Программа повышения квалификации инженерно технических кадров образец. Структура программы повышения квалификации инженерных кадров

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 594
"О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012 - 2014 годы"

В целях модернизации и технологического развития экономики России постановляю:

2. Правительству Российской Федерации предусматривать при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период бюджетные ассигнования на реализацию Программы , предусмотренной пунктом 1 настоящего Указа.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

Д. Медведев

Москва, Кремль

Президентская программа
повышения квалификации инженерных кадров на 2012 - 2014 годы
(утв. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 594)

Паспорт
Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров
на 2012 - 2014 годы

Наименование Программы

Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012 -2014 годы

Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы

перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшегося 30 марта 2011 г.

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Исполнители Программы

образовательные учреждения, ведущие российские и иностранные организации, в том числе инжиниринговые и исследовательские центры, предприятия и организации реального сектора экономики

Участники Программы

специалисты инженерно-технического профиля предприятий и организаций реального сектора экономики

Цель Программы

повышение качества кадрового потенциала специалистов инженерно-технического профиля отраслей промышленности, имеющих стратегическое значение для экономического развития России, и совершенствование структуры инженерной подготовки в рамках стратегического партнерства российских образовательных учреждений с предприятиями и организациями реального сектора экономики

Задачи Программы

формирование банка актуальных дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации и стажировок инженерных кадров, реализуемых на базе российских образовательных учреждений с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом

Сроки реализации Программы

2012 - 2014 годы

Объемы и источники финансирования Программы

средства федерального бюджета (2012 год - 200 млн. рублей, 2013 год - 350 млн. рублей, 2014 год - 200 млн. рублей);

средства направляющих организаций и предприятий реального сектора экономики (софинансирование не менее 50 процентов расходов федерального бюджета на повышение квалификации и стажировки специалистов инженерно-технического профиля предприятий и организаций реального сектора экономики)

Ожидаемые результаты Программы

повышение квалификации не менее 15000 специалистов инженерно-технического профиля предприятий и организаций реального сектора экономики на базе российских образовательных учреждений с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом;

долгосрочное партнерство в подготовке кадрового резерва и повышении квалификации инженерных кадров для предприятий и организаций реального сектора экономики на базе российских образовательных учреждений;

формирование банка актуальных дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации и стажировок инженерных кадров, реализующих современные технологии обучения и формирующих актуальные компетенции инженерных кадров в области приоритетных направлений развития техники и технологий;

актуализация программ подготовки инженерных кадров, содействующих развитию инженерного образования в российских образовательных учреждениях

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Для решения задач инновационного развития России Президентом Российской Федерации определены основные приоритеты модернизации экономики, к которым, в частности, относятся повышение энергоэффективности и ресурсосбережения, развитие ядерных, космических, медицинских и стратегических информационных технологий.

Для реализации этих задач необходимо наличие высокопрофессиональных инженерных кадров. При этом должны учитываться не только текущие, но и перспективные запросы промышленного сектора, требующие подготовки специалистов одновременно в области электронной компонентной базы, новых материалов, робототехники, информационных технологий, проектирования технических систем и обеспечения жизненного цикла изделия.

С внедрением комплексных междисциплинарных проектов создания высокотехнологичных производств в приоритетных направлениях развития экономики возникает необходимость в организации непрерывного профессионального образования инженерных кадров, в том числе путем повышения квалификации и стажировки.

Актуальность решения задачи по организации повышения квалификации инженерных кадров диктует необходимость выбора адекватных подходов и методик с использованием специализированных образовательных программ повышения квалификации специалистов инженерно-технического профиля предприятий и организаций реального сектора экономики (далее - специалисты).

При этом критерии оценки компетенций специалистов, методики обучения, механизмы отбора образовательных программ и их реализация должны быть адаптированы к потребностям потенциальных заказчиков и особенностям целевых групп, учитывать специфику их деятельности, обеспечивать развитие профессионально-деловых качеств и компетентности. С учетом различных видов профессиональной деятельности повышение квалификации может быть ориентировано на проектно-конструкторскую, технологическую или научно-исследовательскую подготовку, включая соответствующие виды практик.

Комплексный подход к реализации Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012 - 2014 годы (далее - Программа) позволит:

обеспечить системность мероприятий по повышению квалификации специалистов в соответствии с заявленными приоритетами;

реализовать эффективные модели повышения квалификации специалистов, основанные на запросах промышленного сектора с использованием современных образовательных технологий;

создать необходимые условия для профессионального развития участников Программы;

обеспечить контроль за выполнением обязательств исполнителями Программы и мониторинг эффективности ее реализации.

II. Цель и задачи Программы, ожидаемые результаты, сроки и этапы ее реализации

Целью Программы является повышение качества кадрового потенциала специалистов отраслей промышленности, имеющих стратегическое значение для экономического развития России, и совершенствование структуры инженерной подготовки в рамках стратегического партнерства российских образовательных учреждений с предприятиями и организациями реального сектора экономики.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

обеспечение государственно-частного партнерства при организации и осуществлении повышения квалификации инженерных кадров по направлениям, наиболее востребованным предприятиями и организациями реального сектора экономики;

формирование банка актуальных дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации (далее - программы повышения квалификации) и стажировок инженерных кадров, реализуемых на базе российских образовательных учреждений с участием ведущих исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом.

Особенностями Программы являются:

ориентация на текущие и перспективные потребности предприятий и организаций в повышении квалификации и получении дополнительных профессиональных компетенций специалистами в сфере приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России;

стимулирование взаимодействия российских образовательных учреждений с предприятиями и организациями реального сектора экономики в части развития кадрового потенциала по наиболее востребованным направлениям подготовки путем обеспечения государственно-частного партнерства;

поддержка и продвижение лучших программ повышения квалификации и стажировок инженерных кадров, разработанных российскими образовательными учреждениями по заказам профильных предприятий и организаций реального сектора экономики и в сотрудничестве с ними.

III. Мероприятия Программы

Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы, которые реализуются по двум следующим направлениям:

формирование банка программ повышения квалификации, представленных российскими образовательными учреждениями в соответствии с заявленными требованиями, с определением списка конкретных проектов по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России и выполняющих их организаций, для инженерных кадров которых будут реализованы названные программы;

формирование групп слушателей по наиболее востребованным программам повышения квалификации на основе квалификационного отбора специалистов, в том числе формирование соответствующих групп слушателей в целях реализации каждого конкретного проекта.

Программа повышения квалификации формируется образовательным учреждением при участии заинтересованных предприятий и организаций реального сектора экономики.

К программам дополнительного профессионального образования, претендующим на включение в банк программ повышения квалификации, предъявляются следующие требования:

продолжительность обучения, составляющая не менее 72 аудиторных часов;

возможность реализации обучения с использованием дистанционных технологий;

осуществление не менее 50 процентов времени обучения в формате практической работы на базе образовательного учреждения, исследовательского центра или на базовом предприятии;

наличие современной материально-технической базы для реализации предлагаемой практической работы, а также наличие педагогических работников соответствующего квалификационного уровня;

ориентация на получение актуальных профессиональных компетенций инженерных кадров с учетом основных приоритетов модернизации экономики России и согласованного перечня направлений повышения квалификации, использование модульного формата, учет требований профессиональных стандартов и (или) требований профильных заказчиков;

завершение освоения программы повышения квалификации аттестационными процедурами в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая выдачу документа о повышении квалификации установленного образца, обязательное участие представителей профильных заказчиков, объединений работодателей и федеральных органов исполнительной власти в аттестационных процедурах;

обеспечение возможности прохождения стажировок слушателями, прошедшими аттестацию, на базе исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом;

обучение по программе повышения квалификации на базе образовательного учреждения исходя из его стоимости, составляющей не более 30000 рублей на 1 слушателя;

осуществление стажировки в исследовательских и инжиниринговых центрах на территории России исходя из ее стоимости, составляющей не более 100000 рублей на 1 слушателя;

обучение по программе повышения квалификации со стажировкой в исследовательских и инжиниринговых центрах за рубежом исходя из его стоимости, составляющей не более 300000 рублей на 1 слушателя.

Программы повышения квалификации представляются российскими образовательными учреждениями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующему направлению подготовки (специальности) инженерных кадров.

Обязательным приложением к программе повышения квалификации является проект договора между образовательным учреждением и предприятием или организацией реального сектора экономики о повышении квалификации специалистов по предлагаемому направлению повышения квалификации.

Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей, крупных объединений работодателей, технологических платформ, федеральных органов исполнительной власти проводит оценку соответствия представленных программ повышения квалификации установленным Программой требованиям и формирует банк программ повышения квалификации.

Информация об отобранных программах повышения квалификации по установленному формату размещается на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в сети Интернет.

Заявки на участие в обучении по программам повышения квалификации направляются предприятиями и организациями реального сектора экономики непосредственно в образовательные учреждения - разработчики программ.

Формирование групп специалистов для участия в программах повышения квалификации, финансируемых в рамках Программы, проводится на основании указанных заявок.

Образовательное учреждение, чья образовательная программа включена в банк программ повышения квалификации, производит набор групп специалистов, отвечающих следующим требованиям:

наличие диплома о высшем образовании (обучающиеся в магистратуре и аспиранты также могут участвовать в программах повышения квалификации по согласованию с предприятиями и обучаться на общих основаниях при условии софинансирования не менее 50 процентов расходов федерального бюджета направляющими предприятиями и организациями реального сектора экономики);

наличие у специалиста соответствующих компетенций для освоения конкретной программы повышения квалификации;

направление специалиста предприятием или организацией с обеспечением соответствующего софинансирования.

После освоения программы повышения квалификации специалисты направляются на стажировку. Для участия в стажировке специалисты должны отвечать следующим требованиям:

успешное прохождение аттестации в рамках программы повышения квалификации;

достаточный уровень владения иностранным языком (в случае прохождения зарубежной стажировки);

направление на стажировку предприятием или организацией с обеспечением софинансирования не менее 50 процентов расходов федерального бюджета на повышение квалификации и стажировку.

В рамках реализации этого направления в 2012 - 2014 годах будет проводиться обучение:

в 2012 году - не менее 5000 слушателей по программам повышения квалификации. Не менее 20 процентов участников программы, успешно прошедших аттестацию, могут быть направлены на стажировку на территории России, не менее 10 процентов участников программы повышения квалификации, успешно прошедших аттестацию, могут быть направлены на стажировку за рубежом;

в 2013 году - не менее 5000 слушателей по программам повышения квалификации. Не менее 50 процентов участников программы, успешно прошедших аттестацию, могут быть направлены на стажировку на территории России (включая участников программ повышения квалификации предыдущего года), не менее 20 процентов участников программы, успешно прошедших аттестацию, могут быть направлены на стажировку за рубежом;

в 2014 году - не менее 5000 слушателей по программам повышении квалификации. Не менее 20 процентов участников программы, успешно прошедших аттестацию, могут быть направлены на стажировку на территории России, не менее 10 процентов участников программы, успешно прошедших аттестацию, могут быть направлены на стажировку за рубежом.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Финансовое обеспечение Программы в 2012 - 2014 годах осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на реализацию мероприятий Программы, и составляет 750 млн. рублей, в том числе в 2012 году 200 млн. рублей, в 2013 году - 350 млн. рублей, в 2014 году - 200 млн. рублей, а также за счет средств организаций и предприятий реального сектора экономики, осуществляющих софинансирование не менее 50 процентов расходов федерального бюджета на повышение квалификации и стажировки направляемых ими на обучение специалистов.

Основными направлениями расходования средств в рамках программ повышения квалификации и стажировок являются:

доработка представленных программ повышения квалификации с учетом сформированных групп специалистов и требований конкретных заказчиков;

осуществление непосредственных расходов на проведение и обеспечение учебного процесса;

осуществление организационных расходов на проведение практики и стажировок;

оплата консалтинговых услуг российских и зарубежных экспертов;

обеспечение доступа к информационным и методическим ресурсам;

обеспечение доступа к работе на современном исследовательском оборудовании.

Средства федерального бюджета, полученные образовательным учреждением в рамках реализации Программы, не могут быть использованы на оплату проезда к месту обучения и обратно, на расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства, а также на иные расходы, произведенные специалистом с разрешения или ведома работодателя.

Финансирование основных направлений расходования средств в рамках программ повышения квалификации и стажировок осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств организаций и предприятий реального сектора экономики, осуществляющих софинансирование не менее 50 процентов расходов федерального бюджета на повышение квалификации и стажировки направляемых ими на обучение специалистов.

V. Реализация Программы и контроль за ходом выполнения ее мероприятий

Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации как государственный заказчик - координатор Программы.

Для обеспечения контроля за выполнением обязательств исполнителями Программы и мониторинга эффективности ее реализации Министерство образования и науки Российской Федерации на конкурсной основе отбирает организацию, осуществляющую организационно-техническое и информационно-аналитическое сопровождение Программы. На выполнение указанных функций предусматривается не более 10 процентов средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Программы.

VI. Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит:

повысить квалификацию не менее 15000 специалистов на базе российских образовательных учреждений с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом;

отработать механизмы реализации долгосрочного партнерства в подготовке кадрового резерва и повышении квалификации инженерных кадров для предприятий и организаций реального сектора экономики на базе российских образовательных учреждений;

сформировать банк программ повышения квалификации, реализующих современные технологии обучения и формирующих актуальные компетенции инженерных кадров в области приоритетных направлений развития техники и технологий;

содействовать развитию инженерного образования путем актуализации программ повышения квалификации.

Непрерывное обучение стимулирует
предприятия внедрять инновации!

Ура! Мы выиграли! Мы – лучшие! Мы — участники Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров!
НАМЦ «Экоцентр» Института управления в экономических, экологических и социальных системах ЮФУ разработал программу дополнительного профессионального образования «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами», соответствующую требованиям российской промышленности и правилам Президентской программы и выиграл конкурс на право проведения повышения квалификации по этой программе специалистов предприятий России за счет частичного бюджетного финансирования. Программа предусматривает лекционные и практические занятия, стажировку в инжиниринговой компании «Мир Био» в Ростове-на-Дону, а также в одном из крупнейших в Европе учебных центров в Германии, включающую посещение Международной академии менеджмента и технологий INTAMT, металлургического предприятия SMS group GmbH, компании Currenta GmbH & Co. OHG.
Отобранные по итогам конкурсного отбора программы повышения квалификации включаются в банк программ повышения квалификации инженерно-технических кадров. Информация о программах, включенных в банк программ повышения квалификации, размещается на официальном сайте Минобрнауки России: http://минобрнауки.рф/.
Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров была запущена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 594 «О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы». Заказчиком и координатором программы выступило Министерство образования и науки Российской Федерации. В рамках программы несколько тысяч российских инженеров прошли обучение, а также стажировки на предприятиях России и в зарубежных инжиниринговых, научных и производственных центрах. Ранее программа была рассчитана на три года — с 2012 по 2014 год, однако итоги ее реализации оказались столь успешными, что программу продлили еще на несколько лет. Важно то, что программа обучения обязательно предусматривает стажировки как в России, так и за рубежом. Для этого предусмотрено отдельное финансирование, на 50% из средств федерального бюджета. В 2013 году специалисты прошли стажировки в Москве, Санкт-Петербурге, Набережных Челнах. Зарубежные стажировки в 70% случаев организованы в Европе. В программе участвуют такие страны, как Германия, Чехия, Беларусь и другие.
Ежедневно на сайт президентской программы http://engineer-cadry.ru заходят более 200 человек, чтобы узнать, какой вуз какую программу предлагает (сейчас их 374). Направления, по которым они реализуются, установлены указом президента и соответствуют государственным приоритетам. Например, повышение энергоэффективности и ресурсосбережения, рациональное природопользование, развитие ядерных, космических, медицинских и стратегических информационных технологий.
На финансирование программы за три года ее существования государство выделило 750 млн руб. Бизнес софинансирует не менее 50% расходов федерального бюджета на повышение квалификации и стажировки направляемых ими на обучение специалистов. Сегодня в программе участвуют такие компании, как «Ростелеком», «Автоваз», «Иркут» и многие другие. По итогам программы планируется повысить квалификацию не менее 15 тысяч специалистов.
«Эффективность подобных программ не вызывает сомнения, непрерывное обучение и повышение квалификации стимулирует компании к внедрению новых, инновационных методов, а самим работникам дает возможность постоянно расти как специалистам. За последние 20 лет заметно снизился престиж инженерных специальностей, а вместе с ним резко сократилось количество подготовленных кадров в этой области, и сегодня в машиностроении ощущается кадровый голод по этому направлению, — говорит Сергей Литвиненко, эксперт проекта «Общественная Дума». — Программа же дает возможность за сравнительно короткое время заметно повысить производительность труда тех, кто уже трудится на производстве, что позволяет увеличить их заработки и повышает привлекательность профессии в целом.

В рамках реализации Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров слушатели НАМЦ «Экоцентр» по программе «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами» будут направлены на стажировки в ведущие научные центры России и за рубежом. По окончании курсов повышения квалификации слушатели получат удостоверение о краткосрочном повышении квалификации и сертификат, подтверждающий стажировку.
Мы будем рады видеть Вас в числе участников Президентской программы!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении ведомственной целевой программы "Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы"


Документ возвращен без рассмотрения
Министерства юстиции Российской Федерации. -

Письмо Минюста России от 05.06.2015 N 01/64723-ЮЛ.

______________________________________________________________

В соответствии с пунктом 22 Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 года N 239 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 17, ст.1571; 2010, N 22, ст.2778; 2011, N 15, ст.2131; 2012, N 19, ст.2419; 2013, N 15, ст.1799; N 48, ст.6259; 2015, N 2, ст.459; N 15, ст.2281), и в целях реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы , утвержденной ,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы" (далее - Программа).

2. Возложить ответственность за реализацию Программы на Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО (Золотареву Н.М.).

Министр
Д.В.Ливанов

Приложение. Ведомственная целевая программа "Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы"

Приложение

УТВЕРЖДЕНА
приказом
Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 12 мая 2015 года N 490

Паспорт ведомственной целевой программы "Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы"

Федеральный орган исполнительной власти или организация, являющаяся главным распорядителем средств федерального бюджета

Министерство образования и науки Российской Федерации

Наименование ведомственной целевой программы

"Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы"

Наименование государственной программы Российской Федерации

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы , утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст.2058)

Наименование подпрограммы государственной программы Российской Федерации

подпрограмма 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы , утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст.2058)

Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения), или наименование и номер соответствующего нормативного правового акта

Министр образования и науки Российской Федерации

Номер и дата учета в Министерстве экономического развития Российской Федерации

Не предусмотрено

Цели и задачи

Цель программы:

Существенное увеличение вклада профессионального образования в повышение качества кадрового потенциала отраслей промышленности, имеющих стратегическое значение для экономического развития России, в интересах технологической модернизации экономики, обеспечения повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест.

Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:

развитие государственно-частного партнерства при организации и осуществлении повышения квалификации инженерных кадров и технических специалистов (далее - инженерно-технические кадры) по направлениям, наиболее востребованным предприятиями и организациями реального сектора экономики;

Целевые индикаторы и показатели

Количество специалистов инженерно-технического профиля, прошедших обучение по программам повышения квалификации в рамках мероприятий программы повышения квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы, в том числе:

в 2015 году - 3850 человек

в 2016 году - 4190 человек

Количество специалистов инженерно-технического профиля, прошедших стажировку на предприятиях и в инжиниринговых центрах Российской Федерации, в том числе:

в 2015 году - 771 человек

в 2016 году - 838 человек

Количество специалистов инженерно-технического профиля, прошедших стажировку на предприятиях и в инжиниринговых центрах за рубежом, в том числе:

в 2015 году - 384 человека

в 2016 году - 419 человек

Характеристика программных мероприятий

Программа включает в себя комплекс мероприятий по следующим направлениям:

формирование групп слушателей по наиболее востребованным программам повышения квалификации на основе квалификационного отбора слушателей в соответствии с требованиями, предусмотренными программой повышения квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы;

Сроки реализации

2015-2016 годы

Объемы и источники финансирования

Средства федерального бюджета (2015 год - 171 млн. рублей, 2016 год - 186,2 млн. рублей);

средства предприятий и организаций реального сектора экономики:

софинансирование - не менее 50 процентов полной стоимости обучения и стажировок по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации инженерно-технических кадров.

Ожидаемые конечные результаты реализации ведомственной целевой программы и показатели ее социально-экономической эффективности

Повышение квалификации не менее 8000 человек из числа инженерно-технических кадров предприятий и организаций реального сектора экономики на базе российских образовательных организаций с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом;

установление долгосрочного партнерства в подготовке и повышении квалификации инженерно-технических кадров для предприятий и организаций реального сектора экономики на базе российских образовательных организаций;

реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-
технических кадров на базе образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования, заключающих договоры с организациями и предприятиями, предъявляющими спрос на подготовку соответствующих специалистов;

I. Обоснование необходимости реализации ведомственной целевой программы

В государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы , утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст.2058) (далее - Государственная программа), выделена подпрограмма 1 "Развитие профессионального образования" . Ее целью является существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию Российской Федерации, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося.

Подготовка и повышение квалификации специалистов инженерно-технического профиля продиктовано острой кадровой потребностью отечественной экономики и, особенно, инновационной индустрии. Резко изменившаяся международная политическая ситуация, повлекшая за собой на фоне мирового экономического кризиса и беспрецедентной борьбы за природные ресурсы ряд экономических санкций по отношению к России, существенно изменила значение отечественной системы профессионального образования для ухода от экономической зависимости.

В свою очередь это означает необходимость существенного совершенствования структуры подготовки инженерно-технических кадров в рамках стратегического партнерства российских образовательных организаций с предприятиями и организациями реального сектора экономики.

С учетом сложившейся в настоящее время возрастной структуры кадров в большинстве стратегических отраслей экономики России, помимо притока молодых специалистов - выпускников основных образовательных программ высшего образования инженерно-технической направленности, возникает необходимость в организации непрерывного профессионального образования инженерно-технических кадров, занятых на производстве, в том числе путем реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.

На достижение указанной цели была направлена Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы , утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 594 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст.2331) (далее - Президентская программа). По итогам реализации Президентской программы сформирован банк актуальных программ повышения квалификации, прошли обучение и стажировки более 15000 специалистов.

Исследование эффективности реализации мероприятий Президентской программы в 2012-2014 годах, проведенное Министерством образования и науки Российской Федерации, показало, что Президентская программа значительно расширила и способствовала развитию форм взаимодействия образовательных организаций и предприятий реального сектора экономики (далее - предприятия). Изменилась степень вовлеченности работодателей в определении содержания программ повышения квалификации - от формального направления на учебу к практическому участию в обсуждении и разработке новых программ. На основе внедрения в учебный процесс практических наработок, интеграции дорогостоящего оборудования предприятий и учебно-методической базы образовательных организаций высшего образования значительно повысилась практикоориентированность программ.

По результатам исследования эффектов реализации Президентской программы , проводившегося в 2013-2014 годах, наличие зарубежных стажировок способствует повышению интереса к Президентской программе со стороны руководства предприятий. Возможность направления сотрудников на стажировку за рубеж, по оценкам представителей предприятий, по значимости стоит на втором месте среди факторов, повлиявших на решение принять участие в Президентской программе .

В силу особенностей контингента слушателей (практиков производства) возможность изучения современных технологий непосредственно в местах их разработки и применения является одной из сильных сторон программ повышения квалификации, реализованных в рамках Президентской программы .

Президентская программа явилась важным стимулом для предприятий к осуществлению инвестиций в подготовку инженерных кадров. Если по условиям Президентской программы требовалось обеспечить софинансирование в размере не менее 50% объема субсидии, то по факту объем средств, направленных предприятиями - заказчиками обучения на софинансирование программ повышения квалификации, составил не менее 70% от объема государственной поддержки. Государственное софинансирование Президентской программы снижает финансовую нагрузку и позволяет привлечь к реализации не только крупные, но и мелкие предприятия. За три года (2012-2014 годы) заказчиками программ повышения квалификации явились 1361 предприятие, в программе приняли участие 96 образовательных организаций, которые представили 544 программы повышения квалификации. На финансирование мероприятий Президентской программы предусмотрено 740,0 млн. рублей из средств федеральной субсидии и привлечено свыше 494 млн. рублей из средств софинансирования.

Анализ потребностей предприятий в повышении квалификации инженерных кадров, заявленных в рамках Президентской программы , показывает, что по целому ряду приоритетных направлений запросы работодателей на обучение специалистов были удовлетворены немногим более чем на 50%. В частности, по направлению "Развитие транспортных и космических систем" за весь период реализации Президентской программы прошли обучение - 49% от заявленной потребности; по направлению "Развитие стратегических информационных технологий" - 52%, по направлению "Развитие индустрии наносистем" - 56%.

Если общий заявленный спрос на обучение по программам повышения квалификации в рамках Президентской программы (на условиях софинансирования) за период с 2012 по 2014 годы составил 23058 человек, то всего по Президентской программе обеспечена переподготовка 16582 человек или немногим более 70%.

Президентской программой предусмотрена возможность направления на обучение и стажировки в России и за рубежом лиц, осваивающих программы магистратуры, и аспирантов, еще не работающих на конкретном предприятии или организации в связи с прохождением обучения, при условии софинансирования расходов федерального бюджета направляющими предприятиями. Эти возможности Президентской программы еще недостаточно активно используются. При продолжении реализации Президентской программы должна быть увеличена доля лиц, осваивающих программы магистратуры, и аспирантов в общей численности участников Президентской программы , "целевым" образом направляемых на повышение квалификации с учетом конкретных потребностей предприятий.

В ближайшей и среднесрочной перспективе решение задачи ликвидации кадрового дефицита в производственных отраслях, имеющих стратегическое значение для развития экономики России, не может быть обеспечено без актуализации компетенций в ходе повышения квалификации специалистов, имеющих среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена. Это тем более важно, что в общей численности населения Российской Федерации наибольшую долю (31,2%) составляют лица, имеющие среднее профессиональное образование.

Актуальным вопросом для повышения эффективности подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих на предприятиях, является также обеспечение опережающей подготовки преподавателей, совместно с представителями предприятий осуществляющих разработку и реализацию соответствующих программ.

В связи с имеющейся потребностью в продлении Президентской программы , а также во исполнение пункта 2 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 10 марта 2015 года N ДМ-П7-20пр принято решение о разработке ведомственной целевой программы "Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы" (далее - ведомственная Программа).

В 2012 году начата отработка механизма субсидирования образовательных организаций, реализующих программы повышения квалификации инженерных кадров, в рамках стратегического партнерства с предприятиями.

Ведомственная Программа является логическим продолжением реализации государственной политики в области совершенствования профессионального образования и развития непрерывного инженерно-технического образования. Комплексный подход к реализации ведомственной Программы позволит:

обеспечить системность мероприятий по повышению квалификации инженерно-технических кадров в соответствии с заявленными приоритетами;

реализовать эффективные модели повышения квалификации инженерно-технических кадров, основанные на запросах промышленного сектора с использованием современных образовательных технологий;

создать необходимые условия для профессионального развития участников ведомственной Программы;

обеспечить контроль за выполнением обязательств исполнителями ведомственной Программы и мониторинг эффективности ее реализации.

Реализация ведомственной Программы направлена на достижение задачи "Формирование системы непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций как по запросам населения, так и по заказу организаций" подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" Государственной программы и достижение следующего индикатора:

обеспечение до 2017 года повышения квалификации не менее 8000 специалистов инженерно-технического профиля предприятий.

II. Основные цели и задачи ведомственной Программы

Целью ведомственной Программы является существенное увеличение вклада профессионального образования в повышение качества кадрового потенциала отраслей промышленности, имеющих стратегическое значение для экономического развития России, в интересах технологической модернизации экономики, обеспечения повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

развитие государственно-частного партнерства при организации и осуществлении повышения квалификации инженерных кадров и технических специалистов по направлениям, наиболее востребованным предприятиями;

модернизация содержания и технологий реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения;

развитие банка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров, реализуемых на базе российских образовательных организаций с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом.

Особенностями ведомственной Программы являются:

ориентация на текущие и перспективные потребности организаций в повышении квалификации и получении дополнительных профессиональных компетенций инженерно-технических кадров в сфере приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, к которым, в частности, относятся индустрия наносистем, информационно-телекоммуникационные системы, науки о жизни, перспективные виды вооружения, военной и специальной техники, рациональное природопользование, транспортные и космические системы, энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика;

стимулирование взаимодействия российских образовательных организаций с предприятиями в части развития кадрового потенциала по наиболее востребованным направлениям подготовки на основе развития государственно-частного партнерства;

поддержка и продвижение лучших программ повышения квалификации, разработанных российскими образовательными организациями по заказам профильных предприятий и в сотрудничестве с ними. С учетом различных видов профессиональной деятельности повышение квалификации должно быть ориентировано на развитие компетенций, обеспечивающих решение проектно-конструкторских, технологических, научно-исследовательских и производственных задач, включая соответствующие виды практик.

III. Ожидаемые результаты реализации ведомственной Программы и целевые индикаторы

Ожидаемые результаты реализации ведомственной Программы:

установление долгосрочного партнерства в подготовке и повышении квалификации инженерно-технических кадров для предприятий на базе российских образовательных организаций;

реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров на базе образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования, заключающих договоры с организациями и предприятиями, предъявляющими спрос на подготовку соответствующих специалистов;

обеспечение развития банка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров, реализуемых на базе российских образовательных организаций с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом;

развитие непрерывного инженерно-технического образования путем актуализации программ повышения квалификации инженерно-технических кадров.

Целевыми индикаторами ведомственной Программы являются:

количество специалистов инженерно-технического профиля, прошедших обучение по программам повышения квалификации;



количество специалистов инженерно-технического профиля, прошедших стажировку на предприятиях и в инжиниринговых центрах за рубежом.

Таблица. Целевые индикаторы

Наименование индикатора

Количество специалистов инженерно-технического профиля, прошедших обучение по программам повышения квалификации

Количество специалистов инженерно-технического профиля, прошедших стажировку на предприятиях и в инжиниринговых центрах Российской Федерации

Количество специалистов инженерно-технического профиля, прошедших стажировку на предприятиях и в инжиниринговых центрах за рубежом

IV. Перечень и описание программных мероприятий

Достижение цели и решение задач ведомственной Программы осуществляются путем выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий, которые реализуются по следующим направлениям:

отбор наиболее востребованных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров (далее - программа повышения квалификации) и расширение банка программ повышения квалификации, представленных российскими образовательными организациями;

формирование групп слушателей по наиболее востребованным программам повышения квалификации на основе квалификационного отбора слушателей в соответствии с требованиями, предусмотренными программой повышения квалификации инженерно-технических кадров;

организация и осуществление обучения по программам повышения квалификации.

Обучение осуществляется по программам повышения квалификации - победителям конкурсного отбора, проводимого ежегодно в форме публичного конкурса дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров. Отобранные по итогам конкурсного отбора программы повышения квалификации включаются в банк программ повышения квалификации. Информация о программах, включенных в банк программ повышения квалификации, размещается на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Ежегодный конкурсный отбор программ повышения квалификации и формирование банка программ повышения квалификации осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации.

Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с представителями крупных компаний и объединений работодателей в рамках ежегодного конкурсного отбора проводит оценку соответствия представленных программ повышения квалификации установленным ведомственной Программой требованиям.

Программа повышения квалификации инженерно-технических кадров разрабатывается российской образовательной организацией высшего или дополнительного профессионального образования, имеющей соответствующую лицензию, при участии заинтересованных предприятий.

Программа повышения квалификации реализуется в форме обучения, а также в форме стажировок на территории России и за рубежом.

Учитывая тот факт, что основной целью Государственной программы является существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию Российской Федерации, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, то стажировка на предприятиях и в инжиниринговых центрах за рубежом является обязательным условием для программ повышения квалификации, предоставляемых на конкурсный отбор.

К программе повышения квалификации, участвующей в ежегодном отборе и претендующей на включение в банк программ повышения квалификации, предъявляются следующие требования:

объем аудиторной работы обучающихся должен составлять не менее 72 часов, из них не менее 50 процентов отводится на практические и лабораторные работы, проводимые на базе образовательной организации, исследовательского центра или на предприятии;

выполнение аудиторной работы в объеме, предусмотренном программой повышения квалификации, является обязательным для всех обучающихся;

возможность реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;

наличие современной материально-технической базы для реализации практических и лабораторных работ, а также наличие педагогических работников соответствующего квалификационного уровня;

ориентация на формирование профессиональных компетенций инженерно-технических кадров с учетом основных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и установленного абзацем 7 раздела II ведомственной Программы перечня направлений повышения квалификации;

использование современных форм организации образовательной деятельности, в том числе основанной на модульном принципе;

учет требований профессиональных стандартов, квалификационных требований и (или) требований профильных заказчиков;

освоение программы повышения квалификации завершается итоговой аттестацией обучающихся с обязательным участием представителей профильных заказчиков и/или объединений работодателей;

лицам, успешно освоившим программу повышения квалификации и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца;

обеспечение возможности прохождения обучения по программе повышения квалификации, в том числе реализуемого в форме стажировки (далее - стажировка), слушателями, в том числе на базе исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом;

стоимость обучения по программе повышения квалификации, реализуемого на базе образовательной организации, составляет не более 30000 рублей на 1 слушателя;

стоимость стажировки на территории России составляет не более 100000 рублей на 1 слушателя;

стоимость стажировки за рубежом составляет не более 300000 рублей на 1 слушателя.

Обязательным приложением к программе повышения квалификации является проект договора между образовательной организацией и предприятием о повышении квалификации инженерно-технических кадров по предлагаемому направлению повышения квалификации.

Формирование групп инженерно-технических кадров для участия в программах повышения квалификации проводится на основании договоров, заключенных между образовательной организацией и предприятием.

Участники ведомственной Программы должны отвечать следующим требованиям:

наличие документа о высшем образовании или среднем профессиональном образовании по программам подготовки специалистов среднего звена (студенты, осваивающие программы магистратуры, и аспиранты, но не работающие на конкретном предприятии или в организации в связи с прохождением обучения, также могут обучаться по программам повышения квалификации при условии софинансирования предприятиями не менее 50 процентов полной стоимости обучения и стажировок по программе повышения квалификации);

наличие соответствующих компетенций для освоения конкретной программы повышения квалификации.

Наполняемость одной группы слушателей программы повышения квалификации должна составлять не менее 15 человек.

Слушатели, направляемые на стажировку, должны отвечать следующим требованиям:

успешное выполнение аудиторной работы в объеме, предусмотренном программой повышения квалификации;

достаточный уровень владения иностранным языком (в случае прохождения зарубежной стажировки).

Преподаватели профессиональных дисциплин (модулей) могут участвовать в стажировках на территории России и за рубежом при условии софинансирования стажировки предприятиями не менее 50 процентов полной стоимости обучения и стажировок по программе повышения квалификации.

Для участия в стажировке преподаватели профессиональных дисциплин (модулей) должны отвечать следующим требованиям:

являться разработчиками соответствующей программы повышения квалификации и участвовать в ее реализации;

иметь достаточный уровень владения иностранным языком (в случае прохождения зарубежной стажировки).

V. Срок реализации ведомственной Программы

Ведомственная Программа реализуется в 2015-2016 годах.

VI. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации ведомственной Программы

Реализация ведомственной Программы будет способствовать развитию кадрового потенциала специалистов инженерно-технического профиля, занятых на предприятиях, по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. В ходе реализации ведомственной Программы получат развитие: эффективные формы взаимодействия образовательных организаций высшего образования с предприятиями в части использования их материально-технической базы для организации практического обучения при реализации программ повышения квалификации инженерно-технических кадров; практика оперативного учета потребностей предприятий, направляющих своих работников на обучение, и адаптации образовательных программ как в целом, так и отдельных модулей, применительно к потребностям конкретного заказчика и целевой группы обучающихся; усиление практической направленности обучения.

Наиболее значимыми эффектами реализации ведомственной Программы являются:

переход на качественно новый уровень взаимодействия предприятий с образовательными организациями высшего образования на основе заключения долгосрочных контрактов, предусматривающих совместное участие в реализации комплексных проектов, разработку профессиональных стандартов, интеграцию студентов в рабочий процесс;

увеличение общей численности сотрудников, повысивших свой уровень квалификации;

расширение портфеля программ повышения квалификации инженерно-технических кадров, предлагаемых образовательными организациями.

На решение задач и достижение целевых индикаторов ведомственной Программы оказывают влияние внешнеполитические и макроэкономические риски.

Макроэкономические риски обусловлены влиянием мирового экономического кризиса на социально-экономическое развитие России. Это может оказать негативное влияние на возможность реализации механизма субсидирования затрат на повышение квалификации инженерно-технических кадров.

Внешнеполитические риски связаны с международной политической ситуацией, негативное развитие которой может привести к ограничению географии стран и организаций-партнеров для организации зарубежных стажировок.

VII. Оценка эффективности расходования бюджетных средств

Оценка эффективности расходования бюджетных средств осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации на ежегодной основе исходя из степени достижения целевых индикаторов и показателей, закрепленных в соглашениях между образовательными организациями, реализующими ведомственную Программу, и Министерством образования и науки Российской Федерации.

Оценка эффективности осуществляется в результате мониторинга реализации ведомственной Программы на основе отчетных форм и в соответствии с регламентом их предоставления. Форма отчетности и регламент мониторинга будут разработаны на первом этапе реализации ведомственной Программы.

Оценка эффективности предполагает анализ затрат на обучение и стажировку специалистов и соответствие этих затрат стоимости, определенной в разделе IV ведомственной Программы, а также с учетом софинансирования.

VIII. Методика оценки эффективности ведомственной Программы

Для расчета эффективности реализации ведомственной Программы используются следующие индикаторы и показатели:

количество специалистов инженерно-технического профиля, повысивших квалификацию;

количество специалистов инженерно-технического профиля, прошедших стажировку на предприятиях и в инжиниринговых центрах Российской Федерации;

количество специалистов инженерно-технического профиля, прошедших стажировку на предприятиях и в инжиниринговых центрах за рубежом;

объем израсходованных средств субсидии;

объем привлеченных средств софинансирования.

Оценка результативности и эффективности ведомственной Программы осуществляется на основании представленных образовательными организациями, реализующими ведомственную Программу, ежеквартальных и ежегодных отчетов.

Под результативностью понимается степень достижения запланированных показателей в ходе реализации мероприятий ведомственной Программы.

Результативность измеряется путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей с плановыми значениями.

В качестве критериев оценки результативности реализации ведомственной Программы и программных мероприятий используются индекс результативности и интегральная оценка результативности.

Индекс результативности ведомственной Программы (мероприятия) оценивается по каждому целевому показателю за год.

Для первых четырех показателей индекс результативности вычисляется следующим образом:

Ki = Nfi / Npi x 100%,

где:

Ki - результативность достижения i-го показателя;

Nfi - фактическое значение i-го показателя;

Npi - плановое значение i-го показателя;

i - номер показателя Программы (i= 1, 2, 3, 4).

Для определения результативности по параметру "количество привлеченных средств софинансирования" используется следующее соотношение:

K5 = Sсф / Sфб / 0,5 x 100%,

где:

Sсф - сумма софинансирования по всем программам повышения квалификации;

Sфб - сумма средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию программ.

Интегральная оценка результативности ведомственной Программы за год определяется по следующей формуле:



На основе расчета интегрального показателя (Ks) оценивается эффективность реализации ведомственной Программы с учетом следующих критериев:

значение показателя Ks более 110% - эффективность реализации ведомственной Программы более высокая по сравнению с запланированной;

значение показателя Ks от 95% до 110% - эффективность реализации ведомственной Программы соответствует запланированным результатам при запланированном объеме расходов;

значение показателя Ks ниже 95% - эффективность реализации ведомственной Программы ниже по сравнению с запланированной.

IX. Объемы бюджетных ассигнований на реализацию ведомственной Программы

Финансовое обеспечение ведомственной Программы осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых Министерством образования и науки Российской Федерации, в объеме 171 млн. рублей в 2015 году и 186,2 млн. рублей в 2016 году, а также за счет средств предприятий, осуществляющих софинансирование не менее 50 процентов полной стоимости обучения и стажировок по программе повышения квалификации направляемых ими на обучение инженерно-технических кадров.

Основными направлениями расходования средств в рамках программ повышения квалификации являются:

доработка представленных программ повышения квалификации с учетом сформированных групп слушателей и требований конкретных заказчиков;

осуществление непосредственных расходов на проведение и обеспечение процесса обучения, в том числе организационных расходов на проведение практики и стажировок;

оплата консалтинговых услуг российских и зарубежных экспертов.

Средства федерального бюджета, полученные образовательной организацией в рамках реализации ведомственной Программы, не могут быть использованы на оплату проезда к месту обучения и обратно, на расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства, а также на иные расходы, произведенные участником ведомственной Программы по согласованию с работодателем.

Финансирование основных направлений расходования средств в рамках программ повышения квалификации осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств предприятий, осуществляющих софинансирование не менее 50 процентов полной стоимости обучения и стажировок по программе повышения квалификации.

X. Система управления реализацией ведомственной Программы

Контроль за ходом реализации ведомственной Программы осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

Для обеспечения контроля за выполнением обязательств исполнителями ведомственной Программы и мониторинга эффективности ее реализации Министерство образования и науки Российской Федерации на конкурсной основе отбирает организацию, осуществляющую организационно-техническое и информационно-аналитическое сопровождение ведомственной Программы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На выполнение указанных функций предусматривается финансирование в размере не более 10 процентов средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию ведомственной Программы.

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Рособразования
www.edu.ru (сканер-копия)
по состоянию на 15.10.2015

11 февраля 2016 года в Минобрнауки России состоялось заседание Конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерных кадров.

На заседании Конкурсной комиссии были рассмотрены результаты экспертизы программ повышения квалификации и определен перечень программ, рекомендуемых для реализации в 2016 году.

В 2016г. в рамках программы повышения квалификации инженерно технических кадров в ТГУ пройдет обучение по двум программам:

  1. «Основы теории моделирования, проектирования в САПР ADS и измерений СВЧ устройств, интегральных схем» ,
  2. «Управление проектами в сфере инженерно-технической деятельности» .

Программы повышения квалификации инженерных кадров, реализованные Томским государственным университетом в 2015 году.

  1. Технологии анализа и оптимизации характеристик радиоволновых антенных систем с использованием программных продуктов компьютерного моделирования
  2. Опыт применения мировых эффективных технологий возделывания растений для инженерно-технических работников агропромышленного и лесного комплекса Российской Федерации
  3. Современные подходы организации систем беспроводного доступа
  4. Основы теории моделирования, проектирования в САПР ADS и измерений СВЧ устройств, интегральных схем

В 2015 году в Томском государственном университете повысили свою квалификацию инженеры следующих Российских предприятий:

  • АО «НПП «Радиосвязь» (г.Красноярск);
  • ООО «Ландшафтмастер» (г.Батайск);
  • ООО «Научные приборы и системы» (г.Новосибирск);
  • ООО «НПП Триада – ТВ» (г.Новосибирск);
  • ООО «Микобакс» (г.Томск);
  • ООО «ПлантаПлюс» (г.Томск);
  • АО «ИСС имени академика М.Ф. Решетнева» (г.Красноярск);
  • АО НПФ «Микран» (г.Томск);
  • ОАО «ЦКБА» (г.Омск);
  • АО «НИИЭП» (г.Новосибирск);
  • АО «НИИПП» (г.Томск).

Томским государственным университетом в рамках выполнения мероприятий, запланированных по ведомственной программе, велась работа со следующими ведущими научными и инжиниринговыми центрами, служившими в 2015 году стажировочными площадками для слушателей программ подготовки инженерных кадров:

  • Keysight Technologies, Франция;
  • ОАО «Минский научно-исследовательский приборостроительный институт», г. Минск, Беларусь;
  • ООО «ТУСУР-Электроника», г. Томск;
  • НОЦ «ТУСУР-Кейсайт», г.Томск;
  • Институт физиологии и биохимии микроорганизмов, им.Скрябина, г. Пущино;
  • ГУП «Опытный завод академии наук Республики Башкортостан» Института биологии Уфимского научного центра РАН, г. Уфа;
  • Общество с ограниченной ответственностью «Истен Пирс», г. Новосибирск;
  • Лесная служба Израиля (Keren Le Istael, KKL), г. Иерусалим;
  • Институт микробиологии НАН Беларуси, г. Минск.

Программы повышения квалификации инженерных кадров, реализованные Томским государственным университетом в 2014 году.

В 2014 году в Томском государственном университете повысили свою квалификацию инженеры Российских предприятий:

  • Открытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Радиосвязь"
  • Закрытое акционерное общество «Научно-производственная фирма «Микран»
  • Открытое акционерное общество"Центральное конструкторское бюро автоматики"
  • Открытое акционерное общество "Омский научно-исследовательский институт приборостроения"
  • Федеральный научно-производственный центр "Алтай"
  • Общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственный центр «Химические технологии»
  • Открытое акционерное общество «Томский Научно-исследовательский и проектный институт нефти и газа»
  • "АУ " "Научно-аналитический центр рационального недропользования им. В.И.Шпильмана"
  • Федеральное государственное унитарное предприятие "Сибирский научно-исследовательский институт геологии, геофизики и минерального сырья"
    Открытое акционерное общество «Красноярскгеолсъемка»

Стажировочными площадками в 2014 году выступили следующие ведущие научные и исследовательские центры в России и за рубежом:

  • г. Томск, ТУСУР (кафедра сверхвысокочастотной и квантовой радиотехники
  • Беларусь, г. Минск, Минский научно-исследовательский приборостроительный институт
  • г. Томск, ООО "АлКом"
  • США, Технологический институт Нью-Джерси (New Jersey Institute of Technology)
  • г. Екатеринбург, УГГУ, Кафедра минералогии, петрографии и геохимии
  • Казахстан, г. Алма-Аты, КазНТУ им. Сатпаева
  • Франция г. Париж, Лез-Юлис Agilent Technologies
  • ООО «ТУСУР - Электроника»

«Инженерная графика» - Первые изображения, которые можно отнести уже к непосредственно к инженерной графике, связаны с проблемами строительства. Язык графики точен и нагляден. Теоретические основания начертательной геометрии связаны с именем Г. Монжа (1746-1818). В античной Греции графика использовалась при проектировании монументальных сооружений, для иллюстрации математических трудов.

«Сертификация квалификаций» - В Самарской области процедура сертификации проводится с 2001 года. Сертификация квалификаций выпускников Самарской области. Сертифицируемые профессии: Письменное согласие на обработку персональных данных. Договор. Дополнительную информацию по процедуре сертификации квалификаций можно получить: Выпускник, прошедший сертификацию квалификаций, получает:

«Инженерная защита населения» - Количество мест для лежания. Защитные сооружения ГО. Инженерная защита населения. Нормативно-правовые документы. Классификация по назначению. Литература. Размер мест для сидения. 4. Порядок разработки и состав раздела «ИТМ ГО. Общего назначения. Классификация по срокам строительства. 5. СНиП 2.01.51-90 «Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий ГО».

«Курс инженерной графики» - Проецирование прямой. Виды. Рабочая тетрадь с вопросами и задачами. Метод проецирования. Для улучшения восприятия материала создана мультимедийная обучающая программа. Комплексный чертеж точки. Разрезы. Курс охватывает основные темы предмета. Проецирование плоскости. Задания по курсу инженерной графики.

«Повышение качества образования» - Создание системы психолого-педагогической диагностики и контроля за развитием детей, за повышением качества образования. Ожидаемые результаты. Создание дидактическо - методической системы по формированию творческих и интеллектуальных возможностей учащихся. Краткая аннотация Программы. Объемы и источники финансирования Программы осуществляется: - за счет средств бюджета (федерального, регионального, муниципального – 80 %; - за счет внебюджетных источников (спонсорской и благотворительной помощи) – 20 %.

«Факультет повышения квалификации» - Удостоверение. Сертификат. Свидетельство. Выбор темы выпускной работы. Осенний набор. Выдается диплом государственного образца. Банковское дело. Повышение квалификации. С 1 октября по 30 июня. Менеджмент, Маркетинг. Предаттестационная подготовка по программе UCPA. Июнь. Февраль. Предназначено для лиц, имеющих диплом специалиста, бакалавра или магистра.