый размер. В верхнем левом углу нотной записи вы увидите несколько музыкальных нотаций. Первый символ называется «ключом», который, как правило, зависит от инструмента, на котором играется произведение. Затем могут идти диезы или бемоли. А вот после них вы должны увидеть два числа, расположенных в столбик. Это и есть тактовый размер.

      • В первой части этой статьи мы использовали размер 4/4, который обозначается двумя четверками стоящими друг на друге.

Rating 4.41 (58 Votes)

Что необходимо знать для того, чтобы ясно чувствовать ритм музыки?

Если вы проработали предыдущий материал, то можно вас поздравить: основную часть нотного письма вы уже освоили! Теперь мы начинаем изучать не менее важную тему: ритм и всё, что с ним связано. Итак:

Ритм

Вы уже знаете, что у звука (ноты) есть важное для музыки свойство: длительность. Также в предыдущих уроках мы рассматривали в качестве примеров части мелодий. Буквально 1 - 2 такта, но этого достаточно, чтобы убедиться, что ноты играются последовательно, как написаны: слева направо. Последовательное построение длительностей звуков (нот) называют ритмом (прочитайте по очереди, слева направо длительности мелодии, представленной ниже - это и будет ритмом).

Длительности звуков (нот) могут объединяться в так называемые ритмические группы, ">фигуры . В данном примере красными скобками выделены ритмические группы:

Рисунок 1. Ритмические группы

Прослушивая песню, человек часто отстукивает ритм ногой, ритмично покачивает головой, пританцовывает. Человек может двигаться «в такт» музыке, потому что музыка как бы равномерно пульсирует. Звуки (ноты), на которые выпадает такая пульсация (т.е. тот самый момент, когда человек, к примеру, делает одно движение головой под музыку) - это акцентированные ноты. А само такое выделение звуков называется ">акцентом . Часть такта, которая содержит акцентированные звуки, называется сильной ">долей . Части такта, не имеющие акцентов, называются слабыми долями

Как правило, самый сильный акцент приходится на первую долю такта. Второй по силе - на середину такта. Самая слабая доля выпадает на конец такта. На рисунке мы показали сильные и слабые доли такта при размере 4/4. Давайте рассмотрим их

Рисунок 2. Акцентированные ноты

Обратите внимание: под некоторыми нотами есть знаки, которые мы ещё не изучали. Знаком «» обозначают акцентированную ноту. Знаком «» обозначают сильно акцентированную ноту. Вместе с мелодией простучите её ритм. Вы будете отстукивать акцентированные и сильно акцентированные ноты.

Метр

На рисунке 2 сильные и слабые доли равномерно чередуются. Такое чередование называют метром .

Размер

В одном из первых уроков мы вкратце коснулись понятия размер произведения. Напоминаем: размер - это то, что на рисунках данного урока обозначено, как « 4 / 4 » (справа от скрипичного ключа). Сейчас мы можем дать уже вполне научное определение термину «размер произведения».

Снова вернёмся к рисунку 2. Смотрим на ноты слева направо, начиная с самой первой (нота «ре»). Под ней стоит знак «сильно акцентированная нота». Длительность ноты - четверть. Получается, что это сильная доля длительностью в четверть. Далее идёт слабая доля. Длительность - тоже четверть. Затем сильная доля и слабая доля. Длительность каждой составляет четверть. В итоге у нас в один такт укладывается 4 доли длительностью в четверть каждая. Именно это и записано при ключе: 4/4 (первая, то есть верхняя на нотном стане цифра «4» обозначает количество долей в такте, вторая цифра «4» - длительность каждой доли, поэтому мы читаем размер так: «четыре четверти»).

Такт

Вы уже знаете, что такое такт. Обратите внимание, что такт - это ещё и отрезок музыкального произведения от сильной доли до следующей сильной доли. Теперь вы знаете полное определение такта.

Если музыка начинается со слабой доли, то самый первый такт - неполный. Это затакт. Как правило, последний такт будет неполным ровно настолько, чтобы сумма длительностей первого и последнего тактов составляла ровно такт. Заметим, что затакт может встречаться и в середине произведения. Пример затакта:

Рисунок 3. Затакт

Чтобы было проще услышать затакт, мы добавили к музыкальному сопровождению этого рисунка ещё одну дорожку. На рисунке она не отображена. Первый такт - неполный. Общая длина его - четверть (сумма двух восьмых). Это и есть затакт. А последний такт (половина с точкой) дополняет первый так, что суммарная длительность обоих тактов равняется 4/4 (целой ноте).

Итоги

В этой статье мы дали много материала. Если что-то недопоняли - не расстраивайтесь. В дальнейшем мы будем снова использовать изученные понятия и, при необходимости, комментировать их. Так что разберёмся!

Вы теперь знаете такие понятия, как ритм, сильные и слабые доли, затакт

Временная организация музыки один из самых изменчивых элементов музыки. Существование ритма в музыке позволяет проводить аналогии с другими видами искусства, использующими в качестве важного элемента выразительности.
Большую роль в формировании понятий и определений ритмической организации музыки сыграла поэзия. Для классической теории метра характерно использование определений заимствованных из теории стихосложения. Например, ритмическую организацию мотивов представляют в виде ямба, хорея и амфибрахия.
Такое переплетение понятий не случайно и возникает из необходимости хоть каким-то образом организовать самую загадочную вещь во вселенной – время.
В отличие от других элементов ( , и т.д.) временная организация музыки очень мало изучена и те знания, которые мы можем использовать, для развития своих музыкальных способностей условны. Эти знания могут быть использованы только на начальной стадии обучения в качестве вспомогательного средства при освоении настоящей, живой музыки.
Обычно время в музыке представляют 4 основными категориями

Также можно добавить в этот список такое понятие, как агогика (от греч. увод, отклонение) – замедления и ускорения помогающие раскрытию смысла .
Каждая из этих временных категорий по-разному реализуется в различных стилях музыки. Например, в раннем джазе метр не играл большой роли, а главное значение придавалось разнообразию ритмов и акцентов. В прогрессивном роке и авангарде можно встретить другую тенденцию: усиление роли метра при
Что же такое ритм с музыкальной точки зрения?
Музыкальный ритм - это временная и акцентная сторона мелодии, гармонии, фактуры, тематизма и всех других элементов музыкального языка. Само слово ритм происходит от греческого слова течение.

Важным условием понимания ритма является тот факт, что существование ритма невозможно отдельно от остальных элементов музыкальной ткани, таких как , гармония и т.д. (кроме ударных инструментов, хотя фактура там тоже есть).
Ритм в музыке проявляется как на уровне мелких единиц (длительностей), так и на уровне крупных (частей формы или многочастного произведения).
Существует две больших системы деления ритма утвердившиеся в современной музыке:

1. Бинарная (двоичность)
2. Троичность
3. Особые виды ритмического деления

Двоичную, троичную, а также систему деления на 5 я рассматривал .
Интересен тот факт, что на заре зарождения системы ритмического деления нормой была система деления на три, а не на два. Затем бинарность вытеснила троичность, а затем они стали равноправными.
Система деления на 5, 7, 9 и т.д. изначально рассматривалась как экзотическая и использовалась скорее интуитивно, чем осознанно (лишнее подтверждение этому образование “нетранскрибируемых” ритмов в импровизациях современных мастеров). Однако постепенно они стали стандартным способом разнообразить ритмические фигуры.
Важными элементами, характеризующими ритм, являются также: соизмеримость и повторность.
Соизмеримость длительностей - понятие относительное, зависящее от близости или удаленности отдельных звуков по их временной значимости. Так, можно говорить о близости или соизмеримости четвертной и восьмой, четвертной и половинной, половинной и восьмой, всех их вместе между собой. Гораздо сложнее говорить о соизмеримости при восприятии на слух шестьдесятчетвертой и целой длительностей. То есть соизмеримость должна быть “правильной», в противном случае получится аритмичная музыка (об этом в отдельной статье).

Попробуйте представить чередование целой и тридцать второй. Слух не сможет упорядочить данную ритмическую фигуру, поскольку при восприятии ритма он опирается на повторность.
Конечно, большую роль играет также метр, поскольку повторность может совпадать или не совпадать с ним.

Длительности крупнее целой
В современной музыке эталоном ритма является целая длительность , поскольку ее деление дает все остальные. Однако то, что часто упускают из вида – это относительность любого типа длительностей. Целая может длиться столько же, сколько и восьмая при определённом темпе. Условность в обозначении длительностей и опора на целую – это система, которая сформировалась не так давно, но очень популярна, потому что позволяет очень быстро понять и структурировать большое количество ритмов без необходимости углубляться в дебри. Длительности типа лонги и бревис (равны двум и четырем целым) только усложняют восприятие и понимание ритма. Как правило, в произведении 16 (18) кратное деление это максимум, который технически доступен для большинства исполнителей, по этой причине использование крупных длительностей лишено смысла.
Хотя математически существует неисчислимое количество ритмических фигур на практике они, как правило, формируются в соответствии с определёнными законами внутренней организации.
Что такое организация ритма?
Возьмем два примера:

Если прохлопать первый и второй, то можно без труда заметить, что первый гораздо легче для восприятия, поскольку имеет определенную периодичность в чередовании длинных и коротких длительностей.
Таким образом, музыкальный ритм складывается из взаимосвязанных элементов таких как: повторность, организация, соизмеримость и т.д.

Сегодня в русском языке очень много понятий, с которыми стоит ознакомиться. В данной статье мы поговорим о том, что такое ритм и какие обозначения с ним связаны. Определений на разных источниках очень много, но все они имеют один и тот же смысл. Давайте же подробно ознакомимся со всеми особенностями ритма и дадим ему обозначение. Слово «ритм» сегодня имеет несколько значений, это:

  • Ритм жизни.
  • Музыкальный ритм.
  • Стихотворный ритм.
  • Биоритм.

Общие понятия ритма

Слово «ритм» пришло к нам из греческого языка, где Rhytmos означает – мерность, согласованность. Мы привыкли понимать под ритмом что-то размеренное, закономерное чередование тех или иных элементов, к примеру, движений, звуков.

Также с помощью ритма мы определяем:

  • Частоту дыхания.
  • Перемену времени года.
  • Сердцебиение.
  • Колебание маятника и многое другое.

В первую очередь, когда мы слышим слово «ритм», в нашем сознании появляется музыка, танцы и мелодии. Музыкальный ритм – это чередование в определенном порядке длинных и коротких звуков. Разучивая или составляя ту или иную мелодию, музыканты обязательно обращают внимание на ритм. Для этого они могут использовать специальный прибор метроном. Музыке характерны свои ритмы, и они в полной мере отличаются от ритмов жизни, движений и другого.


Ритм в стихосложении

В поэзии свои ритмы, здесь можно отметить такие ритмические единицы, как:

  • Строку или фразу.
  • Стопу.
  • Слог.

В природе тоже очень много ритмов, ведь наша жизнь состоит именно из них. Ритмом можно назвать смену дня и ночи, смену поры года или времени. Именно с природными ритмами связан биоритм человека. Многие люди наблюдают активность в дневное время, в ночное же время преобладает пассивность. Не возможно судить об общих биоритмах, потому что для каждого человека они строго индивидуальные. Все это связано с физиологическими процессами. Каждый биоритм человека влияет на активность, выносливость и общее состояние человека.


Каждый ритм жизни определяется способом и образом жизни человека. Если человек характеризуется повышенной активностью в ночное время, и пассивностью днем, то его биоритм в полной мере отличается от человека, бодрствующего днем. Если научиться определять свои биоритмы правильно, можно улучшить качество жизни.