Вопросы на собеседовании java senior. Собеседования на Middle Java разработчика

Переехал в другой город, устраиваюсь на работу, хожу по собеседованиям. Мне показалось, что вопросы, которые там задаются, хотя и известны, тем не менее, собранные вместе, могут помочь подготовиться и чувствовать себя более уверенно.

Вопросы на понимание принципов построения СУБД.
1. Что такое первая нормальная форма и процесс нормализации? Какие бывают нормальные формы?
2. В чем смысл индекса СУБД, как они устроены, как хранятся? Как бы вы реализовали тот же функционал? Последний вопрос задают в случае, если нет четкого понимания индексов.
3. Нарисуйте отношение Многие-ко-многим. Например: таблицы Авторы и Книги. У одного автора может быть несколько книг, и книга может быть написана несколькими авторами. Составьте SQL запрос на выборку книг определенного автора.

Базовые вопросы о Java.
4. Базовый класс в Java, как известно, Object. Какие его методы Вы можете назвать?
5. Расскажите, что такое equals и hashCode? Какие правила и соглашения существуют для реализации этих методов? Когда они применяются?
6. Расскажите о методах wait, notify, notifyAll. Как они применяются, когда, зачем нужны? Что такое synchronized?
7. Что такое finalize? Зачем он нужен? Что Вы можете рассказать о сборщике мусора и алгоритмах его работы.
8. Почему метод clone объявлен как protected? Что необходимо для реализации клонирования?
9. Какие есть модификаторы (доступа и остальные)? Что такое volatile и transient? Для чего и в каких случаях можно было бы использовать default?

Java Collection Framework
10. Какие существуют интерфейсы коллекций в Java? Объясните в чем их отличие.
11. Какие Вы знаете реализации этих интерфейсов?
12. Чем отличаются друг от друга ArrayList и LinkedList. Как они устроены? В каких случаях их стоит использовать.
13. Чем отличаются HashMap и TreeMap? Как они устроены и работают? Что со временем доступа к объектам, какие зависимости?
14. Что такое Hashtable, чем она отличается от HashMap? На сегодняшний день она deprecated, как все-таки использовать нужную функциональность?

Исключения
15. Что такое исключение? Какие типы исключений Вы знаете, чем они отличаются?
16. Может быть предложена задачка с блоками try-catch-finally и вопросом, что вернется или какое исключение будет в итоге передано наверх?

Алгоритмы
17. Какие алгоритмы сортировки Вам известны? Какие вообще знаете алгоритмы?
Причем, здесь возможны различные дополнительные вопросы об оценке сложности алгоритмов, их сравнению между собой.

Паттерны проектирования.
18. Знакомы ли Вам какие-либо паттерны проектирования?
19. Напишите Singleton... А с ленивой загрузкой. А если он должен быть потоко-безопасным? А в каких случаях ленивая загрузка хуже?
20. Что можете сказать про MVC? Нарисуйте диаграмму и объясните, как MVC работает.

Серия вопросов на понимание набора технологий J2EE.
21. Что такое сервлет, jsp, их отличие?
22. Что такое Ajax? Как принципиально устроена эта технология?
23. Что такое ORM, как это перевести и как это должно работать?

Простые задачи на написание алгоритмов.
24. Напишите функцию вычисления факториала.
25. Дана функция вычисления чисел Фибоначчи, известно, что она работает. Найдите логическую ошибку. Оцените сложность получившегося алгоритма.
26. Переверните строку.
27. Посчитайте среднее массива.

Полезно помнить, что, чувствуя себя не очень уверенно, не нужно говорить лишних слов. Скажешь лишнее слово, и за него цепляются, раскручивают цепочку. Раскручивают в том, в чем не очень уверен. Этой способностью людей – цепляться – нужно пользоваться, но с выгодой для себя;-)

Знание и понимание… вещи достаточно сильно отличающиеся, поэтому
- разные алгоритмы, например сортировки, стоит написать самому, пусть даже и с учебника. Посмотреть насколько они друг от друга отличаются, сравнить их сложность.
- полезно посмотреть разные утилиты и библиотеки, принципы группировки классов в пакеты и стиль написания кода, комментирования. Очень может помочь в понимании модификаторов доступа, организации проекта.
- разбираясь в чем-нибудь конкретном, можно помочь тем, кто знает меньше. Зайти на любой форум и попытаться ответить на вопросы интересной для темы. В обсуждении можно взять что-то и для себя. Можно написать небольшую статью. Разумеется, нужно хорошо разобраться в теме.
Любая работа, направленная на повышение собственной квалификации, будет видна грамотному интервьюеру и без внимания не останется. Единственное, что говорить о ней нужно честно, не стоит преуменьшать своих возможностей и способностей.
Чтобы иметь какой-либо ориентир подготовки или развития себя как специалиста, можно смотреть на что-то похожее этому .

Собственно, перечисленные выше вопросы – это уровень Junior Developer, как я себе это представляю. Где-то, может быть, более глубоко, где-то менее, но как факт - Junior.

Всякое решение плодит новые проблемы

Для тех, кто впервые слышит слово Java Core - это фундаментальные основы языка. С этими знаниями уже смело можно идти на стажировку/интернатуру. Приведенные вопросы помогут вам освежить знания перед собеседованием, или почерпнуть для себя что-то новое. Для получения практических навыков занимайтесь на .

    Как создать неизменяемый объект в Java? Перечислите все преимущества

    Неизменяемый класс – это класс, состояние которого не может быть изменено после создания. Здесь состоянием объекта по существу считаются значения, хранимые в экземпляре класса, будь то примитивные типы или ссылочные типы.

    Для того чтобы сделать класс неизменяемым, необходимо выполнить следующие условия:

    1. Не предоставляйте сеттеры или методы, которые изменяют поля или объекты, ссылающиеся на поля. Сеттеры подразумевают изменение состояния объекта а это то, чего мы хотим тут избежать.
    2. Сделайте все поля final и private . Поля, обозначенные private , будут недоступными снаружи класса, а обозначение их final гарантирует, что вы не измените их даже случайно.
    3. Не разрешайте субклассам переопределять методы. Самый простой способ это сделать – объявить класс как final . Финализированные классы в Java не могут быть переопределены.
    4. Всегда помните, что ваши экземпляры переменных могут быть либо изменяемыми, либо неизменяемыми. Определите их и возвращайте новые объекты со скопированным содержимым для всех изменяемых объектов (ссылочные типы). Неизменяемые переменные (примитивные типы) могут быть безопасно возвращены без дополнительных усилий.

    Также, вам необходимо помнить последующие преимущества неизменяемых классов. Возможно они понадобятся вас на собеседовании. Неизменяемые классы:

    • легко конструировать, тестировать и использовать
    • автоматически потокобезопасны и не имеют проблем синхронизации
    • не требуют конструктора копирования
    • позволяют выполнить «ленивую инициализацию» хэшкода и кэшировать возвращаемое значение
    • не требуют защищенного копирования, когда используются как поле
    • делают хорошие Map ключи и Set элементы (эти объекты не должны менять состояние, когда находятся в коллекции)
    • делают свой класс постоянным, единожды создав его, а он не нуждается в повторной проверке
    • всегда имеют «атомарность по отношению к сбою» (failure atomicity, термин применил Джошуа Блох): если неизменяемый объект бросает исключение, он никогда не останется в нежелательном или неопределенном состоянии.

    Посмотрите на пример, написанный в этом посте .

    Java спецификация гласит, что все в Java передается по значению. Нет такого понятия, как «передача по ссылке» в Java. Эти условия связаны с вызовом методов и передачей переменных, как параметров метода. Хорошо, примитивные типы всегда передаются по значению без какой-либо путаницы. Но, концепция должна быть понятна в контексте параметра метода сложных типов.


    В приведенном примере, биты адреса первого экземпляра копируются другой ссылочной переменной, в результате чего обе ссылки указывают на один участок памяти, где хранится объект. Помните, что присвоив второй ссылке null, вы не присвоите null первой ссылке. Но изменение состояния объекта с одной ссылающейся переменной, будет отображено и в другой ссылке.

    Какое применение блока finally ? Гарантирует этот блок выполнение своего кода? Когда finally блок не вызывается?

    Блок finally всегда вызывается, если блок try существует. Это гарантирует, что блок finally вызывается даже, если случается неожиданное исключение. Но finally является более полезным, чем просто для обработки исключений – этот блок позволяет выполнить чистку кода, случайно обошедшего через return , continue или break . Размещение очищающего кода в блок finally всегда является хорошей практикой, даже когда не ожидается никаких исключений.

    Если виртуальная машина завершает работу во время выполнения блока try или catch , тогда блок finally не будет выполнен. Аналогично, если нить, выполняя блок try или catch , будет прервана или убита, блок finally не будет выполнен, даже не смотря на то, что приложение продолжает работать.

    Почему существует два класса Date , один в java.util package а другой в java.sql ?

    java.util.Date представляет дату и время, а java.sql.Date представляет только дату. Дополнением к java.sql.Date является класс java.sql.Time , который представляет только время.

    Класс java.sql.Date является субклассом (расширением) класса java.util.Date . Итак, что изменилось в java.sql.Date:

    • toString() формирует другое представление строки: yyyy-mm-dd
    • статический метод valueOf(String) создает дату из строки с вышеуказанным представлением
    • исключены геттеры и сеттеры для часов, минут и секунд

    Класс java.sql.Date используется в JDBC и предназначен, чтобы не иметь составляющую времени, то есть часы, минуты, секунды и миллисекунды должны быть нулю… но это не является обязательным для класса.

    Разъясните интерфейсы-маркеры.

    Шаблон интерфейса-маркера – это шаблон проектирования в компьютерных науках, используемый языками программирования, которые предоставляют информацию об объектах во время выполнения . Это предоставляет способ ассоциации метаданных класса, где язык не имеет явной поддержки таких метаданных . В Java для этого используются интерфейсы без указания методов.

    Хорошим примером применения интерфейса-маркера в Java является интерфейс Serializable . Класс реализует этот интерфейс для указания, что его не transient данные могут быть записаны в поток байтов или на файловую систему.

    Главной проблемой интерфейса-маркера является то, что интерфейс определяет соглашение для реализующих его классов, и это соглашение наследуется всеми субклассами. Это значит, что вы не сможете «де-реализовать» маркер. В приведенном примере, если вы создадите субкласс, который вы бы не хотели сериализовать (возможно потому, что он находится в преходящем (transient) состоянии), вы должны прибегнуть к явному бросанию NotSerializableException .

    Почему метод main() объявлен как public static void ?

    Почему public? Метод main имеет модификатор доступа public , поэтому он может быть доступен везде и для любого объекта, который захочет использовать этот метод для запуска приложения. Тут я не говорю, что JDK/JRE имеют подобный повод, поскольку java.exe или javaw.exe (для windows) используют Java Native Interface (JNI) вызов для запуска метода, поэтому они могут вызвать его в любом случае, независимо от модификатора доступа.

    Почему static? Давайте предположим, что у нас метод main не статический. Теперь, для вызова любого метода вам необходим экземпляр класса. Верно? Java разрешает иметь перегруженные конструкторы, это мы все знаем. Тогда который из них должен быть использован, и откуда возьмутся параметры для перегруженного конструктора?

    Почему void? Нет применения для возвращаемого значения в виртуальной машине, которая фактически вызывает этот метод. Единственное, что приложение захочет сообщить вызвавшему процессу – это нормальное или ненормальное завершение. Это уже возможно используя System.exit(int) . Не нулевое значение подразумевает ненормальное завершение, иначе все в порядке.

    В чем разница между созданием строки как new() и литералом (при помощи двойных кавычек)?

    Когда мы создаем строку используя new() , она создается в хипе и также добавляется в пул строк, в то же время строка, созданная при помощи литерала, создается только в пуле строк.

    Вам необходимо ознакомиться с понятием пула строк глубже, чтобы ответить на этот или подобные вопросы. Мой совет – как следует выучите класс String и пул строк .

    Как работает метод substring() класса String ?

    Как и в других языках программирования, строки в Java являются последовательностью символов. Этот класс больше похож на служебный класс для работы с этой последовательностью. Последовательность символов обеспечивается следующей переменной:

    /** The value is used for character storage. */ /** Значение используется для хранения символов */ private final char value ; Для доступа к этому массиву в различных сценариях используются следующие переменные /** The offset is the first index of the storage that is used. */ /** Смещение – это первый индекс используемого хранилища. */ private final int offset; /** The count is the number of characters in the String. */ /** Счет – это количество символов в строке. */ private final int count;

    Каждый раз, когда мы создаем подстроку от существующего экземпляра строки, метод substring() только устанавливает новые значения переменных offset и count . Внутренний массив символов не изменяется. Это возможный источник утечки памяти, если метод substring() использовать неосторожно:

    Первоначальное значение value не изменяется. Поэтому если вы создадите строку длиной 10000 символов и создадите 100 подстрок с 5-10 символами в каждой, все 101 объекты будут содержать один и тот же символьный массив длиной 10000 символов. Это без сомнения расточительство памяти.

    Этого можно избежать, изменив код следующим образом:

    заменить original.substring(beginIndex) на new String(original.substring(beginIndex)) , где original – исходная строка.

    Объясните работу HashMap . Как решена проблема дубликатов?

    Большинство из вас наверняка согласится, что HashMap наиболее любимая тема для дискуссий на интервью в настоящее время. Если кто-нибудь попросит меня рассказать «Как работает HashMap ?», я просто отвечу: «По принципу хэширования». Так просто, как это есть.

    Итак, хеширование по сути является способом назначить уникальный код для любой переменной/объекта после применения любой формулы/алгоритма к своим свойствам.

    Определение карты (Map) таково: «Объект, который привязывает ключи к значениям». Очень просто, верно? Итак, HashMap содержит собственный внутренний класс Entry , который имеет вид:

    static class Entry implements Map. Entry { final K key; V value; Entry next; final int hash; …//More code goes here }

    Когда кто-либо пытается поместить пару ключ-значение в HashMap , происходит следующее:

    • В первую очередь, объект ключа проверяется на null . Если ключ null , значение сохраняется в позицию table . Потому что хэшкод для null всегда 0.
    • Затем, следующим шагом вычисляется хэш значение вызывая у переменной-ключа свой метод hashCode() . Этот хэш используется для вычисления индекса в массиве для хранение объекта Entry . Разработчики JDK прекрасно понимали, что метод hashCode() может быть плохо написан и может возвращать очень большое или очень маленькое значение. Для решения этой проблемы они ввели другой hash() метод, и передают хэшкод объекта этому методу для приведения этого значения к диапазону размера индекса массива.
    • Теперь вызывается метод indexFor(hash, table.length) для вычисления точной позиции для хранения объекта Entry .
    • Теперь главная часть. Как мы знаем, два неодинаковых объекта могут иметь одинаковое значение хэшкода, как два разных объекта будет храниться в одинаковом расположении в архиве [называется корзиной]?

    Ответ – LinkedList . Если вы помните, класс Entry имеет свойство “next”. Это свойство всегда указывает на следующий объект в цепи. Такое поведение очень похоже на LinkedList .

    Итак, в случае совпадений хэшкодов, объекты Entry хранятся в форме LinkedList . Когда объект Entry необходимо разместить на конкретном индексе, HashMap проверяет, существует ли на этом месте другой объект Entry ? Если там нет записи, наш объект сохранится в этом месте.

    Если на нашем индексе уже находится другой объект, проверяется его поле next . Если оно равно null , наш объект становится следующим узлом в LinkedList . Если next не равно null , эта процедура повторяется, пока не будет найдено поле next равное null .

    Что будет, если мы добавим другое значение ключа, равное добавленному ранее? Логично, что оно должно заменить старое значение. Как это происходит? После определения индекса позиции для объекта Entry , пробегая по LinkedList , расположенному на нашем индексе, HashMap вызывает метод equals() для значения ключа для каждого объекта Entry . Все эти объекты Entry в LinkedList имеют одинаковое значение хэшкода, но метод equals() будет проверять на настоящее равенство. Если ключ. equals(k) будет true , тогда оба будут восприниматься как одинаковый объект. Это вызовет замену только объекта-значение внутри объекта Entry .

    Таким образом HashMap обеспечивает уникальность ключей.

    Различия между интерфейсами и абстрактными классами?

    Это очень распространенный вопрос, если вы проходите собеседование на программиста уровня junior. Наиболее значимые различия приведены ниже:

    • В интерфейсах Java переменные априори final . Абстрактные классы могут содержать не final переменные.
    • Интерфейс в Java безоговорочно не может иметь реализации. Абстрактный класс может иметь экземпляры методов, которые реализуют базовое поведение.
    • Составляющие интерфейса должны быть public . Абстрактный класс может иметь модификаторы доступа на любой вкус.
    • Интерфейс должен быть реализован ключевым словом implements . Абстрактный класс должен быть расширен при помощи ключевого слова extends .
    • В Java класс может реализовывать множество интерфейсов, но может унаследоваться только от одного абстрактного класса.
    • Интерфейс полностью абстрактный и не может иметь экземпляров. Абстрактный класс также не может иметь экземпляров класса, но может быть вызван, если существует метод main() .
    • Абстрактный класс слегка быстрее интерфейса, потому что интерфейс предполагает поиск перед вызовом любого переопределенного метода в Java. В большинстве случаев это незначительное различие, но если вы пишите критичное по времени приложение, вам необходимо учесть и этот факт.
  1. Когда вы переопределяете методы hashCode() и equals() ?

    Методы hashCode() и equals() определены у класса Object , который является родительским классом для всех объектов Java. По этой причине, все объекты Java наследуют базовую реализацию этих методов.

    Метод hashCode() используется для получения уникального значения integer для данного объекта. Это значение используется для определения расположения корзины, когда объект необходимо хранить в структуре данных наподобие HashTable . По умолчанию метод hashCode() возвращает целочисленное представление адреса памяти, где хранится объект.

    Метод equals() , как предполагает название, используется для простой эквивалентности объектов. Базовая реализация метода заключается в проверке ссылок двух объектов для проверки их эквивалентности.

    Обратите внимание, что обычно необходимо переопределять метод hashCode() всякий раз, когда переопределен метод equals() . Это необходимо для поддержки общего соглашения метода hashCode , в котором говорится что равные объекты должны иметь равные хэшкоды.

    Метод equals() должен определять равенство отношений (он должен быть возвратным, симметричным и транзитивным). В дополнение, он должен быть устойчивым (если объект не изменялся, метод должен возвращать то же самое значение). Кроме того, o.equals(null) всегда должно возвращать false .

    hashCode() должен быть также устойчивым (если объект не изменялся по условиям метода equals() , он должен продолжать возвращать то же самое значение.

    Отношение между двумя методами такое: всегда, если a.equals(b) , тогда a.hashCode() должно быть таким же, как и b.hashCode() .

Удачи в обучении!! Автор статьи Lokesh Gupta Оригинал статьи Ссылки на остальные части:

Мы собрали 10 каверзных примеров программ, которые выводят какую-либо информацию. Вы должны взглянуть на код и сказать, что же выведет программа. Не исключено, что программа даже не скомпилируется. В этом случае вам надо указать, что выведет компилятор.

Такие вопросы любят задавать на собеседованиях, а потому не лишним будет освежить свои знания языка программирования Java. В спойлерах будут скрыты ответы - то, что выведет программа или компилятор. Постарайтесь подумать сами, прежде чем смотреть правильный ответ.

Package com.instanceofjava; public class B { B b = new B(); public int show(){ return (true ? null: 0); } public static void main(String args) { B b = new B(); b.show(); } }

  • Каждый раз, когда мы создаем объект какого-либо класса, первым вызывается конструктор и выделяется память для всех нестатических переменных.
  • Здесь B b = new B(); объекту класса B присваивается новый объект того же класса.
  • Запись B b = new B(); приводит к рекурсивному исполнению конструктора, что создает бесконечные объекты. Именно поэтому во время выполнения этого кода будет возбуждено исключение java.lang.StackOverFlowError в потоке "main" .
  • Распространенной причиной появления такого рода исключений является плохая рекурсия. Обычно это происходит из-за неправильного условия завершения.

Что выведет следующая программа?

package com.instanceofjava; public class A{ public static void show(){ System.out.println("Static method called"); } public static void main(String args) { A obj = null; obj.show(); } }
  • Мы можем вызвать статические методы, используя переменную, ссылающуюся на null . Дело в том, что статические методы находятся на уровне класса. Именно поэтому мы можем вызывать статические функции как при помощи самого класса, так и при помощи переменной, равной null .

Что выведет следующая программа?

package com.instanceofjava; public class A{ static int a = 1111; static { a = a-- - --a; } { a = a++ + ++a; } public static void main(String args) { System.out.println(a); } }

Что выведет следующая программа?

package com.instanceofjava; public class A{ int GetValue() { return (true ? null: 0); } public static void main(String args) { A obj = new A(); obj.GetValue(); } }

Что выведет следующая программа?

package com.instanceofjava; public class A{ public static void main(String args) { Integer i1 = 128; Integer i2 = 128; System.out.println(i1 == i2); Integer i3 = 127; Integer i4 = 127; System.out.println(i3 == i4); } }

Что выведет следующая программа?

package com.instanceofjava; class A { void method(int i) { } } class B extends A { @Override void method(Integer i) { } }
  • Какая строчка программы вызовет ошибку compile time error ?
package com.instanceofjava; class A { public static void main(String args) { Integer i = new Integer(null); String s = new String(null); } }

Что выведет следующая программа?

package com.instanceofjava; class A { public static void main(String args) { String s = "ONE"+3+2+"TWO"+"THREE"+5+4+"FOUR"+"FIVE"+5; System.out.println(s); } }

Что выведет следующая программа?

package com.instanceofjava; class A { static int method1(int i) { return method2(i *= 11); } static int method2(int i) { return method3(i /= 11); } static int method3(int i) { return method4(i -= 11); } static int method4(int i) { return i += 11; } public static void main(String args) { System.out.println(method1(11)); } }

Что выведет следующая программа?

package com.instanceofjava; class A { public static void main(String args) { System.out.println(null); } }

Что происходит при написании System.out.println(null); ?

Происходит, разумеется, ошибка компиляции. У метода println есть несколько вариаций. Он может принимать String , Object или char . При передаче в эту функцию аргумента null компилятор не может определиться, к какому из трех методов обращаться.

Перегруженные методы:

  • public void prinltln(String str) {
  • public void prinltln(char ch) {
  • public void prinltln(Object ch) {

Для компилятора вызов System.out.println(null) является неоднозначным, поскольку для вывода null ‘a могут более-менее подойти два метода: println(String) и println(char) . Но компилятор не знает, к какому конкретно методу обратиться. Чтобы компиляция прошла успешно, следует написать:

  • System.out.println((String)null);
  • System.out.println((char)null);
  • System.out.println((Object)null);

Но здесь нужно быть внимательным. Вызов System.out.println((char)null); приведет к исключению runtime exception .

Осенью 2017 я окончательно решил уходить из EPAM, где работал более полутора лет, и идти развиваться куда-то дальше.

В связи с этим я обновил резюме, завысил немного зарплатные ожидания, и опубликовал его на HeadHunter. Я особо никуда не спешил, поэтому на вакансии сам почти и не откликался, за исключением пары интересных мест. К собеседованиям решил не готовиться и почти к ним ничего и не читал ибо зачем зубрить что-то бесполезное в работе. А полезное ты и так всё помнишь. Я понадеялся на адекватных интервьюеров, которые не будут спрашивать то, что без зубрёжа нормальные люди не помнят, так и вышло. Почти сразу мне начали приходить письма и звонки, и я забил собеседованиями ближайшие полторы недели, по 1-2 в день. Тут хочу рассказать об этом опыте. Всего я прошёл собеседования в 11-ти компаниях, 8 из которых прислали офер.

В резюме у меня был указан опыт PHP разработчика (1.5 года), затем Java (тоже 1.5 года). С Java стандартный стек: Spring и всё что около него. В сумме в резюме 4 года опыта работы и несколько своих проектов. Кажется, неплохое резюме)

Несколько заметных пунктов:

  • Для позиции middle java рынок кандидатов, судя по всему, почти пустой. Большая часть компаний проводила всего одно собеседование, и в течении 1-2 дней присылало фидбек. Тестовые задания или несколько собеседований позволяли себе только крупные компании с каким-то известным именем на рынке труда. Видимо, тем кто поменьше, приходится забирать кандидатов, не давая им времени думать и сравнивать оферы.
  • Судя по количеству оферов и тому, что ни в одном не предложили меньше запрашиваемой мною сумме, мне нужно было ещё сильнее повысить ожидаемую зп. Значил либо я быстро вырос, либо в епаме мне недоплачивали). Собираясь искать работу, смелее завышайте зп.
  • Условия все предлагают почти одинаковые — ДМС, белая зп, свободный график, всякие компенсации. Только одна компания звала на удалёнку. И только у одной (уже другой) компании была серая зп.
  • Примерно у половины компаний в работе использовался Spring , но по нему на собеседованиях, кажется, не спрашивали ни разу. Только общие вопросы — работал ли вовсе и что делал. В целом знания конкретных фреймворков и библиотек никто не ожидал.
  • Собеседования длились от 20 минут до 2-х часов. Обычно около часа. В две компании были собеседования по Skype.
  • Некоторые простейшие вопросы ставили меня в тупик. Например что-нибудь про ООП (я спутал полиморфизм и инкапсуляцию:)). Когда ты так привыкаешь к понятиям, что стопаришься когда о них расспрашивают. Довольно неприятные ощущения.

Теперь о вопросах на собеседованиях:

  • Вообще везде спрашивали разницу между ArrayList и LinkedList . При том в половине случаев со словами «ну этот вопрос вам уже много раз задавали, но всё же». Не знаю, то-ли по инерции, то-ли действительно бывают мидлы, которые не знают разницы, да ещё и не узнают её на первом же подобном собеседовании. В любом случае лучше помнить стандартные коллекции и то, как они работают.
  • Почти везде просили перечислить виды коллекций и то, как они работают. Чаще всего спрашивали про HashMap (после ArrayList, конечно).
  • Часто спрашивали про Object и какие методы в нём есть.
  • Часто спрашивали про SOLID и расшифровать эту аббревиатуру я как назло никогда не мог — всегда такое плохо у меня запоминается) Но общий смысл принципов конечно понятен и его объяснял.
  • Часто был вопрос про REST .
  • Периодически спрашивали про сборщик мусора, но без тонких деталей. Рассказа об одном алгоритме его работы на поколениях было достаточно.
  • Периодически спрашивали про ООП, принципы, из более менее интересного «объясни полиморфизм пятикласснику».
  • Задачи прямо на собеседовании дают редко, как и тестовые задания домой. В основном крупные и известные компании.
  • Периодически спрашивают про многопоточность, но судя по всему действительно она важна уже в вакансиях ближе к senior.
  • Часто, и это интереснее всего, идёт обсуждение каких-нибудь абстрактных задач, способы их решения, проблемы и подобное.

Об удачных собеседованиях рассказывать нет смысла, расскажу о неудачных:

  • Яндекс Деньги. Прошёл первое собеседование, после этого получил тестовое задание как раз на параллельность. Выполнил, но видимо недостаточно хорошо.
  • Deutsche Bank. Единственное собеседование, за которое мне именно стыдно. Не выспался или ещё что — но тупил страшно. Я на стажировки 5 лет назад лучше собеседования проходил. Там были вопросы по Java, потом задачки всякие посчитать какая где память, что лучше. В общем я ошибался на уровне таблицы умножения. Не удивлён что мне отказали)
  • JetBrains. Тут по требованиям в вакансии я сразу не подходил, но решил попробовать. Интересное собеседование, проводилось в офисе, но по видеосвязи с Мюнхеном. В целом отвечал вроде неплохо, но нужна была как раз тоже параллельность, в которой у меня только учебный опыт.

Больше всего понравился процесс найма в Петер-Сервис, несмотря на то, что от знакомых я получил много плохих отзывов о компании (объективности ради — были и хорошие, видимо как повезёт с отделом и командой). Там было сначала собеседование с парой разработчиков, общие вопросы, обсуждения. Затем меня пригласили в команду, куда я должен был выйти на работу, познакомиться, и я рассказал об одном своём проекте, как его делал, какие проблемы решал. Обсуждали это и некоторые подробности их проекта. И уже после этого получил офер. Таким образом, думая над офером, я уже был знаком со всей командой, примерно представлял где и с кем буду работать. Это круто, потому что примерно в половине собеседований я общался с 1-2 людьми, не знал ни с кем там работать, ни подробностей проекта, кроме общих фраз (или вовсе нескольких вариантов проектов). Но всё же пошёл работать я не к ним.

А в итоге я попал на работу во ВКонтакте, даже не на Java. Там было первое собеседование, тестовое задание и финальное собеседование.

Выводы? Ходите на собеседования почаще и завышайте ожидаемую зп.

Расскажу быстренько о себе. Мне 25 лет, родился в Крыму, г. Феодосия. Учился в техникуме городском, потом поступил в Харьков, получил диплом бакалавра и в 2014 году вернулся обратно домой. В 2014 поступил на заочное обучение на магистра (все специальности были кое-как связанны с программированием), и в 2015-м году поступил в армию на контрактную службу сроком на 3 года. После двух лет службы в армии я понял, что надо что-то менять в своей жизни... И вот мне попадается JavaRush в декабре 2017 года, и я начинаю упорно учить Java. Летом я попадаю на курсы Topjava к Григорию, начинаю проходить каждое его занятие, и к середине сентября должны были закончатся трехмесячные курсы. В общем, в начале сентября я переезжаю в Москву с женой для поиска работы Java программистом и на сегодняшний день прошел примерно 10 собеседований. Я вам напишу то, что постоянно спрашивают и вопросы, на которых я сыпался.

    Что такое JDK,JRE,JVM и компилятор. This is must have. Если вам зададут на собеседовании этот вопрос и вы не ответите на него, скорее всего, дальше ничего спрашивать не будут. Маленькое видео с youtube

    Объектно ориентированное программирование (ООП). Тут главное рассказать, что такое полиморфизм. Могут попросить перевести это слово, потом нужно рассказать его определение соответственно. Можно рассказывать все своими словами. Потом приводите свои примеры.

    Множественное наследование в Java. В Java запрещено множественное наследование классов, но разрешено множественное наследование интерфейсов. О наследовании

    Методы класса Object (желательно каждый метод посмотреть прямо в самом коде и обратить внимание на Equals и hashCode). Я называл так: getClass, finallize (прочитайте о нем, мало ли зададут вопрос, но запомните: как по мне - ЭТО КОСТЫЛЬ), wait (достаточно знать, что там 3 перегруженных метода) notify, notifyAll, equals и hashcode (обязательно!!! знать 4 правила equals и обязательно знать закон между equals и hashCode).

    JVM изнутри. Stack и Heap память.

    Что за ключевое слово new и как оно работает. Материал не нашел, но у меня спрашивали о нем, а точнее, когда мы пишем к примеру

    A a = new A ()
    что происходит перед равно и после равно?

    Работа Garbage Collection - не очень часто спрашивали, но когда спрашивали начинали копать, насколько я знаю данную тему. Отличная статья на

    Порядок инициализации полей классов родителя и потомка

    Коллекции: приходилось рассказывать абсолютно всю иерархию и работу каждой коллекции.

    Вопрос, чем отличается List от Set. Самое главное - сказать, что из себя представляет интерфейс List. Если вы ответите, что Set - коллекция с уникальными объектами, этого будет недостаточно.

    HashMap, HashSet - начальный размер; capacity, loadfactory, null допускается или нет? Как вычисляется ячейка для объекта при работе с Hash коллекцией? Отличие HashMap от TreeMap (недостаточно сказать, что TreeMap - отсортированная коллекция, по алгоритму красно-черное дерево). Знать алгоритмы вставки, удаления, поиска o каждой коллекции. Queue, Deque, Stack - редко задавали мне вопросы о них. Нужно знать, где интерфейс, а где классы в коллекциях.

    Обратите внимание на то, что у Collections есть родитель Iterable

    Java 8. Абсолютно по максимуму должны выжать из себя все что знаете о "нововведениях", выпущенных 4 года назад : вот вам источник Новое в Java 8

    У меня спрашивали о consumers, function и т.п., потом спрашивали о функциональных интерфейсах, потом спрашивали, как создать свою аннотацию, что означает например @SomeAnnotation (name = .... count =....), а именно, что тут name, count и как они работают при создании своей аннотации.

    Generics . Все о дженериках. Спрашивают везде.

    Потоки . Thread, Runnable, чем отличаются, как запустить поток. Все о синхронизации. Мьютексы, мониторы, класс Lock. Deadlock когда возникает, приведи те примеры.

    Иерархия исключений checked/unchecked, написать свой класс исключения.

    Final , finallize(опять), immutable , finally . Когда не отработает блок finally.

    Как запретить наследования классов (приватные конструкторы, финал класс...).

    IO / NIO потоки.

    ПАТТЕРНЫ . Выучите хотя бы 5 штук основных (mvc, factory, decorator, singleton, наблюдатель).

    Spring ioc, di, ioc - container. Вот вам ссылка на практическое понимание, мне очень помогло... SPRING . Я тут по спрингу прошел до 16 главы, писав вручную весь код. Советую и вам поступить так же.