Линейный монтаж и нелинейный монтаж. Линейный или нелинейный

Различают линейный и нелинейный монтаж.

Линейный монтаж, т.е. запись кадра за кадром в нужной последовательности отснятого или архивного материалов, не подвергает исходную видеоинформацию дополнительной обработке, потери качества определяются лишь потерями копирования, а цифровые камеры в сочетании с цифровыми видеомагнитофонами вообще не дают потерь даже после многократной перезаписи. При линейном монтаже постепенно фрагмент за фрагментом создается мастер-кассета, то есть видеокассета с первым экземпляром фильма, которая затем тиражируется. Для надежности желательно делать одновременно не менее двух мастер-кассет, лучше - в цифровом формате, не ухудшающем качество исходных материалов после многократной перезаписи. Линейный монтаж требует от автора определенной квалификации, и в связи с широким распространением компьютеров он становится все менее востребованным.

Нелинейный монтаж предполагает оцифровку, сжатие (компрессию) и ввод исходных видеоданных в компьютер, их компоновку и редактирование, затем создание и выдачу выходного файла на архивный носитель (видеодиск или видеокассету). На этапе редактирования создается небольшой по размеру файл, содержащий информацию о моментах включения отрезков аудио и видеоданных, примененных видеоэффектах и т.д. Формирование выходного файла может стать довольно длительным процессом, в зависимости от степени обработки кадров (примененных эффектов) и быстродействия компьютера. Линейный (без дополнительного преобразования) монтаж на компьютере, как промежуточном носителе, изначально дискретной информации с цифровых видеокамер удобнее рассматривать как нелинейный. Многие особенности монтажа с помощью компьютера рассмотрены в главе 3.

При создании DVD-диска каждый фрагмент фильма преобразовывается в совместимый формат и хранится на жестком диске компьютера, затем просчитывается весь фильм; применяемое здесь сжатие MPEG-2 обеспечивает относительно небольшие размеры файлов приемлемого качества. На DVD-диск размером 4,7 Гбайт помещается полуторачасовая запись, то есть 2-4 части домашнего сериала.

Линейным монтажом не стоит пренебрегать даже при наличии совершенной цифровой аппаратуры, так как он дает самый быстрый конечный результат, хотя и требует определенных навыков. Перед возвращением из отпуска, лучше оставить нашим родственникам грубо смонтированный фильм, чем черновые кадры, ведь находясь вдали от дома, найти видеомагнитофон гораздо легче, чем компьютер с установленным оборудованием для видео захвата и любимую программу видеомонтажа. Кроме того, предварительный линейный монтаж на вашу записывающую видеокамеру позволит скопировать у ваших вновь появившихся друзей недостающие исходные материалы для будущего фильма о походе, даже если под рукой осталась последняя чистая кассета (музыкальное оформление на этом этапе часто бывает преждевременным). А если у вас и у вашего товарища по путешествию обе камеры цифровые, то путем определенных перезаписей можно избавиться от излишних дублей и откровенного брака, освободив ставшее дефицитным место на обоих комплектах кассет и не потеряв при этом исходного качества.

Каждая последующая аналоговая перезапись уменьшает разрешение процентов на десять. Если камера давала 400 линий по горизонтали, то уже на второй копии (монтаж за два прохода, то есть с двумя перезаписями) останется не более 330, а на третьей (тиражирование мастер-кассет) - изначальное качество S-Video понизится до уровня VHS. Поэтому всегда надо стремиться к монтажу с минимальным количеством перезаписей, а видеокамеру выбирать с запасом по разрешению. Аналогично обстоит дело и с нелинейным монтажом - надо избегать повторной компрессии-декомпрессии видеоданных, и все необходимые видео форматы (DV, DVD и т.п.) делать с исходных (первоначально оцифрованных) материалов.

При наличии единственного источника видеосигнала (видеокамеры) и единственного записывающего устройства (видеомагнитофона) сделать фильм за один проход очень сложно, даже используя вспомогательную аппаратуру для отдельного монтажа аудио ряда (трудности, в первую очередь, вызывает получение непрерывного звукового сопровождения). Применение видеомагнитофона с функцией наложения звука решает проблему лишь частично, так как при этом не достигается качества Hi-Fi, ведь запись ведется на продольные дорожки (S)-VHS магнитофона.

Цифровые видеокамеры позволяют проводить наложение звука на готовую видеозапись лишь при стандартной скорости (SP) и при условии, что синхронная звукозапись во время съемке велась в режиме 4 каналов по 12 бит, но не 2 каналов по 16 бит. Правила наложения дополнительного звукового сопровождения можно найти в инструкции по эксплуатации видеокамеры, там же описана настройка соотношения громкостей оригинального и вновь записанного звука при воспроизведении.

Линейный монтаж по фрагментам с непрерывным звуковым сопровождением можно осуществить только при наличии хотя бы двух переключаемых в нужное время источников изображения. В простейшем случае (рис.1.11) выход видеокамеры (ВК) подключается на вход видеомагнитофона воспроизведения (ВМ воспр.) архивных материалов, который переводится в режим приема аудио и видео сигналов - «AV». Видео выход последнего подключается на видеовход записывающего видеомагнитофона (ВМ запись) непосредственно, а аудио выход - через микшер, ко второму входу которого подключается источник предварительно сформированной фонограммы.

Перед работой для каждого используемого аппарата надо измерить задержки включения режима воспроизведения и записи. (Это легко осуществить, например, с помощью видео ролика, показывающего секундомер с квантом времени в 1/25 секунды, созданного на компьютере, на худой конец, с помощью ролика с отснятым видеокамерой секундомером.) Пока первый видеомагнитофон не выдаст собственный сигнал воспроизведения, он транслирует данные с видеокамеры и таким образом играет роль коммутатора, управляемого кнопками «воспроизведение» и «стоп» (с заранее известными задержками).

Внимание! Команда «пауза» не переключает магнитофон на трансляцию входных сигналов.

Любительская аппаратура, к сожалению, не позволяет проводить общую синхронизацию видео полей, и в момент переключения источников сигналов может произойти выпадение (потеря) видео кадров. Поэтому моменты переключения с одного источника исходной видеоинформации на другой не должны требовать точной привязки по времени. Эти переходы лучше выбирать на спокойных (нединамичных) участках сцены в паузах речи героев, когда задержка или опережение даже на целую секунду не будет заметной. На моменты переключений интенсивность звука от первоисточников лучше плавно уменьшать.

Для более комфортной работы в состав оборудования желательно включить коммутатор входных видеосигналов, оперативно переключающих источники (видеокамеру, видеомагнитофон с архивными материалами, компьютер с результатами нелинейного монтажа) и коммутатор аудио сигналов. В качестве аудио микшера и коммутатора можно использовать, например, звуковую карту любого компьютера, такой компьютер в дороге найти гораздо легче, чем специально оборудованный для видеомонтажа. Можно использовать селектор входов, если таковой имеется, записывающего видеомагнитофона. Существуют устройства управления видеоаппаратурой от компьютера, автоматизирующие процесс линейного монтажа.

Монтаж - это творческий процесс, при котором отдельные фрагменты исходных записей соединяются в определенном порядке для получения единой композиции. Линейный и нелинейный монтаж применяют в кинематографе, на телевидении, при создании рекламных роликов. Монтаж также используют YouTube блоггеры, пользователи Instagram, создатели Vine-видео и т.п.

Может показаться, что монтаж - это совсем легко и просто, но в действительности качественный монтаж - долгая и кропотливая работа . Люди, которые этим занимаются - монтажеры. Ежегодно режиссеры монтажа борются за самую престижную награду в их области - «Оскар» за лучший монтаж. Например, эту статуэтку получили монтажеры таких культовых фильмов как «Форрест Гамп», «Список Шиндлера», «Титаник», «Матрица».

Характеристика линейного и нелинейного монтажа

Линейный видеомонтаж

Является исторически первым видом монтажа . Схема традиционного линейного монтажа предполагает наличие двух видеомагнитофонов. Покадровую точность монтажа обеспечивает сложный контроллер. Необходимая информация с исходной лентой на первом видеомагнитофоне перезаписывается на результирующую ленту второго видеомагнитофона в нужном порядке, образуя «мастер кассету». Неудачные кадры остаются на первом магнитофоне.

При необходимости добавления плавных переходов и заставок , используется более сложная схема монтажа . Исходные фрагменты должны находиться на разных видеомагнитофонах. Информация из двух источников попадает в видеомикшер, где фрагменты склеиваются с добавлением эффектов. Если изначально два фрагмента находятся на одной ленте, их необходимо разделить, что может занимать много времени. Перезапись продолжительных кадров может занимать столько времени, сколько составляет их длительность.

При создании двух переходов необходимо использовать три видеомагнитофона-источника и т.д. Наложение титров также требует перезаписи видео.

Недостатки линейного видеомонтажа

Линейный монтаж значительно ограничивает творческие возможности монтажеров в первую очередь из-за сложности выполнения определенных монтажных идей. Кроме того, аппараты предоставляют ограниченный набор эффектов . Для поиска необходимых фрагментов необходимо многократно перематывать весь материал.

Перезапись большого объема отснятого материала может занимать несколько часов или даже дней. Многократное копирование приводит к ухудшению качества . Стоимость аппаратуры также является существенным недостатком и может достигать нескольких десятков тысяч долларов.

Если при создании материала для телепередачи было обнаружено, что не хватает какого-то фрагмента на десятой минуте фильма, придется заново переписать всю передачу с добавлением необходимых кадров.

Нелинейный видеомонтаж

Многие люди полагают, что нелинейный монтаж так называется, потому что кадры монтируются в непрямом порядке. На самом деле, он получил свое названия из-за того, что монтажерам наконец-то удалось избежать длительной перемотки ленты вперед-назад (линейной) и они получили прямой доступ к необходимому фрагменту сразу.

Нелинейный монтаж стал возможен благодаря появлению компьютеров. При этом все исходные материалы с ленты записываются на жесткий диск. Это может оказаться длительным процессом, но он зависит от степени компрессии исходного материала и мощности компьютера. Тем не менее, уже существуют видеокамеры, которые позволяют сразу загружать исходный материал на цифровой носитель или осуществлять монтаж с носителя.

При нелинейном монтаже видеофайлы обрабатываются с помощью видеоредакторов . Эти программы предоставляют режиссерам безграничные возможности по созданию спецэффектов и добавлению переходов. Одновременно с этим можно легко произвести цветокоррекцию и тональную настройку изображения. Лист монтажных решений , на котором выполняется работа по монтажу, также содержит звуковые дорожки с голосом диктора, диалогами и мелодиями . Титры и надписи можно накладывать в любое время на любые кадры видеоматериала.


Преимущества нелинейного видеомонтажа

Сегодня нелинейный видеомонтаж полностью вытеснил линейный как устаревшую технологию. Главными его преимуществами являются:

  • доступ к любому фрагменту в любое время;
  • нет необходимости перезаписывать весь материал, если нужно добавить или удалить кадр;
  • отсутствие потери качества при многочисленной перезаписи (копировании) материала;
  • моментальное воспроизведение смонтированного материала;
  • безграничные возможности для реализации фантазии режиссера благодаря большому выбору спецэффектов;
  • стоимость необходимого программного обеспечения на порядок меньше, чем для линейного монтажа.

Использование нелинейного видеомонтажа в рекламе

Нелинейный монтаж находит широкое применение в создании рекламных роликов , поскольку позволяет значительно ускорить процесс их создания. К тому же, перспективы применения 3D анимации значительно расширяются с возможностью добавления любых переходов в реальном времени.

Нелинейный монтаж является более гибким и позволяет легко изменять сюжет ролика в процессе его разработки. Например, если на первом этапе создания рекламного анимационного ролика был выбран один определенный ход событий, его легко поменять, просто поменяв последовательность кадров.

Развитие технологии нелинейного монтажа позволило в разы сократить затрачиваемое время на монтаж. Сегодня практически любой пользователь, имеющий современный компьютер и доступ к интернету может смонтировать свой видеоматериал в полноценный фильм. Тем не менее, для правильной раскадровки, нарезки фрагментов и их склеивания необходимы профессиональные навыки монтажа.

Обращайтесь в анимационную студию Kinesko! Мы умеем качественно монтировать любые видео, в том числе и рекламные. Наши менеджеры ответят на все интересующие вас вопросы по телефону.

Контактная информация:

> Когда я учился в институте, один из преподавателей сказал, что "в области радиоэлектроники понятия и техника обновляются за пять лет на пятьдесят процентов". Позднее, уже работая на телевидении, я понял, что для телевизионной техники этот срок сокращается до года-двух, так как она развивается необычайно быстрыми темпами.

На сегодняшний день в зависимости от используемой аппаратуры существует два типа монтажа: линейный и нелинейный, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

Линейный монтаж - это монтаж, при котором видеосигнал переписывается с одного видеомагнитофона на другой, по пути претерпевая множество изменений согласно режиссерскому замыслу. Его используют многие режиссеры, работающие на телевидении не менее пяти лет. А при нелинейном монтаже видеосигнал записывается в компьютер, где впоследствии и осуществляется его обработка. Что же лучше?

В линейном монтаже перезапись приводит к ухудшению качества. Основной источник помех - это запись сигнала на магнитную ленту и воспроизведение с нее, а также множество соединений, контактов, устройств и т. п., через которые проходит сигнал.

В нелинейном монтаже сигнал переводится в цифровой вид и находится в компьютере, не подвергаясь никаким изменениям (типа перезаписей) до процесса "сгона" смонтированного материала на кассету. Это очень большое преимущество. Однако и в нелинейном монтаже существует проблема, так как во многих аппаратных сигнал оцифровывается с компрессией, то есть сжимается (некомпрессированный сигнал занимает очень много памяти в компьютере). Конечно, есть аппаратные, которые работают с некомпрессированным сигналом, но пока это - редкость. А при компрессии часть сигнала теряется безвозвратно. Есть способы восстановления сигнала, но на практике невозможно восстановить его полностью. Повторная компрессия еще больше ухудшает качество, что вообще ставит под сомнение целесообразность архивирования компрессированного материала. В линейном монтаже такой проблемы не существует.

Теперь о других недостатках нелинейного монтажа. "Закачивание" материала в компьютер занимает довольно много времени. И тем больше, чем больше исходного материала, так как перевод сигнала в цифровой вид осуществляется в реальном времени. На первый взгляд кажется, что оно расходуется совершенно непродуктивно. Кроме того, приходится выбирать между количеством материала, необходимого для работы, и уровнем компрессии, влияющей на качество записанного материала, поскольку емкость памяти компьютера ограничена. Эта проблема будет решена, когда камеры со сменными жесткими дисками, заменяющими камерный видеомагнитофон, будут широко использоваться. А пока, при большом количестве исходников, линейная аппаратная предпочтительней.

Теперь вернемся к перезаписям. Они необходимы также при создании какого-либо сложного эффекта, когда аппаратура не позволяет сделать его сразу. В этом случае приходится записывать каждую составную часть такого эффекта отдельно, в результате возникают перезаписи, которых не бывает в нелинейном монтаже. В цифровом виде создавать сложный эффект довольно просто, даже если он делается по частям, при этом качество не теряется.

Каждому режиссеру и монтажеру знакома проблема хронометража. Очень трудно уложить передачу в заранее заданные рамки, так как перерасход или недобор времени измеряется даже не десятками секунд, а единицами (например, плюс-минус пять секунд). В нелинейном монтаже такой проблемы нет: в любой момент и в любом месте передачи вы можете вставить или вырезать нужный кусок. С приходом новых технологий остается только сожалеть, что уходит время профессионалов, которые приходили на монтаж с готовым монтажным листом и расписанными вплоть до кадров исходниками. Сейчас многие режиссеры думают о хронометраже только тогда, когда есть недобор времени или (что еще хуже) перебор. Тогда начинается лихорадочная работа над всей программой в поисках мест, которые можно было бы сократить или увеличить. И если такое место нашлось на десятой минуте пятидесятиминутной передачи, следует либо переписать все, что было записано после этого места (а это очень сложно), либо взять в качестве "мастера" (то есть кассеты, на которую собирается передача) другую кассету и переписать на нее смонтированный материал, вставляя или убирая все, что нужно. А это перезапись, то есть ухудшение качества. И если учесть, что в нелинейном монтаже отсутствует необходимость заменять кассеты при переходе на другой исходник и есть возможность мгновенного доступа к любому кадру, то вы будете за нелинейный монтаж.

Для создания сложных эффектов, особенно эффектов, связанных с изменением видеосигнала (цветокоррекция, яркость, расфокусировка и т. п.), нужен очень мощный процессор, который мог бы обработать огромное количество данных. В связи с этим многие эффекты в нелинейном монтаже делаются не в реальном времени (тогда как аппаратура, предназначенная для линейного монтажа, позволяет это делать в реальном времени и даже очень просто). Но это временный недостаток, ведь вскоре может появиться новый, более мощный процессор. Зато есть удобство совместимости, которое позволяет передавать информацию из одного компьютера в другой (например, из монтажного компьютера в аппаратуру видеографики и обратно). Вообще, при переходе в цифровой вид проблема передачи информации перестает быть актуальной. Например, в формате Betacam SX, можно передавать цифровую информацию в четыре раза быстрее, чем в реальном времени.

В наши дни компьютер перестал быть экзотикой. Теперь трудно найти человека, который не имел бы с ним дела. А дети подчас разбираются в компьютерах даже лучше взрослых, поэтому молодому поколению сейчас легче научиться нелинейному монтажу. А чтобы стать хорошим монтажером или, как сейчас говорят, режиссером монтажа, мало знать аппаратуру, надо изучить теорию монтажа и уметь чувствовать его.

Чтобы определить, какой вид монтажа нужен для конкретного случая, следует правильно поставить перед собой задачу, ответив, например, на следующие вопросы: что необходимо получить в конечном итоге, какие средства для этого имеются и сколько времени, какое качество должно быть и т. д. Я составил сравнительную таблицу достоинств и недостатков линейной и нелинейной монтажных аппаратных (характеристики усредненные), которая, надеюсь, поможет вам в выборе.

Информатика, кибернетика и программирование

Снимаемый или съемочный кадр несколько длиннее того который будет виден на экране после монтажа фильма этот кадр называют монтажным. План составляется после тщательного ознакомления со всем снятым материалом и определения основной концепции монтажа фильма отсюдато название: план монтажа фильма. она является лишь элементом упорядочивающим готовый но еще сырой материал раньше всего в процессе монтажа фильма. Длинным может быть рабочий материал для просмотра или хранения в архиве а фильм должен быть кратким лаконичным лемким по...

1. Технология создания видеофильма


1. Технология создания видеофильма

Технология создания видеофильма - это целостный творческий процесс, разбитый на определенные этапы и направленный на достижение главного результата - создание видеофильма. Каждому этапу свойственны особые задачи и средства, позволяющие решить эти задачи.

1 этап: выбор темы видеофильма.

Этот этап носит информационно-мотивационный характер. Если Вы участвуете в создании видеофильма, то на этом этапе Вы выступаете в роли автора сценария и прежде всего должны определить для себя что хотите снимать и зачем.

Можно смело сказать, что хороший фильм - это, в первую очередь, удачно выбранная тема, а во-вторых - интересный, хорошо разработанный сценарий.

2 этап: Определиться со звуком и музыкой.

Звук бывает синхронный и несинхронный.

Синхронный звук, как правило, используется при проведении событийных видеосъемок, при съемке монологов, для передачи атмосферы места действия.

Это, естественно, и голос человека, это и другие звуки, участвующие в действии (записанные как синхронно, так и наложенные на видеозапись уже после проведения съемок). Несинхронные звуки могут создавать определенный эмоциональный настрой, объяснять поступки героев, усиливать звуковую характеристику персонажей и т. д.

3 этап: Когда вся эта работа проделана, можно садиться за сценарий.

Фильм складывается из кадров, сцен и эпизодов.

Кадр наименьшая динамическая единица фильма. Снимаемый или съемочный кадр несколько длиннее того, который будет виден на экране после монтажа фильма (этот кадр называют монтажным). Для каждого кадра нужно выбрать наиболее подходящий для него план (масштаб съемки). Решающим в этом является выразительность кадра и необходимость передачи каких-либо содержащихся в нем сведений. Эпизод - относительно завершенная часть фильма, не требующая единства места, но обладающая единством действия и темы. Сцена - элемент действия, который характеризуется и единством места. Рекомендуемые этапы создания сценария: 1. Планируются эпизоды. 2. Определяется задача каждого эпизода. 3. Определяется драматургическая последовательность эпизодов. 4. Эпизоды делятся последовательно на сцены. 5. Ставятся задачи для этих сцен. 6. Уточняется характер действия. 7. Определяются роли действующих лиц. 4 этап: проведение видеосъемок. Когда написан сценарий, выбраны соответствующие сюжеты, место проведения съемок, определились с музыкой и самое главное есть видеокамера, можно приступать к съемке фильма.

5 этап: составление монтажного плана. Монтажный план - это перечень кадров, составленный в том порядке, в котором эти кадры должны быть расположены в фильме. Такой план ускоряет работу по монтажу, предохраняет от ошибок, позволяет ориентироваться в форме будущей картины, облегчает написание текста и озвучивание. План составляется после тщательного ознакомления со всем снятым материалом и определения основной концепции монтажа фильма (отсюда-то название: план монтажа фильма).

6 этап : монтаж фильма. Разработка конструкции, объединяющей содержание в единое целое. Задача конструкции - сохранить все в равновесии и гармонии. Основная роль тут отводится систематизации видеоматериала в определенном логическом порядке в соответствии с требованиями драматургии и кинематографической фотогеничности. Конструкция в противоположность концепции иногда может быть творческим приемом, т.е. она является лишь элементом упорядочивающим готовый, но еще сырой материал, раньше всего в процессе монтажа фильма. Общие композиционные закономерности построения фильма по-своему преломляются в микромире фильма - эпизоде. При этом следует учесть, что в кино, как и любом искусстве, форма играет чрезвычайно важную роль, но она не должна доминировать над содержанием. Только единство содержания и формы, равновесие между ними и содружество могут дать необходимый результат. Длинным может быть рабочий материал для просмотра или хранения в архиве, а фильм должен быть кратким, лаконичным, лемким по содержанию, "скупым", но выразительным и точно отвечать своей главной задаче - ради чего он снимался

Существует 2 вида монтажа: линейный и нелинейный. В следующей главе рассмотрены преимущества и недостатки каждого из видов.


2. Линейный и нелинейный монтаж

В наши дни компьютер перестал быть экзотикой. Теперь трудно найти человека, который не имел бы с ним дела. А дети подчас разбираются в компьютерах даже лучше взрослых, поэтому молодому поколению сейчас легче научиться нелинейному монтажу. А чтобы стать хорошим монтажером или, как сейчас говорят, режиссером монтажа, мало знать аппаратуру, надо изучить теорию монтажа и уметь чувствовать его.

На сегодняшний день в зависимости от используемой аппаратуры существует три типа монтажа: линейный, нелинейный и комбинированный , каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

Линейный монтаж подразумевает перезапись видеоматериала с двух или нескольких видеоисточников на видеозаписывающее устройство с вырезанием ненужных и «склейкой» нужных видеосцен и добавлением эффектов. Этот способ применяется с самого начала видеопроизводства и подразумевает использование, по крайней мере, двух устройств – камеры или видеомагнитофона с исходным материалом и рекордера – видеомагнитофона с чистой кассетой.

Нелинейный монтаж осуществляется на базе компьютерных систем. При этом исходные материалы сначала заносятся в компьютер, а затем над ними производятся процедуры монтажа.

Комбинированный монтаж сочетает в себе достоинства линейного и нелинейного монтажа. При этом нелинейная видеомонтажная система выступает в роли видеоисточника. Недостаток – это, как правило, более высокая цена.

Что же лучше?

В линейном монтаже перезапись приводит к ухудшению качества. Основной источник помех - это запись сигнала на магнитную ленту и воспроизведение с нее, а также множество соединений, контактов, устройств и т. п., через которые проходит сигнал.

В нелинейном монтаже сигнал переводится в цифровой вид и находится в компьютере, не подвергаясь никаким изменениям (типа перезаписей) до процесса "сгона" смонтированного на практике невозможно восстановить его полностью. Повторная компрессия еще больше ухудшает качество, что вообще ставит под сомнение целесообразность архивирования компрессированного материала. В линейном монтаже такой проблемы не существует.

Теперь о других недостатках нелинейного монтажа. "Закачивание" материала в компьютер занимает довольно много времени. И тем больше, чем больше исходного материала, так как перевод сигнала в цифровой вид осуществляется в реальном времени. На первый взгляд кажется, что оно расходуется совершенно непродуктивно. Кроме того, приходится выбирать между количеством материала, необходимого для работы, и уровнем компрессии, влияющей на качество записанного материала, поскольку емкость памяти компьютера ограничена. Эта проблема будет решена, когда камеры со сменными жесткими дисками, заменяющими камерный видеомагнитофон, будут широко использоваться. А пока, при большом количестве исходников, линейная аппаратная предпочтительней.

Теперь вернемся к перезаписям. Они необходимы также при создании какого-либо сложного эффекта, когда аппаратура не позволяет сделать его сразу. В этом случае приходится записывать каждую составную часть такого эффекта отдельно, в результате возникают перезаписи, которых не бывает в нелинейном монтаже. В цифровом виде создавать сложный эффект довольно просто, даже если он делается по частям, при этом качество не теряется.

Каждому режиссеру и монтажеру знакома проблема хронометража. Очень трудно уложить передачу в заранее заданные рамки, так как перерасход или недобор времени измеряется даже не десятками секунд, а единицами (например, плюс-минус пять секунд). В нелинейном монтаже такой проблемы нет: в любой момент и в любом месте передачи вы можете вставить или вырезать нужный кусок. С приходом новых технологий остается только сожалеть, что уходит время профессионалов, которые приходили на монтаж с готовым монтажным листом и расписанными вплоть до кадров исходниками. Сейчас многие режиссеры думают о хронометраже только тогда, когда есть недобор времени или (что еще хуже) перебор. Тогда начинается лихорадочная работа над всей программой в поисках мест, которые можно было бы сократить или увеличить. И если такое место нашлось на десятой минуте пятидесятиминутной передачи, следует либо переписать все, что было записано после этого места (а это очень сложно), либо взять в качестве "мастера" (то есть кассеты, на которую собирается передача) другую кассету и переписать на нее смонтированный материал, вставляя или убирая все, что нужно. А это перезапись, то есть ухудшение качества. И если учесть, что в нелинейном монтаже отсутствует необходимость заменять кассеты при переходе на другой исходник и есть возможность мгновенного доступа к любому кадру, то вы будете за нелинейный монтаж.

Для создания сложных эффектов, особенно эффектов, связанных с изменением видеосигнала (цветокоррекция, яркость, расфокусировка и т. п.), нужен очень мощный процессор, который мог бы обработать огромное количество данных. В связи с этим многие эффекты в нелинейном монтаже делаются не в реальном времени (тогда как аппаратура, предназначенная для линейного монтажа, позволяет это делать в реальном времени и даже очень просто). Но это временный недостаток, ведь вскоре может появиться новый, более мощный процессор. Зато есть удобство совместимости, которое позволяет передавать информацию из одного компьютера в другой (например, из монтажного компьютера в аппаратуру видеографики и обратно). Вообще, при переходе в цифровой вид проблема передачи информации перестает быть актуальной. Например, в формате Betacam SX, можно передавать цифровую информацию в четыре раза быстрее, чем в реальном времени.

Чтобы определить, какой вид монтажа нужен для конкретного случая, следует правильно поставить перед собой задачу, ответив, например, на следующие вопросы: что необходимо получить в конечном итоге, какие средства для этого имеются и сколько времени, какое качество должно быть и т. д. Я составил сравнительную таблицу достоинств и недостатков линейной и нелинейной монтажных аппаратных (характеристики усредненные), которая, надеюсь, поможет вам в выборе.

Таблица 1

Достоинства

Недостатки

Линейная монтажная аппаратная

При любых действиях - полный видеосигнал.Высокая оперативность, особенно при большом количестве исподников. Легкость работы с большим количеством дублей.

Создание сложный эффектов в реальном времени.Большая надежность аппаратуры.

Большая зависимость качества от количества перезаписей.Громоздкость аппаратуры.

При любой последующей корректировке необходимо стирать и записывать сигнал заново.Трудность обучения обслуживающего персонала.Необходимость предварительного перевода композитного сигнала в компонентный.

Нелинейная монтажная аппаратная

Сохранение информации в случае сбоя аппаратуры.Не требует перезаписей.Мгновенный доступ к любому кадру.Совместимость со многими цифровыми и нелинейными системами.Небольшая цена по сравнению с аналоговой аппаратурой.Возможность изменять смонтированный материал в любое время и в любом месте.Возможность работы с большим количеством звуковых дорожек.

Любая "склейка" происходит в реальном времени.Компрессия.Требует много времени на ввод сигнала в компьютер.Требует перевода в аналоговый вид для выдачи в эфир.

Необходима большая аккуратность при подготовке к монтажу.Трудность чередования двух и более программ при работе на одном компьютере.Чем больше записано исходного материал, тем хуже работает аппаратура.


В общем, разница между линейными и нелинейными системами монтажа точно такая же, как между пишущей машинкой и текстовым процессором, — последний дает вам свободу творчества и позволяет работать в удобном для вас стиле и темпе. Вы можете сначала легко наметить ключевые точки фильма, а затем прорабатывать все остальное вокруг них.

Определившись с монтажом, остается выбрать программу для создания видеофильма.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68282. ФОРМУВАННЯ СИСТЕМИ ОЦІНЮВАННЯ ІНТЕЛЕКТУАЛЬНОЇ ВЛАСНОСТІ В УКРАЇНІ 238.5 KB
В умовах переходу економіки України до інноваційної моделі розвитку та постійного зростання інтелектуальної складової у кінцевій продукції найважливіших галузей національного господарства масштаби та якісний рівень обєктів інтелектуальної власності як обєктів майна субєктів господарювання...
68283. ПРОБЛЕМИ НАЦІОНАЛЬНОЇ БЕЗПЕКИ В РЕГІОНАЛЬНІЙ ПОЛІТИЦІ АРЄ 160.5 KB
Оскільки АРЄ діє на міжнародній арені як передусім регіональна держава, для адекватного аналізу безпекових пріоритетів країни основну увагу необхідно зосереджувати саме на регіональному рівні зовнішньої політики Єгипту, де зосереджено основні безпекові інтереси, та звідки походить більшість загроз безпеці країни.
68284. Пряма та непряма реваскуляризація при стегно-підколінно-гомілковій оклюзії в умовах хронічної критичної ішемії 327 KB
Відсутність комплексних досліджень стосовно зясування основних патогенетично обґрунтованих критеріїв застосування аутовени низхідної артерії коліна реваскуляризуючої остеоперфорації трансплантації кісткового мозку великогомілкової кістки при лікуванні хворих на хронічну...
68285. ПІДВИЩЕННЯ ЕФЕКТИВНОСТІ ФІНІШНОЇ ОБРОБКИ ВНУТРІШНІХ ЦИЛІНДРИЧНИХ ПОВЕРХОНЬ ДЕТАЛЕЙ РЕДУКТОРІВ 725.5 KB
Створення сучасних високонадійних машин і систем вимагає застосування ефективних технологій механічної обробки деталей які забезпечують необхідну точність якість і продуктивність їх обробки.
68286. ПРОФІЛАКТИКА ПРОТЕЗНИХ СТОМАТИТІВ У ХВОРИХ НА ЦУКРОВИЙ ДІАБЕТ ПРИ КОРИСТУВАННІ ЗНІМНИМИ АКРИЛОВИМИ ЗУБНИМИ ПРОТЕЗАМИ (КЛІНІКО-ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЕ ОБҐРУНТУВАННЯ) 181.5 KB
Мета дослідження. Підвищення якості ортопедичного лікування хворих на цукровий діабет 2 типу шляхом удосконалення конструкцій часткових знімних пластинкових протезів, розроблення методу профілактики протезних стоматитів.
68287. ОСОБЛИВОСТІ ПРОТИДІЇ УКРАЇНСЬКИХ ГРЕКО-КАТОЛИКІВ РЕЛІГІЙНІЙ ПОЛІТИЦІ РАДЯНСЬКОЇ ВЛАДИ У 1946 – 1989 РОКАХ 153.5 KB
Метою дисертаційного дослідження є встановлення особливостей поширення опору населення релігійній політиці радянської влади у середовищі грекокатоликів у західних областях України у 1946-1989х рр. на Закарпатті; дослідити характерні риси формування підпільної мережі грекокатоликів у другій половині...
68288. ПРИНЦИПИ АРХІТЕКТУРНО-ПЛАНУВАЛЬНОЇ ОРГАНІЗАЦІЇ ТОРГОВО-РОЗВАЖАЛЬНИХ КОМПЛЕКСІВ (НА ПРИКЛАДІ КРАЇН БЛИЗЬКОГО СХОДУ) 6.2 MB
Найбільш чітко ця система реалізується в сучасних торгово-розважальних комплексах ТРК. Аналіз європейського і близькосхідного досвіду проектування ТРК свідчить про необхідність систематизації наукового обґрунтування і розробки основ проектування сучасних ТРК для країн регіону АльШам.
68289. УДОСКОНАЛЕННЯ МЕХАНІЗМІВ ФУНКЦІОНУВАННЯ ДЕРЖАВНОГО ТЕХНІЧНОГО НАГЛЯДУ НА РЕГІОНАЛЬНОМУ РІВНІ 180 KB
Важливою складовою останнього є реалізація державної політики щодо нагляду за технічним станом та дотриманням правил технічної експлуатації машин в агропромисловому комплексі яку покладено на органи державного технічного нагляду.
68290. УДОСКОНАЛЕННЯ СТРУКТУРИ ТА ЗМІСТУ ФІЗИЧНОЇ ПІДГОТОВКИ ЛИЖНИКІВ-ДВОБОРЦІВ НА ЕТАПІ ПОПЕРЕДНЬОЇ БАЗОВОЇ ПІДГОТОВКИ 290 KB
Зростання спортивних результатів у лижному двоборстві великою мірою залежить від ефективності системи багаторічної підготовки юних спортсменів. Проблемі фізичної підготовки юних спортсменів присвячено низку робіт вітчизняних і закордонних спеціалістів...

Это статья для тех, кто пытается разобраться в разнице между линейным и нелинейным монтажом и сопутствующими преимуществами с недостатками, не имея особых знаний в этой области. Поэтому объяснять буду на пальцах.

Линейный и нелинейный монтаж - термины, которые можно применить только к электронному видео. В кинопроизводстве не существует такого разделения.

Сначала был просто монтаж…

Монтаж киноплёнки подразумевал работу с самим носителем. Плёнку можно было резать и склеивать в любых местах. Режиссёр мог вбежать в монтажную комнату с более качественно отснятым дублем в любое время: плёнку отматывали на нужный фрагмент, вырезали некачественный дубль и вклеивали новый. Тут всё просто. Настолько просто, что плёнка в кинематографе только в самое последнее время стала вытесняться цифрой.

Линейный монтаж

Линейный монтаж появился с видеомагнитофонами и электронным способом записи видео-аудиосигнала. Потому что сигнал записывается хитрым образом: из ленты нельзя вырезать неудачный дубль и вклеить новый - появятся помехи. Поэтому все сцены на кассету записывались последовательно - линейно. Впрочем, никто не называл линейный монтаж линейным до появления нелинейного монтажа. Точно так же, как никто не станет называть первую часть фильма первой, пока не появится вторая.

Но давайте начнём с музыки…

Вы, вероятно, уже делали это!

Возможно, у вас не было сразу двух видеомагнитофонов. Но наверняка многие застали эпоху двухкассетных магнитофонов и музыкальных центров, а значит - занимались линейным монтажом.

Представьте: у вас есть кассета, на которую нужно записать сборник любимых песен - это мастер. И есть компакт-диск или кассета, откуда эти песни нужно переписать - это источник. Загвоздка в том, что на источнике песен много, а нравятся вам только некоторые, не все подряд.

И вот что вы делаете: ставите одну кассету на запись, другую на начало первой любимой песни и одновременно отжимаете кнопки паузы, запуская проигрывание и запись. Любимая песня закончилась, вы ставите запись на паузу и ищете следующую достойную песню на источнике. Нашли - ставите источник на паузу перед песней, затем одновременно отжимаете паузы и записываете вторую песню. Последовательная запись с источника на мастер - это и есть линейный монтаж. Вы могли записать песни с разных дисков или кассет на одну кассету, последовательно меняя источник и своевременно включая запись.

А теперь - видео!

Что-то подобное проделывали и обладатели видеокамер, переписывая с кассеты-источника не всё подряд, а избранные фрагменты на мастер-плёнку в видеомагнитофоне. Некоторым родственникам требовалось записать на одну кассету сразу несколько записей с разных кассет - это тоже в своём роде линейный монтаж.

Назад в будущее

Двухкассетники, музыкальные центры и любительские видеокамеры с видеомагнитофонами - это то, что можно было отечественному человеку застать в конце 80-х и позже. А первые «видеомагнитофоны» для телевещания работали с середины 50-х до середины 80-х в Мире и с 60-х до начала нулевых в этой стране. Тогда же появился и успешно развивался линейный монтаж (который тогда никто не называл линейным).

Преимущество линейного монтажа - лайв-монтаж

Линейный монтаж можно считать безоговорочным лидером в деле производства телепрограмм различной направленности. Обычно на съёмочной площадке ставят несколько камер, а режиссёр лайв-монтажа записывает мастер-плёнку, переключая источники и создавая динамику. Такой монтаж позволяет создавать мастер-плёнку без пауз, «на лету». Всевозможные ток-шоу, спортивные мероприятия, прямые трансляции попросту невозможны без линейного монтажа. И не забывайте, что видеокамеру скрестили с устройством записи относительно недавно, а до этого времени каждая камера подключалась к отдельному магнитофону, или - сквозь пульт режиссёра линейного монтажа - несколько камер писались на один магнитофон.

Приёмы, стандартные для линейного лайв-монтажа видеосигнала, были практически невозможны в обычном кинематографе. Представьте, что запись спортивной трансляции ведётся на киноплёнку. В итоге вы получаете материал для монтажа только после события (с задержкой), и с каждой камеры - километры киноплёнки. Неудобненько.

Линейный монтаж на лету - лучшее, что было, но…

Необходимость делать монтаж с паузами тоже была. И это тоже линейный монтаж. Не думайте, что нелинейный и линейный это как оффлайн и онлайн - в прямом эфире и нет. Про нелинейный монтаж вообще пока не думайте - его ещё нет.

В общем, величайшим геморроем линейного монтажника были всевозможные вставки, накладки и переходы. Сегодня вы просто вставляете между двумя клипами скрипт смены кадра через «перелистывание», а раньше для этого требовалось три профессиональных видеомагнитофона и видеопульт - это минимум. Два магнитофона использовались в качестве источников: на одном видео «до», на втором «после» смены кадра. Видеопульт обеспечивает плавный переход. На третий магнитофон пишется готовый результат. И всю эту технику надо было синхронизировать между собой.

Так выглядит типичный «интерфейс» пишущего магнитофона. Вся эта куча кнопочек и лампочек была реально нужна. На непишущих магнитофонах их было не сильно меньше. И если вы думаете, что это полный абзац, то позвольте показать что творилось сзади каждого такого магнитофона.

В отличие от обычных бытовых видиков, где на звук и видео нужно было всего два «тюльпанчика», профессиональные решения имели два разъёма на аудио, несколько разъёмов на видео и до кучи служебные соединения для подключения контрольных панелей, видеопультов, сигналов синхронизации и прочего. Я детально не вникал, но видеосигнал там передавался не композитный тюльпановый, а компонентный. Что-то похожее вы можете видеть в современных DVD-проигрывателях и ресиверах, где видео передаётся тремя-четырьмя «тюльпанами», вместо одного.

Э-э-э-э, а что такое «тюльпаны»?

Тюльпаном называют соединение типа RCA (как гнездо, так и штекер теперь). Первые штекеры выпускались не с цельным кольцом, а лепестковым и по форме действительно чем-то напоминали тюльпан. Сегодня повсеместно распространены штекеры с цельным кольцом (так дешевле), но название осталось и распространилось не только на штекеры, но и на сам разъём.

Очевидный недостаток линейного монтажа

Представьте: мастер-плёнка готова, но тут вбегает режиссёр с кассетой и требует заменить один дубль другим. Мастер-плёнка тут же становится обычным источником, кассета режиссёра вторым источником, а новая чистая кассета объявляется мастером. И уже на неё пишется всё с прошлого мастера, затем новый дубль, затем остаток материала с бывшего мастера. Постоянные перезаписи, конечно же, сказывались на итоговом качестве, хотя производители предпринимали все мыслимые и немыслимые шаги, чтобы снизить деградацию плёнки. Если попробовать повторить такой трюк на бытовом оборудовании с VHS-кассетами, вы увидите решительное ухудшение качества итоговой записи.

Так когда же появился нелинейный монтаж?!

Формально сам термин популяризовался в 1991 году, вместе с публикацией книги Майкла Рубена. А первая система нелинейного монтажа появилась в 1971 году, работала с чёрно-белым видео, занимала кучу места и стоила как платиновый космический корабль. Монтировать на таком оборудовании ток-шоу было очень затратно, поэтому фактически нелинейный монтаж появился в девяностых, когда сразу несколько компаний сделали компьютерные программы для монтажа.

Компьютерные программы для монтажа: начало

Сначала все компьютерные программы для монтажа только лишь упрощали работу линейщиков. Фактически это был продвинутый монтажный пульт, который мог запомнить все монтажные переходы и склейки, чтобы уменьшить объём работ. Некоторые компьютеры использовались для добавления титров и спецэффектов (но их памяти хватало в лучшем случае на пару минут видео). Потом в эти программы стало возможно загружать упрощённое видео (заведомо худшего качества) и работать уже с ним. Таким образом, оригинальную плёнку требовалось крутить всего два раза: первый раз для ввода видео в систему, а второй в момент записи на мастер.