Внеклассное мероприятие "традиции и нравы донских казаков". Значение пейзажа

«… Я видел и вижу свою задачу как писателя в том,чтобы всем,
что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику,
народу-строителю,народу-герою,который ни на кого не нападал,
но всегда умел с достоинством отстоять созданное им…»
М.А.Шолохов (Из речи после вручения Нобелевской премии)

Жизнь и быт казачества – это известные и неизвестные страницы в истории России. О казаках писали историки и государственные деятели, поэты и генералы, известнейшие литераторы, такие как Лев Толстой и никому не известные журналисты… Среди звёздной плеяды казачества наибольшей популярностью пользуются удалые атаманы Ермак Тимофеевич и Степан Разин, Кондратий Булавин и Емельян Пугачёв, покрыли себя неувядаемой воинской славой Наум Васильев и Фрол Минаев, известнейшие государственные деятели генералы Матвей Платов и Алексей Каледин и многие-многие другие. Но освещает эту ярчайшую плеяду всего одно имя. Имя человека, с которым во всём мире связывают понятие –донское казачество. Это автор «Тихого Дона» Михаил Шолохов.
Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» вошел в историю русской и мировой литературы как яркое, значительное произведение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие – с 1912 по 1922 год. Начало романа еще не предвещает грядущих бурь и потрясений. Спокойно несет свои воды величавый тихий Дон, переливается разноцветными красками лазоревая степь. Мирно и спокойно течет жизнь казачьего хутора Татарский, прерываемая разве что молвой о дерзкой связи замужней казачки Аксиньи Астаховой с Гришкой Мелеховым. Страстное, всепоглощающее чувство вступает в противоречие с нравственными устоями казачьей старины. То есть уже в начале романа мы видим заявку на самобытные яркие характеры, сложные и тонкие отношения героев, их непростые судьбы. Именно в Григории и Аксинье наиболее полно и глубоко выразились характерные типические черты казачества, прошедшего долгий и мучительный путь исканий и ошибок, прозрений и потерь.
Детально воспроизведенный быт, любовное описание донской природы, которая воспринимается как полноправное действующее лицо романа, меткая образная речь, искрящаяся юмором, позволяют читателю ощутить своеобразную прелесть казачьего уклада, понять суть тех традиций, которые исстари определяли жизнь казака. Это верность воинскому долгу защиты отечества от врага и мирный крестьянский труд до седьмого пота, дающий земледельцу возможность укреплять свое хозяйство, жениться, растить детей, которым предстоит пройти тот же четко очерченный жизненный круг.
И нет смысла пересказывать произведение, которое миллионными тиражами разошлось по всему миру. С высоты прошедшего времени можно давать критическую оценку этому произведению, но нет выше оценки ему, чем признание живыми участниками тех далёких событий. Доподлинно известно, что книга эта буквально потрясла сердца и умы участников и свидетелей описанных в произведении событий. «Роман М.Шолохова, - писал бывший командующий повстанческими войсками Павел Кудинов, эмигрировавший в Болгарию, - есть великое сотворение истинно русского духа и сердца… Читал я «Тихий Дон» взахлёб, рыдал-горевал над ним и радовался – до чего же красиво и влюблёно всё описано, и страдал-казнился – до чего же полынно-горька правда… На чужбине казаки собирались… и зачитывались «Тихим Доном» до слёз и пели старинные донские песни… «Тихий Дон» потряс наши души и заставил всё передумать заново, и тоска наша по России стала ещё острее, а в головах посветлело». Выше этой оценки и быть не может!
В 1965 году в Дипломе лауреата Нобелевской премии Михаила Александровича Шолохова было записано: «Нобелевская премия по литературе присуждена в знак признания художественной силы и честности, которые он проявил в своей донской эпопее об исторических фактах жизни русского народа».
Каждый человек с любовью и волнением берет в руки любую шолоховскую книгу, готовясь всмотреться, вслушаться в завораживающее, как бы колдовством, слово, - кто впервые, кто заново погрузиться в огромный удивительный мир созданных писателем образов.
«…Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-солёный запах, жуёт шелковистыми губами и ржёт, чувствуя на них привкус ветра и солнца.
Родимая степь под низким донским небом! Вилюжены балок суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу…
Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!»
(Михаил Шолохов «Тихий Дон»).

Шолохов… Сколько вдохновенных страниц мгновенно оживает в памяти, когда мы произносим это имя! Страниц, на которых запечатлены переломные годы в жизни нашего народа. Страниц, повествующих о судьбах человеческих – о Григории и Аксинье, об исторических путях и перепутьях казачества, о путиловском слесарьке и балтийском морячке Семене Давыдове, о коммунисте из хутора Гремящий Лог Макаре Нагульнове, о муках и гордости, о людях, которые в годы Великой Отечественной войны сражались за Родину…Страниц, с которых смотрят нам в душу картины природы, веют запахи донской земли, её трав, омытого дождем луга, пригретой солнцем пашни, величавого тихого Дона… Певцом родной земли можно с полным правом назвать автора «Донских рассказов», «Тихого Дона», «Поднятой целины», «Судьбы человека», романа «Они сражались за родину».
Невозможно выразить всё то, о чём говорит в своих произведениях Михаил Шолохов. Всего несколько книг, но каких книг! Его книги озаряют бесстрашием, укоряют, казнят за усталость, призывают к борьбе… Эти книги об очень настоящих людях – сильных, мужественных, добрых, которым близки понятия чести, отваги, преданности.
Суть этих книг заложена во вдохновенных словах самого Михаила Шолохова, которые так часто вспоминаются, когда мы думаем о природе этого великого и светлого таланта: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям, стать, лучше, стать, чище, душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».

Великий Русский писатель Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилин казачьей станицы Вешенская Области войска Донского. Юность писателя пришлась на трагические годы Гражданской войны в России, в которой он, несмотря на возраст, принял участие на стороне Красной Армии. Эта жестокая борьба и место человека в ней предопределили тему его ранних рассказов, объединённых впоследствии в сборники: «Донские рассказы», и «Лазоревая степь». После окончания войны Шолохов начинает серьезно заниматься литературой, практически безвыездно живя в своей родной станице Вешенской.
Начиная с 1925 года Шолохов в течение 14 лет работает над главным своим произведением - романом-эпопеей «Тихий Дон». Это эпическое произведение о судьбе российского казачества в годы первой мировой и Гражданской войн принесло Шолохову мировую славу и известность. В годы работы над «Тихим Доном» писатель создает еще один свой крупный роман «Поднятая целина» (1932), в котором рассказывается о переломном периоде жизни деревни тридцатых годов, о коллективизации. Во время Великой Отечественной войны Шолохов работает военным корреспондентом и начинает работу над романом «Они сражались за Родину» и пишет рассказ «Судьба человека».
В 1965 году М.А.Шолохов стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за роман «Тихий Дон». Всегда есть завистники у гениев и талантов. В 70-е годы «известные литераторы» обвинили Шолохова в плагиате, заявив, что настоящим автором «Тихого Дона» является казак Фёдор Крюков, погибший в 1920 году. Доказать, однако, что Шолохов воспользовался его материалами, до сих пор никому не удалось. Проведённые исторические и литературные исследования полностью доказывают авторство Михаила Шолохова. Норвежский литературовед Г. Хьетсо так написал о проблеме авторства Шолохова по отношению к роману «Тихий Дон»: « …обвинение, предъявленное Шолохову, можно считать уникальным: этот автор в такой степени является предметом национальной гордости, что бросить тень сомнения на подлинность его… «Илиады» нашего века, значит совершить деяние, близкое к святотатству».
Скончался М.А.Шолохов 21 февраля 1984 года и похоронен на родной донской земле.

За скупыми строками биографии жизнь Человека прожившего её с честью и достоинством. Ведь Шолохову было всего 23 года, когда журнал «Октябрь» в 1928 году опубликовал первые две книги романа «Тихий Дон». И книги эти вызвали настоящую бурю среди казаков. Они читали про самих себя. Правдиво, красиво и величественно. У растоптанного и растерзанного большевиками казачества снова расправились плечи – да ведь мы же казаки! И этого не стыдиться надо, а гордиться нужно! Ведь не просто же так появилось на свет это произведение? Это было просто чудо. И молодой казак донской Шолохов с первых же шагов своей литературной славы стал не только «певцом», но и заступником казачества. И оружием его было слово!
Известный русский писатель Н.С.Сергеев-Ценский писал о Шолохове: «…В его произведениях мы видим алмазные россыпи русской речи. Не в словарях отысканное, не из запылённых фолиантов утащенное, а взятое писателем у самого хозяина языка – у народа, – вот какое это слово!»
Всем содержанием своих литературных произведений М. Шолохов развенчал традиционное представление о казачестве, как об однородной массе, как о реакционной силе, на которую опиралось самодержавие, подавляя вспышки народного движения. Он показал, что казачество никогда не было однородным – это были труженики, в труде и поте добывающие себе насущный кусок хлеба.
Казачество раскрывается в произведениях многогранно – в быту в семье, в труде, во взаимоотношениях личности и общества и, наконец, в участии в исторических событиях.
Казаки любят трудиться, любят природу. Особенно много трудятся женщины – казачки. Они верные помощницы мужей в самом тяжёлом крестьянском труде: нянчат детей, ведут домашнее хозяйство, шьют одежду и вяжут носки, платки. Героини Шолохова все время в труде.
Изображая быт казачества, его жизненный уклад Шолохов умеет через отдельные сцены осветить наиболее типичное, наиболее характерное для казачества.
Какое же надо было иметь мужество и смелость, чтобы показать страшные картины массовой гибели на полях сражений, как спешно расстреливали казаков в Вёшенской, как выжигали, громили по железному приказу председателя Реввоенсовета республики Льва Троцкого курени и целые селенья. Приговоры без суда и следствия, без вызова свидетелей, грозные распоряжения о реквизициях, контрибуция без разбора, уплотнение станиц для переселенцев, приказы о распылении казачества, всяких новых административных делениях – вот что обрушилось на голову не только контрреволюционеров, но и дружелюбно настроенных к большевикам казаков, переходивших от Краснова или сохранявших нейтралитет. Началось грубое вмешательство в бытовые традиции. И здесь вот проявился героизм Шолохова даже в том, что показывая восстание в Вёшенской, он описал борьбу белых повстанцев против советской власти, а не борьбу советской власти с белыми повстанцами.
Шолохов, по собственному признанию, сознательно смягчил описание зверств, но его позиция очевидна: нет никакого оправдания тем кровавым акциям, которые совершались от имени рабочего класса и крестьянства. Это было и навсегда останется тягчайшим преступлением перед народом, перед казачеством.
Главное произведения М. А. Шолохова роман «Тихий Дон» возвращает нас к трагическим страницам нашей истории, заставляя вновь и вновь осознать простую истину, что высший смысл человеческого бытия – это созидательный труд, забота о детях и, конечно же, любовь, которая согревает души и сердца людей, неся в мир свет милосердия, красоты, человечности. И эти вечные общечеловеческие ценности ничто не способно уничтожить.
Перу Михаила Александровича принадлежат самые вдохновенные страницы о казачьем крае, истории, быте и традициях людей, живущих в наших красивых раздольных местах. Произведения Шолохова поражают эпическим размахом, достоверностью описываемых событий.
Бережно и трепетно храним мы наследие писателя. Его творчество, отношение к миру и людям, каждая деталь его долгой и богатой на события жизни для нас всегда будут интересны и дороги. Произведения М.А. Шолохова бессмертны, в них живёт вековой завет - любовь к Отечеству, внимание к судьбе человека, забота о процветании родного края. И красной нитью через них проходит мысль Шолохова что он, говоря словами А.С.Пушкина, «ни за что на свете не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме той, какой нам Бог её дал».
К нашим потомкам дойдёт книга «Тихий Дон» и на её обложке вечно будет начертано имя – Михаил Шолохов.

VI Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа. Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе несчетные сняли звезды; месяц - казачье солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело; просторный Млечный Шлях сплетался с иными звездными путями. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен; земля, напитанная все той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе. Забились гордые звездные шляхи, не попранные ни копытом, ни ногой; пшеничная россыпь звезд гибла на сухом, черноземно-черном небе, не всходя и не радуя ростками; месяц - обсохлым солончаком, а по степи - сушь, сгибшая трава, и по ней белый неумолчный перепелиный бой да металлический звон кузнечиков... А днями - зной, духота, мглистое курево. На выцветшей голубени неба - нещадное солнце, бестучье да коричневые стальные полудужья распростертых крыльев коршуна. По степи слепяще, неотразимо сияет ковыль, дымится бурая, верблюжьей окраски, горячая трава; коршун, кренясь, плывет в голубом - внизу, по траве, неслышно скользит его огромная тень. Суслики свистят истомно и хрипло. На желтеющих парных отвалах нор дремлют сурки. Степь горяча, но мертва, и все окружающее прозрачно-недвижимо. Даже курган синеет на грани видимого сказочно и невнятно, как во сне... Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-соленый запах, жует шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу... Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь! У него маленькая сухая змеиная голова. Уши мелки и подвижны. Грудные мускулы развиты до предела. Ноги тонкие, сильные, бабки безупречны, копыта обточены, как речной голыш. Зад чуть висловат, хвост мочалист. Он - кровный донец. Мало того: он очень высоких кровей, в жилах его ни капли иномеси, и порода видна во всем. Кличка его Мальбрук. На водопое он, защищая свою матку, бился с другим, более сильными старым жеребцом, и тот сильно зашиб ему левую переднюю ногу, несмотря на то, что жеребцы на попасе всегда раскованы. Они вставали на дыбы, грызли друг друга, били передними ногами, рвали один на другом кожу... Атарщика возле не было - он спал в степи, подставив солнцу спину и раскоряченные ноги в пыльных накаленных сапогах. Противник свалил Мальбрука на землю, потом гнал далеко-далеко от косяка и, оставив там истекающего кровью, занял оба косяка, увел вдоль по обочине Топкой балки. Раненого жеребца поставили на конюшню, фельдшер залечил ему ушибленную ногу. А на шестой день Мишка Кошевой, приехавший к смотрителю с докладом, стал свидетелем того, как Мальбрук, управляемый могучим инстинктом продолжателя рода, перегрыз чембур, выскочил из станка и, захватив пасшихся возле казармы стреноженных кобылиц, на которых ездили атарщики, смотритель и фельдшер, погнал их в степь - сначала рысью, потом начал покусывать отставших, торопить. Атарщики и смотритель выскочили из казармы, слышали только, как на кобылицах звучно лопались живцы [путы, треноги]. - Спешил нас, проклятый сын!.. Смотритель выругался, но смотрел вслед удалявшимся лошадям не без тайного одобрения. В полдень Мальбрук привел и поставил лошадей на водопой. Маток отняли у него пешие атарщики, а самого, заседлав, увел Мишка в степь и пустил в прежний косяк. За два месяца службы в атарщиках Кошевой внимательно изучил жизнь лошадей на отводе; изучил и проникся глубоким уважением к их уму и нелюдскому благородству. На его глазах покрывались матки; и этот извечный акт, совершаемый в первобытных условиях, был так естественно-целомудрен и прост, что невольно рождал в уме Кошевого противопоставления не в пользу людей. Но много было в отношениях лошадей и людского. Например, замечал Мишка, что стареющий жеребец Бахарь, неукротимо-злой и грубоватый в обращении с кобылицами, выделял одну рыжую четырехлетнюю красавицу, с широкой прозвездью во лбу и горячими глазами. Он всегда был около нее встревожен и волнующе резок, всегда обнюхивал ее с особенным, сдержанным и страстным похрапом. Он любил на стоянке класть свою злую голову на круп любимой кобылицы и дремать так подолгу. Мишка смотрел на него со стороны, видел, как под тонкой кожей жеребца вяло играют связки мускулов, и ему казалось, что Бахарь любит эту кобылицу по-старчески безнадежно крепко и грустно. Служил Кошевой исправно. Видно, слух о его усердии дошел до станичного атамана, и в первых числах августа смотритель получил приказ откомандировать Кошевого в распоряжение станичного правления. Мишка собрался в два счета, сдал казенную экипировку, в тот же день нАвечер выехал домой. Кобылку свою торопил неустанно. На закате солнца выбрался уже за Каргин и там на гребне догнал подводу, ехавшую в направлении Вешенской. Возница-украинец погонял упаренных сытых коней. В задке рессорных дрожек полулежал статный широкоплечий мужчина в пиджаке городского покроя и сдвинутой на затылок серой фетровой шляпе. Некоторое время Мишка ехал позади, посматривая на вислые плечи человека в шляпе, подрагивавшие от толчков, на белую запыленную полоску воротничка. У пассажира возле ног лежали желтый саквояж и мешок, прикрытый свернутым пальто. Нюх Мишки остро щекотал незнакомый запах сигары. "Чин какой-нибудь едет в станицу", - подумал Мишка, ровняя кобылу с дрожками. Он искоса глянул под поля шляпы - и полураскрыл рот, чувствуя, как от страха и великого изумления спину его проворно осыпают мурашки: Степан Астахов полулежал на дрожках, нетерпеливо жуя черный ошкамелок сигары, щуря лихие светлые глаза. Не веря себе. Мишка еще раз оглядел знакомое, странно изменившееся лицо хуторянина, окончательно убедился, что рессоры качают подлинно живого Степана, и, запотев от волнения, кашлянул: - Извиняюсь, господин, вы не Астахов будете? Человек на дрожках кивком бросил шляпу на лоб; поворачиваясь, поднял на Мишку глаза. - Да, Астахов. А что? Вы разве... Постой, да ведь ты - Кошевой? - Он привстал и, улыбаясь из-под подстриженных каштановых усов одними губами, храня в глазах, во всем постаревшем лице неприступную суровость, растерянно и обрадованно протянул руку. - Кошевой? Михаил? Вот так увиделись!.. Очень рад... - Как же? Как же так? - Мишка бросил поводья, недоуменно развел руками. - Гутарили, что убили тебя. Гляжу: Астахов... Мишка зацвел улыбкой, заерзал, засуетился в седле, но внешность Степана, чистый глухой выговор его смутили; он изменил обращение и после в разговоре все время называл его на "вы", смутно ощущая какую-то невидимую грань, разделявшую их. Между ними завязался разговор. Лошади шли шагом. На западе пышно цвел закат, по небу лазоревые шли в ночь тучки. Сбоку от дороги в зарослях проса оглушительно надсаживался перепел, пыльная тишина оседала над степью, изжившей к вечеру дневную суету и гомон. На развилке чукаринской и кружилинской дорог виднелся на фоне сиреневого неба увядший силуэт часовни; над ним отвесно ниспадала скопившаяся громада кирпично-бурых кучевых облаков. - Откель же вы взялись, Степан Андреич? - радостно допытывался Мишка. - Из Германии. Выбрался вот на родину. - Как же наши казаки гутарили: мол, убили на наших глазах Степана? Степан отвечал сдержанно, ровно, словно тяготясь расспросами: - Ранили в двух местах, а казаки... Что казаки? Бросили они меня... Попал в плен... Немцы вылечили, послали на работу... - Писем от вас не было вроде... - Писать некому. - Степан бросил окурок и сейчас же закурил вторую сигару. - А жене? Супруга ваша живая-здоровая. - Я ведь с ней не жил, - известно, кажется. Голос Степана звучал сухо, ни одной теплой нотки не вкралось в него. Упоминание о жене его не взволновало. - Что же, не скучали в чужой стороне? - жадно пытал Мишка, почти ложась грудью на луку. - Вначале скучал, а потом привык. Мне хорошо жилось. - Помолчав, добавил: - Хотел совсем остаться в Германии, в подданство перейти. Но вот домой потянуло - бросил все, поехал. Степан, в первый раз смягчив черствые излучины в углах глаз, улыбнулся. - А у нас тут, видите, какая расторопь идет? Воюем промеж себя. - Да-а-а-а... слыхал. - Вы каким же путем ехали? - Из Франции, пароходом из Марселя - город такой - до Новороссийска. - Мобилизуют и вас? - Наверное... Что нового в хуторе? - Да разве всего расскажешь? Много новья. - Дом мой целый? - Ветер его колышет... - Соседи? Мелеховы ребята живые? - Живые. - Про бывшую нашу жену слух имеете? - Там же она, в Ягодном. - А Григорий... живет с ней? - Нет, он с законной. С Аксиньей вашей разошелся... - Вот как... Не знал. С минуту молчали. Кошевой продолжал жадно разглядывать Степана. Сказал одобрительно и с почтением: - Видать, хорошо вам жилось, Степан Андреич. Одежа у вас справная, как у благородного. - Там все чисто одеваются. - Степан поморщился, тронул плечо возницы: - Ну, поторапливайся. Возница невесело махнул кнутом, усталые лошади недружно дернули барки. Дрожки, мягко шепелявя колесами, закачались на выбоинах, и Степан, кончая разговор, поворачиваясь к Мишке спиной, спросил: - На хутор едешь? - Нет, в станицу. На развилке Мишка свернул вправо, привстал на стременах: - Прощайте покеда, Степан Андреич! Тот примял запыленное поле шляпы тяжелой связкой пальцев, ответил холодно, четко, как нерусский, выговаривая каждый слог: - Будьте здоровы!

«СЛАВЕН ДОН ХРАБРОСТЬЮ»

Вечер-встреча

/В зале звучит музыка/

Библиотекарь: Добрый день дорогие гости! Дорогие друзья! Мы живем с вами в богатом славными традициями и людьми Донском крае.

Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель М.А. Шолохов:«Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров,ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу... Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь.»

И сегодня мы познакомимся с еще одной страничкой истории Донского края-жизнью и бытом донского казачества. Мы узнаем о зарождении донского казачества, о правах и обычаях этихгероических людей, познакомимся с их фольклором. Итак, приглашаем вас на казачьи посиделки. На нашем празднике присутствуют: Липович Геннадий Арьевич – сотник, председатель Совета стариков станицы «Азовская. Гальчук Сергей Григорьевич – подъесаул, офицер по особым поручениям при атамане.

1 ученик:

На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели,

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались-

Без общенья жизни нет.

2 ученик:

А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши.

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по "сусекам"

Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

3 ученик:

Если вы в "своей тарелке"
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь тотчас,
Огонёк души не тухнет.

Дедов искренний досуг!

Отдых- это не безделки-

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

Импровизированная горница. Дети в казачьих костюмах занимают места в «избе»

Входят казак и казачка с караваем на рушнике

Казак:

Добрых гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Казачка: Жива традиция.

Жива- от поколенья старшего.

Важны обряды и слова,

Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,

Тот. кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

Обходят гостей, угощают караваем

Казак:

Дроля, гармонист, кудесник,

На вечернице в строю.

Песне, доброй русской песне

Слово первое даю.

Звучит в записи песня «Казачья» в исп. А. Розенбаума.

Ученик:

И в старом красоту находим.

Хоть пору принадлежим.

Ученик:

Россия- мать! Тебе хвала! .
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.

Ученик:

От отцовского порога,
От заветного жилья,
Вьётся, вьётся путь- дорога,
Золотая колея.

Ученик:

Вьётся, вьётся путь- дорога

Мимо луга, мимо лога,

Мимо сёл и городов

Больше тысячи годов...

Старый казак: Да, корни наши глубоко ухолят в прошлое. Казаки пришли на Дон очень давно. Удивительные края, нетронутые, безлюдные, дремучие леса и широкие степи. Ни одного человека не встретишь, а зверей и птиц - великое множество.

Библиотекарь: Вот как поэтично рисует картину того времени волгоградский писатель-краевед Б.С. Лащилин: "Весной степь зарастала высокими густыми травами. Не изумрудный ковер был испещрен алыми, синими, нежно-голубыми, фиолетовыми и золотисто-желтыми цветами. На солнце серебром отливали ковыли. В небе, где причудливыми громадами проплывали кучевые облака, кружили орлы и коршуны. На степном приволье паслись стада сайгаков.

На Дону и его притоках - Донце, Хопре и Медведице - держались и гнездились белоснежные красавцы-лебеди. У озер в камышах рыли ил дикие кабаны, беспокоя и пугая уток, чибисов, цапель ибесчисленное множество обитавших там куликов. В поймах непроходимой чащей стояли вековые дремучие леса. Здесь было полное раздолье зверю и птице. В густых зарослях, промышляя добычу, бродили волки, лисицы и медведи. Осенью по сеткам целыми днями сновали белки".

Старый казак: Вот в этот райский уголок и бежали от гнета помещиков вольнолюбивые люди. И всех Дон принимал, и всем находил место. Казаки селились в степи, самом боевом поле. Они строили свои городки и ставили бедные плетневые шалаши, чтобы не жалко было их бросить в случае неудачи. Городок окружай частокол и плетень из лозы, перевитый колючими ветками терновника. В то время казаки землю не пахали, хлеба не сеяли, а жили добычею. Когда не было военных походов, занимались охотой, рыболовством.

Библиотекарь: Но отстаивать свое право жизнь казакам приходилось в обстановке постоянных набегов неприятелей. Военная организация жизни формировала и нравы казаков. Трусов не терпели! Храбрость признавалась высочайшей добродетелью. Об этом так говорят казачьи пословицы и поговорки: На Дону пословица не от безделья молвится. Казачьему роду нет переводу. Казак с конём и ночью и днём. Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт. Казачья смелость порубит любую крепость. И один в поле воин, если он по-казачьи скроен. Лучше голову сложить, да казачьей чести не уронить.

Демонстрация слайдовой презентации « Быт, традиции и семейные обряды на Дону»

Выступление казака Липовича Геннадия Арьевича

Песня в записи «Сотник» в исп. М. Звездинского.

Библиотекарь: Много обычаев и обрядов у донских казаков. Это касалось и полевых работ, и семейной жизни, рождения ребёнка, также было много у казаков суеверий и поверий. Ну, а мы расскажем хотя бы о некоторых из них на посиделках. Вот, например, такие приметы:

При выпадении зуба в детском возрасте, когда ожидают, что вырастит новый, бросают его на чердак, приговаривая: «Мышка, мышка, на тебе костяной, дай мне железный».

Нож подавать другому лезвием - значит мыслить тому человеку зло.

Казаки ревностно сохраняют свои традиции и обычаи. В казачьей семье не только старики, но и женщины пользовались особым положением, уважением и почитанием. Их оберегали и защищали их честь и достоинство. Интересы женщины-казачки защищал сначала отец и брат, а затем муж и сыновья.

Слово казаку Гальчуку Сергею Григорьевичу.

Казачка: Казачки ходили в сарафанных костюмах, юбках и кофтах ("кохточка"") сшитые из ситцевой, шерстяной и шелковой ткани. Носили и нижнюю юбку ("спидницу"). Неотъемлемую часть костюма составлял запон (фартук), сшитый из полуситца (ткани из хлопчатобумажных и льняных нитей) с набивным растительным узором. Запон шьется из двух полотнищ. У пояса нижнее полотнище присборено и заложено в складки. На ногах полусапожки. На руках золотые и серебряные кольца. Костюм замужней женщины дополнял головной убор - полушалок (небольшая шаль) из шелковой набивной ткани.

В качестве украшения казачки носили янтарные бусы (монисты) под горлышко.

Для девочек и девушек шили сарафаны из ситца. Сарафанный костюм девушки отличался головным убором и прической: заплетенные косы украшались лентами, на голову мог надеваться венец или обруч.

Казак: В доме казак кладет шапку на видное место, под икону, это означает, что семья казака находится под защитой Бога и общины.

Шашка или сабля - символ полноты прав казака. Она вручалась в 17 лет и давала право обладать земельным паем. В церкви шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на охрану веры. Сабля передавалась в семье по наследству, но если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась и укладывалась в гроб к умершему казаку. Нагайка - такой же символ власти, как и шашка. Ее имел право носить только женатый казак, она дарилась на свадьбе отцом невесты, а затем как знак власти мужа в семье висела в хате у двери в спальню.

Звучит запись песни «рассвет перед боем» в исп. В. Васильева.

Казак: Казаки часто носили серьги в виде кольца. Серьга означала роль и место казака в роду. Единственный казак в роду носил одну серьгу в левом ухе, а единственный сын у родителей - две серьги в обоих ушах. Командир при равнении направо или налево видел, кого из казаков нужно поберечь в бою. часто таких ребят не посылали в пикеты и не пускали в бою в первых рядах или в атаку.(3вучит отрывок из поэмы В.Ходарева «Казачья любовь»).

Казачка: Женщина не имела права сидеть при казаках, лишь женщине преклонных лет это позволялось. У казаков женщина (по- казачьи - баба) ни на Круг, ни на Сход не допускались вообще. Все Придонье сверху донизу было распахано. Пахала, сеяла, жала, снопы вязала, молотила. зерно молола, хлеб пекла - все это в основном делала женщина - чернобровая осанистая донская казачка, ведь казак почти всю жизнь проводил в походе, на службе. Женщины работают в поле, а казаки при оружии лишь охраняют их. Казак всегда служил за Веру. Царя и Отечество, а казачка растила детей и создавала семейный уют. "Казак на чужбине воюет, а жена дома горюет" (воинские тяготы ложатся и на семью), "станичники казака в армию снаряжают, что в могилу провожают" (служба казачья полна реальной опасности).

Старый казак: Казак рождался воином. В семье его называли не мальчиком, а казачьим сыном. Новорожденному друзья и родственники приносили подарки только военные: патрон, стрелу, лук, пулю; дед дарил шашку или ружье. Сабля сохранялась из рода в род, переходила от отца к сыну, потом к внуку. Ее украшали золотом или серебром, вешали под образа, давали почетное место.

Трехлетние казачата уже ездили верхом по двору, а пятилетние скакали, отводя лошадь в табун.

С 17 лет казак назывался малолетка. Начинались скачки, стрельба в цель на скаку, рубка - т.е. ученье воинскому делу.

В 19 лет - приводился к присяге на верность службе.

В 21 год - зачислялся в военно-полевой разряд на 15 лет. Все 15 лет он обязан был в любую минуту стать в стремя и встретить врага с оружием в руках. Часть срока он служил "срочную" службу, т.е. вдали от дома. Иногда выпадала 1 служба по 4-5 лет без побывки. Для того чтобы казак был постоянно в готовности, ежегодно проводились летние и зимние сборы в лагерях, смотры оружия, учения.

Только в 61 год казак увольнялся "вчистую". Освобождался от всех воинских повинностей. Но привычные к воинской дисциплине и самоотречению старики считали и в эти преклонные лета "служивыми". Они не снимали с папах и картузов кокарды - знак службы - и составляли совет стариков, который помогал Атаману управлять станицей.

Казачонок: При рождении сына в казачьих семьях - он пользовался авторитетом, равным родительскому. В случае смерти родителей на старшего сына "большака", возлагалась обязанность вырастить своих младших братьев и сестер. Отцовский курень (дом) всегда доставался младшему сыну "меньшаку", в обязанности которого входило содержание и опекунство до смерти своих родителей.

Библиотекарь: До сих пор в казачьих станицах и хуторах сохраняются элементы быта, характерного для 16-18 веков. В избе, в «красном углу» обязательно висела икона. Горницы украшались салфетками, скатертями, вышитыми руками казачки. На столе всегда стояла глиняная и деревянная посуда, каравай хлеба, соль - символ богатства и достатка. Окна украшались занавесками, кружевным пологом прикрывалась и детская люлька. Пол в хате застилался ткаными дорожками, они назывались «половик».

Жизнь казаков изменяется вместе с тем, как меняется жизнь вокруг нас. Сейчас редко встретишь казака на коне, женщины-казачки ходят на работу, почти не осталось семей, где растут 7-8 детей. Но мало кто знает, что в нескольких селах Ставропольского края почти в первозданном виде сохраняется казачий быт. Здесь люди живут так, как 200 лет назад, они называются казаки-некрасовцы. После 1917 года под руководством своего атамана казака Некрасова многочисленная община уехала из России в Турцию, где обрела вторую родину, и лишь в 70-е годы XX века они смогли Вернуться в СССР, поселившись в поселке Новокумском Левокумского района и нескольких хуторах.

Казаки-некрасовцы являются старообрядцами, то есть крестятся двумя перстами, соблюдают особые религиозные обычаи. Мужчины у них не бреют бороды с момента женитьбы, а замужние женщины носят платки и никогда не показывают своих волос. Даже речь некрасовцев отличается от современной разговорной речи: они «окают» и «якают», используют особые слова, не понятные нам. К сожалению, старики уходят из жизни, а молодежь из семей некрасовцев не хочет жить по-старому, забывает язык предков. Чтобы древние традиции не вымерли совсем, фольклор некрасовцев бережно собирают ставропольские ученые-филологи и хранят в записях на современных носителях как бесценное достояние нашей культуры.

Библиотекарь: Во все времена, у всех народов, хорошая песня отражала самые сокровенные думы, мысли. Донской край испокон считался песенным краем. Песни пели и после работы, вечерами, в поле и на гулянии, и на проводах в армию, в военных походах, всегда находился среди казаков хороший песенник. Таких людей обычно уважали и любили, а в походах старались оберегать.

О песнях казаки говорили так, в своих пословицах: Казак без песен, что виноградная лоза без винограда. На Дону казаку и камушек подпевает. Веселы припевы, где казаки запели .

Звучит в записи песня «Эх, казаки» в исп. Д. Донского.

Библиотекарь: До сих пор язык казаков представляет собой особое наречие, смесь украинского и русского языка. Этот язык является составной частью южновеликорусского наречия. Интересен и самобытен казачий фольклор. С незапамятных времен сохранились и дошли до наших дней традиционные казачьи песни, игры и забавы. Непривычному слушателю покажется, что казаки поют украинские песни, но это не так. Сибирские и Уральские казаки нередко используют русский литературный язык для своего фольклора.

3вучит песня «Ой, то не вечер...»

Особого внимания заслуживают величальные песни. Их исполняли на свадьбах, на именинах, на похоронах, при проводах казака в армию. Одна из них, сложенная терскими казаками, прозвучит сейчас.

Звучит песня «Да в саду дерево цветет...»

Библиотекарь: На посиделках каждый старался блеснуть умом, и порой устраивались настоящие состязания. А может быть и на наших посиделках, устроить какое - нибудь состязание? Давайте попробуем. Сейчас я вам буду называть старые казачьи слова, а вы если знаете их современное название, назовёте его:

Раззявил (раскрыл), чувяки (тапочки), хворать (болеть), квёлый (слабый), цибарка (ведро) гутарить (говорить), кочет (петух), ошкарябать (поцарапать), батя (отец), нехай (пускай), вечерять (ужинать), завеска (фартук), бедовая (шустрая), могёт (может), буханка (булка), хлёбово (жидкая еда), баз (сарай), хата (дом).

Всем известны строки А.С.Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный...». Где находится Лукоморье? (Лукоморье - это старинное название Таганрогского залива, береговая северная часть его действительно своим очертанием напоминает изогнутый лук.

Быт и жизнь казаков мы можем пронаблюдать и в народных пословицах: Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится. Одна из пословиц написана на доске, как эпиграф к нашему утреннику. Какие пословицы и поговорки донского народа знаете вы?

Казак без коня- сирота.

И шашка остра, а дух сильнее.

Где казак, там и слава.

Не хвались в поход собираючись, а хвались с похода едучи.

С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.

Дон тихий, а слава о нём громкая.

Казак без друзей что дуб без корней. И пр.)

Библиотекарь: объявляет турнир знатоков половиц: А какие вы знаете пословицы и поговорки связанные с казачьей удалью? На сцену выходит творческая группа и работает со зрителями, которые или называют пословицы или поясняют их.

Либо грудь в крестах, либо голова в кустах (решился действовать)

Казак скорее умрёт, чем с родной земди сойдёт (за родную землю бьётся до конца)

Кто пули боится, тот в казаки не годится (в опасности казаку трусить нельзя)

Донской казак честь не кинет, хоть головушка сгинет (честь ему дороже жизни)

В стремя ногой - расстанься с головой (можешь и не вернуться со службы)

Гайтан на шее, да шапка сбоку - не скоро быть смертному сроку (вера и сила - вот что даёт казаку надежду)


ЗАГАДКИ ЖИТЕЛЕЙ ДОНА:

Крепка, звонка да отточена.

Кого поцелует, тот с ног долой, (сабля).

На чужой спине едет, на своей груз везёт, (седло).

Погоны жёлтые, шашки острые,

Пики длинные, кони борзые,

Полем едут с песнями

Искать царю честь, а себе- славы! (казаки).

На солнышке полежал, да весь в ерик убежал, (снег весной).

Не казак, а с усами; о четырёх ногах, а не конь. (кот).

Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов, (муравьи).

Лохматый казак, посерёдке кушак, по двору ходит, порядок наводит, (метла).

Кривой двух братцев понёс к Дону купаться.

Пока братцы купаются, кривой без дела валяется, (вёдра и коромысло).

Казачка:

Раз, два, три, четыре, пять, -

Мы собрались поиграть.

Одной из самых любимых детских игр была игра в "Коршуна". Дети выбирают "коршуна" и "наседку", остальные "цыплята". Выбор осуществляется с помощью считалок:

Казак:

Прилетел издалека,

Из высока- высока,

Опустился он на баз,

Чтоб ловить цыплят у нас.

Аты- баты, ата- ты,

Этот коршун будешь ты!

Казачка: На базу цыплятки- детки

Разбежались без наседки.

Чтобы горю пособить,

Знать, тебе наседкой быть!

(Условия игры )

Передний игрок- «наседка»; остальные выстраиваются в затылок за «наседкой», взявшись за талию впередистоящего. «Коршун» роет ямку. «Наседка» ходит вокруг «коршуна» (а цыплята за ней) и припевает:

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу:

По копеечке, по совелочке...

«Коршун» перестаёт рыть. Топчется вокруг ямки, приседает, машет руками, как крыльями. Происходит диалог:

Коршун, коршун, что ты делаешь?

Ямку рою. Копеечку ищу.

На что тебе копеечка?

Иголочку купить, мешок пошить, камешки сложить. В твоих детушек кидать, чтобы после их поймать.

Зачем?

Чтоб ко мне в огород не лазили!

А ты сделай плетень повыше. А нет- так лови!

«Коршун» старается поймать «цыплят», а «наседка»- преградить ему путь. «Цыплята» вслед за «наседкой» движутся цепочкой, уклоняясь от «коршуна». «Наседка» старается всё время быть лицом к «коршуну», кричит: «Кыш!». Машет руками, но хватать «коршуна» ей нельзя. Игра идёт до тех пор, пока «коршун» не переловит всех «цыплят». При разрыве «цыплята» стараются тут же восстановить цепочку.

Библиотекарь: Какие ещё игры Донских казаков вы знаете? ("В пряжки", "Горелки", "В чехарду", "В краски", "В цыгана"..) Также проводились игры соревновательного характера: на ловкость, силу, смекалку.

Казак:

Отдохнуть пришла пора,

И сейчас без подготовки

Начинается игра

"Кто сегодня самый ловкий?"

Игра – соревнование «накинь подковку» (набросить колечки на стержень)

Библиотекарь: Девушки на посиделках вечеринках не сидели без дела. С разговорами, песнями они шили, вязали, пряли пряжу.

Казачка:

Подходите ближе, пряхи,

Пряжу тките на рубахи.

Тот, кто нить длинней спрядёт,

Вот того подарок ждёт.

Игра для девочек «Намотай нитку на веретено»

Библиотекарь: А вокруг бабушки собралась ребятня. Они заворожено слушают бабушкины сказки. Послушаем и мы.

ДЕВОЧКА В КОСТЮМЕ БАБУШКИ РАССКАЗЫВАЕТ СКАЗКУ "КАЗАК И ЛИСА" ("Край родной" хрестоматия для чтения. Стр.47-48.)

Казак:

Чтоб потешить вашу душу

И в душе оставить след,

Предлагаю спеть частушки,

Лучше этих песен нет.

ДЕВОЧКИ ИСПОЛНЯЮТ ЧАСТУШКИ:

1. Эх, топни нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке!

2. Шире круг, шире круг

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идёт четыре.

3. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

4. А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печи башмаком,

Думала- подружки.

5. По деревне я шла

И Ванюшку видела-

Под кустом сидел и плакал:

Курица обидела.

6. Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

7. Сидит ёжик на берёзе-

Белая рубашечка.

На головке сапожок,

На ноге фуражечка.

8. Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Библиотекарь: Казаки всегда отличались не только храбростью, но и остроумием, весельем.

Казачка:

Небылицы в лицах

Сидят в светлицах, „

Да творят насмешки.

Хотите знать какие?

А вот такие…

Шутки – диалоги:

1. (Хозяйка и Федул):

Федул, что губы надул?

Кафтан прожог.

Можно зашить?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2. (Хозяйка и Фома):

Фома, что из леса не идёшь?

Да медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идёт!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

3. (Хозяйка и сынок):

Сынок, сходи за водицей на речку!

Брюхо болит!

Сынок, иди кашу есть!

Что ж, раз мать велит- надо идти!

Где моя большая ложка?

Итог:

(монтаж в стихах)

Ученик:

В небе будто от побелки

Засветился млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке.

Где пришлось нам отдохнуть.

Ученик:

Дни общенья- счастья вехи,
Посиделкам каждый рад.
Делу время, а потехе Рады люди как- никак.

Ученик:

Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: до новых встреч!

Ученик:

Не потухнет, не погаснет,
Если ты не нем, не глух,
Самый светлый, самый ясный
Посиделок русский дух.

Ученик:

Посиделки, вечеринки,
Звёзды в праздничной выси-
Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Ученик:

Жизнь такая- не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было вспоминая,

Пусть живёт страна родная

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна!

Библиотекарь:

В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще мёда.

Не знаю как другой, но я

Весь- слух, весь- жадное вниманье,

Когда услышу соловья

Возвышенное ликованье.

Осенний лес затих, замолк,

Над степью прошумели ливни,

Но соловьиный свист и щёлк

Звучат в душе напевом дивным.

Чуть- чуть взгрустнули небеса,

В природе ярких красок мало,

Но радует мои глаза

Литая кисть калины алой.

Пусть облетели тополя,

Я у степной твержу криницы:

«Благословенной будь земля,

Где довелось и мне родиться!»

И заканчивая наши посиделки, хочется обратить ваше внимание на книги о казачестве. (Обзор – презентация книг о казачестве).

Библиотекарь: Спасибо всем за участие в наших посиделках. До новых встреч!

Подготовили Мишахина Л. А., Турунина И. Н.

5. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - cvetok.doc
89 Киб. «Цветок доброты» 6.
1.61 Киб. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - fon_listja.jpg 7.
4.76 Киб. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - fonf35.gif 8. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - hram.jpg
238.67 Киб. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - hram.jpg 9. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - istor_pocti.doc
45.5 Киб. Сочинение. История в письмах 10.
393.9 Киб. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - kalendar.JPG 11.
26.18 Киб. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - kirpic.gif 12.
7.5 Киб. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - knigi.gif 13.
248.56 Киб. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - korabl.jpg 14.
5.59 Киб. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - mramor.gif 15.
4.79 Киб. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - pesok.jpg 16. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - pis"ma.doc
98 Киб. Искусство писать письма 17. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - pismo_sver.doc
47.5 Киб. Молитва Ангелу-хранителю 18. ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА - vechka.doc
1174 Киб. Степь родимая! Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь! С этим файлом связано 56 файл(ов). Среди них: urok_po_klimatu.doc , Urok_muzhestva.rar , toplivo.rar , Teorema_Pifagora.doc , TEK.docx , svid.rar , sini.ppt , selo.doc , rezh_raboti.doc , rabochie_programmy_po_geografii_i_prirodovedeniju.rar и ещё 46 файл(а).
Показать все связанные файлы

Нигде, наверное, земля не пахнет так остро , как в Ростовской области. Степь, бесконечная степь, простирается до горизонта. Поблёкшая трава и тончайший аромат доцветающих степных цветов. Мы часто останавливаемся подышать этими разнородными запахами. И опять дорога ведёт нас по степи, кое-где разбросано жильё. И вдруг…пейзаж совершенно меняется, становится особенным, неуловимым, переменчивым, текучим, как горячий песок пустыни. И перед нами простирается среди родимой степи под низким донским небом – Вёшенка – поистине жемчужина Дона.

Степь родимая!..

Низко кланяюсь и по-сыновьи целую

твою пресную землю, донская, казачьей,

не ржавеющей кровью политая степь!

М.А. Шолохов.



Фотокорреспондент Ананченко Сергей Леонидович
Путевые заметки Захаровой Марии Андреевны

Кто сказал, что примета нашего времени - полное отсутствие героя? Вот мы перед вами - герои этого времени.

(22-это я и мои друзья-сверстники.) Все мы обучающиеся Песковской основной общеобразовательной школы №1

5- это наше старшее поколение, наши поводыри и наставники в этой жизни.

Вместо предисловия.
Во всяких приличных очерках есть предисловие, в котором автор объясняет цели своего сочинения. Примите и эти 6 пунктов вместо предисловия. В конце июня, после экзаменов и выпускного бала, наша школа, небольшая, уютная, Песковская №1 основная общеобразовательная, совсем не походила на успокоившуюся после тяжких трудов старушку. Всё в ней гремело, суетилось, двигалось. Мы собирались в настоящий вояж в Ростовскую область.


Директор школы построил 22 молодых отпрыска в одну шеренгу , добавив к ним 5 взрослых – сопровождающих. Речь его была лаконична и убедительна.


Совершенно секретно:

Башканов В. А. прекрасно поёт, играет на гитаре, танцует, а главное – будучи студентом ВГПИ, работал вожатым в Артеке, и на всю жизнь остался артековским вожатым.

Почему мы поехали в Вёшенскую станицу.


  1. Вёшенка – родина Михаила Александровича Шолохова, автора «Тихого Дона» - создателя великой художественной эпопеи ХХ века – современного аналога «Войны и мира».

  2. Нас объединяет река Хопёр, на которой мы живём, а впадает он как раз в реку Дон, недалеко от Вёшенки. Именно там было любимое место рыбалки М.А.Шолохова.

  3. Вёшенка – жемчужина «Среднего Дона». Это центр казачества, незаслуженно забытого в ХХ веке. Судьба казачества трагична.

  4. В нашем селе существует ансамбль казачьей песни «Тихий Дон». Интерес к культуре казачества нам близок.

  5. Совмещение отдыха, оздоровления с возможностью эстетического, патриотического, физического воспитания – лучше не придумать.

  6. Вы, молодое поколение, и вам доверено будущее России. Вёшенка – это наши духовные ценности , а впечатления от поездки останутся на всю жизнь.

Нет уз святее братства…

Если честно, то мне по душе был 6 пункт: «Впечатления на всю жизнь». Прошло время: впечатления остались, и очень захотелось рассказать о моих друзьях и о том, какой мы увидели Вёшенку.

Может, вам и покажется, что мы отличаемся от других. Не спешите судить: мы и есть новое молодое поколение, которому всё хочется узнать, постичь умом, потрогать руками и запомнить на всю жизнь.

Неостановимо время, но большому искусству дана возможность сохранять мгновенья, и в творчестве Михаила Шолохова в несравненной словесной живописи воссозданы и сбережены для поколений в первозданной реальности и невыносимый накал трагедийных ситуаций , и светлое лирическое озаренье, и вся – до полной кристальной ясности – судьба человека, и медлительное свершенье социальных сдвигов, и взрывные процессы периода войн и революций. В шолоховском эпосе запечатлена история бурного становления нового мира, рождённого Великим Октябрём, образы тех, кто в трудных борениях, «с потом и кровью», утверждал его. Неподвластные времени, эти широкие панорамные картины и обладающие чёткостью монументальных созданий образы вечно будут видимы взору человечества так же, как звёзды и солнце, как набухшие влагой облака и бескрайние моря разноцветья Земли.
Д
ля нового поколения все интересно. Мы путешествуем в новых временах, в меру скорбных, в меру трагичных и бесконечно прекрасных.

В нас нет страха перед будущим. Нам дорог сегодняшний день, и мы с уверенностью смотрим в завтрашний.

Восхищение богатством мира – вот что отличает новое поколение. Наше «Я» и в прошлом, и в будущем, но до «себя» еще надо дожить.

Дом М. А. Шолохова

река Дон


На первый взгляд, наш мир - мир огромных пространств, в нем вмещается всё: все животные, растения, утварь, исторические реалии, природные явления.

А на второй взгляд, мир - совсем крошечный, игрушечный, но кажущийся огромным благодаря сложной системе магических зеркал. Это и есть наше миропонимание.


Вместо послесловия

Ж
А земля наша прекрасна.

И, может быть, одинока

Среди пламенных солнц

И каменно – голых планет.

И вероятней всего,

Что сами мы –

Ещё не выросшие боги,

Живущие под воздухом целебным

На нашей зелёной

Это было летом 2006 года. 20 июня мы отправились в поход. И поход этот был не такой, как обычно бывает классом или школой в лес , на один день. Это был настоящий пятидневный поход, наверное, самый интересный, весёлый и, конечно, незабываемый. До сих пор я помню те ощущения, которые меня переполняли перед поездкой. На автобусе мы, активисты школы, отправились на родину великого русского писателя М.А. Шолохова в станицу Вешенскую.

Мы посетили много интересных мест. Были в музее-заповеднике М.А. Шолохова, где столько узнали о жизни писателя, о его увлечениях. Нам показали подлинные вещи Шолохова, а главное – было поразительным, что был сохранён даже окурок, который писатель выкурил перед смертью. Всё было удивительно. Все вещи, вплоть до мелочей, были сохранены после смерти Шолохова, и теперь всё это можно увидеть сейчас. В саду росли розы (Михаил Александрович любил розы) и сохранились деревья, посаженные самим Шолоховым. Были организованы экскурсии , одна из них - к 500 -летнему дубу. Также мы были в хуторе Кружилином, в доме, где родился М.А.Шолохов. Экскурсоводы ознакомили нас с многими фрагментами из жизни Шолохова.. Мы видели настоящий курень, познакомились с историей казачества. В хуторе я приобрела книгу А.А. Гордеева «Золотая Орда и зарождение казачества». Многое я узнала о станице Вёшенской.. Настоящий герой своего народа М.А.Шолохов всегда заботился о земляках: помог на свои средства построить мост через Дон, провести водопровод (у станичников вода- родниковая). У берегов Дона стоит огромный памятник известным героям Шолохова: Григорию и Аксинье. Шолохову благодарные потомки возвели памятник в центре станицы, а на горе, на самом высоком месте, цветами выложены слова «Шолохову- 100 лет».

Всё было замечательно и увлекательно в этой поездке, но для меня самым запоминающимся и необычно красивым был сам Дон. Нельзя передать те чувства, которые тебя охватывают, когда приближаешься к его водам. Нужно только войти в него , и ты становишься сильнее, могущественнее, смелее, тебя охватывает какое-то высшее, неописуемое чувство. Особенно красив ночной Дон. Прошёл уже почти год, а я до сих пор помню каждый день, каждый час, помню каждую нашу прогулку, как будто это было только вчера. Дон после этой поездки многое стал значить для меня. Он стал как родной. Мне очень хочется еще раз побывать в Вёшенке, посетить донские просторы, снова поблаженствовать в Дону, в его водах. Я очень надеюсь, что эта мечта осуществится.