Автомобильный тахометр на лодочный мотор. Установка тахометра на лодочный мотор

Основная масса моторизированных плавсредств оборудуется минимальным количеством систем для установления контроля над режимами работы двигателя. Получать важные показатели, касающиеся оборотов движка, общего времени его работы позволяет тахометр для подвесного лодочного мотора.

Что представляет собой прибор?

Тахометр на лодочный мотор - малогабаритное устройство, что используется для синхронизации с двигателями плавательных средств передвижения. Монтаж производится без непосредственного вмешательства в структуру сложных механизмов, которые отвечают за ход судна.

Тахометр для подвесного лодочного мотора фиксирует импульсы, что поступают от движка по электрической цепи свечей зажигания. Исходя из полученных данных, прибор выдает на дисплей время работы движка и количество выполненных оборотов.

Изготавливается тахометр на из водонепроницаемых материалов. Вес большинства устройств составляет порядка 50-70 грамм. Функционирует прибор от автономного питания и запускается при активизации двигателя.

Функционал

Сегодня в широком доступе имеются тахометры в различном исполнении. Простейшие устройства способны выдавать на дисплей лишь информацию, касающуюся оборотов движка. Однако, выбирая по-настоящему функциональный тахометр на лодочный мотор, владелец плавсредства дополнительно получает данные о количестве накатанных моточасов, давлении масла, температуре двигателя. Наличие двух последних возможностей выглядит желательным для маломощных моторов. Однако монтаж дополнительных датчиков нередко сопряжен с серьезными конструктивными и техническими сложностями.

Особенности выбора

Что лучше выбрать - китайский прибор или дорогостоящий тахометр на лодочный мотор "Ямаха"? Главным аргументом в пользу устройств из Поднебесной выступает доступная для большинства пользователей стоимость. Согласно данному критерию приборы от авторитетных производителей, предназначенные для установки на моторы именитых марок, всегда будут проигрывать китайской продукции.

Другой важный момент - замена батареи. Здесь стоит обращать внимание на наличие возможности для вскрытия крышки устройства. В таком случае восстановить работоспособность прибора можно будет собственными силами, не прибегая к услугам специалистов.

Среди прочих критериев, которым нужно уделять внимание, выбирая тахометр для лодочных моторов, стоит отметить следующее:

  • четкость изображения на дисплее;
  • соответствие возможностей прибора показателям тактности двигателя;
  • простота установки и эксплуатации.

Подключение тахометра к лодочному мотору

Процедура монтажа прибора предполагает выполнение довольно простых задач, с реализацией которых потенциально способен справиться любой владелец водного средства передвижения. Главное в точности выполнять работы в такой последовательности:

  1. Для начала устройство извлекается из заводской упаковки, после чего происходит его проверка на предмет повреждений.
  2. С лодочного движка снимается крышка, что обеспечивает свободный доступ к свече зажигания. Вокруг последней, на расстоянии порядка 5 см от наконечника, в несколько витков оборачивается свободный кабель тахометра, который фиксируется при помощи изоленты.
  3. Прибор прочно закрепляется на приборной доске плавсредства с помощью саморезов.
  4. В завершение к тахометру подводится кабель высокого напряжения.

Для установки прибора отдельно потребуется покупка соответствующей проводки. Наиболее сложный этап монтажа - закрепление тахометра на приборной доске. На некоторых моторизированных плавсредствах, предназначенная для данных целей панель, не открывается. В таком случае владельцу лодки придется прибегнуть к альтернативным решениям, проявив сообразительность.

В заключение

Как видно, тахометр представляет собой довольно практичное оборудование для обладателей моторных лодок. Очевидная польза, разнообразие ассортимента, возможность самостоятельной установки - все это выступает факторами, которые склоняют пользователей к приобретению такого устройства.

ПРИБОР НЕ ПОСТАВЛЯЕТСЯ из за технического несовершенства и низкой надежности. Новая версия прибора ТС-011М. НОВОЕ КАЧЕСТВО ПО СТАРОЙ ЦЕНЕ.

Нажмите для перехода на страницу прибора ТС-011М

Важно! Перед установкой режимов работы прибора двигатель, на котором он установлен должен быть выключен либо прибор должен быть снят с двигателя.

1. Для выбора режима работы тахометра нажмите и удерживайте в течение 4 сек. кнопку S1 . На экране дисплея будут последовательно высвечиваться значения: 01 , 02 , 03 , 04 .

Значение 01 1 раз за 1 такт работы двигателя, т.е. 2 раза за 1 оборот маховика двигателя (большинство двухтактных двухцилиндровых лодочных моторов с одно канальной системой зажигания; под капотом установлена одна двухискровая катушка зажигания с двумя высоковольтными выводами по одному на каждую свечу зажигания );

Значение 02 переводит прибор в режим для работы с двигателями в которых импульс искрообразования подается на свечу зажигания 1 раз за 2 такта работы двигателя т.е. 1 раз за 1 оборот маховика двигателя (классический двухтактный двигатель; под капотом мотора установлены одна или две раздельные катушки зажигания, каждая на свою свечу зажигания );

Значение 03 переводит прибор в режим для работы с двигателями в которых импульс искрообразования подается на свечу зажигания 1 раз за 4 такта работы двигателя т.е. 1 раз за 2 оборота маховика двигателя (классический четырехтактный двигатель с распределителем зажигания).

Значение 04 отключает функцию тахометра, на экране дисплея будет отображаться только счетчик моточасов.

После выбора режима работы кнопкой S1 экран дисплея будет мигать в течение 8-10 сек. , после чего перейдет в режим отображения счетчика моточасов.

2. Для установки времени до сервисного обслуживания нажмите и удерживайте в течение 4 сек. кнопку S2 . При этом с правой стороны дисплея появится надпись «SERVICE» . После появления надписи нажмите и удерживайте кнопку S1 до появления в одном из сегментов дисплея необходимой цифры, обозначающей 1/10 , единицы , десятки , сотни , тысячи часов до сервисного обслуживания. Переключение от одного сегмента дисплея к другому производится нажатием кнопки S2 на 1 сек. После установки желаемого времени до сервисного обслуживания не производите ни каких действий и прибор через 14-16 сек. перейдет в режим отображения счетчика моточасов.

3. Для активации режима отсчета времени до сервисного обслуживания одновременно нажмите кнопки 1 и 2 и удерживайте их в течение 4 сек. При этом на экране дисплея высветятся два сегмента с изменяющимися от 00 до 09 значениями и прибор автоматически перейдет в режим отображения счетчика моточасов.

4. После выработки двигателем времени до установленного сервисного обслуживания на экране дисплея появиться надпись «SERVICE» .

5. Для просмотра текущего времени до сервисного обслуживания нажмите и удерживайте в течение 4 сек. кнопку S2 .

6. После появления на экране дисплея надписи «SERVICE» для ее сброса одновременно нажмите и удерживайте в течение 20 сек. кнопки S1 и S2 . По умолчанию следующий интервал времени до сервисного обслуживания будет равен ранее запрограммированному.

7. Для отключения функции тахометра и отображения на экране дисплея только счетчика моточасов нажмите и удерживайте кнопку S1 до тех пор, пока на дисплее не высветится значение 04 . Повторно нажмите кнопку S1 и через 8-10 сек. экран дисплея вернется к отображению счетчика моточасов. При работающем двигателе на экране дисплея будет отображаться только счетчик моточасов, причем сегменты дисплея будут мигать, напоминая, что режим тахометра отключен.

8. Для обнуления счетчика моточасов нажмите и удерживайте кнопку S1 05 , затем повторно нажмите и удерживайте в течение 8 сек. кнопку S1 .

9. Для обнуления счетчика моточасов и интервала времени до сервисного обслуживания одновременно нажмите и удерживайте в течение 20 сек. кнопки S1 и S2 .

10. Для отключения свечения дисплея с целью экономии ресурса элемента питания при длительных перерывах в использовании прибора нажмите и удерживайте кнопку S1 до тех пор, пока на экране дисплея не высветится значение 05 и отпустите кнопку. Дождитесь, пока на экране появятся показания 0.0, затем одновременно нажмите и удерживайте кнопки S1 и S2 до тех пор пока на дисплее прибора не сменятся показания от 0.0 до 0.9, после чего прибор перейдет в режим самодиагностики. После теста самодиагностики на экране дисплея высветится значение 0.0 и через 2 сек. экран дисплея отключится. Для активации прибора кратковременно нажмите любую кнопку.

Зачастую бюджетные варианты лодочных моторов не оснащены современными спецприборами и измерителями.

Это обусловлено тем, что моторы для лодок более просты, поэтому нет необходимости оснащать их какими либо измерителями процесса работы. Но, если у пользователя есть желание – требуется приобрести специальный тахометр.

Что такое тахометр?

Это несложное электронное устройство, изготовленное для учета и контроля оборотов двигателя. Этот прибор устанавливается непосредственно на двигатели плавсредств. Для увеличения надежности и долговечности данные модели изготавливаются из водонипроницаемого материала.

Принцип действия

Прибор разработан для считывания импульсов, которые идет от силового кабеля к свечам зажигания в моторе. Помимо этого девайс поможет рассчитать моточасы работы мотора.

Важно! Если на купленном двигателе не установлен генератор, для тахометра понадобится сделать дополнительный источник питания.

Полученное значение можно посмотреть в реальном времени, но вот моточасы будут показаны на экране, когда работа двигателя прекратится.

Тахометр является универсальным счетным механизмом, который может показывать моточасы за нужный период времени, необходимо только грамотно настроить устройство. Также при необходимости датчики можно обнулять.

Для чего нужен тахометр?

Устройство для двигателя необходимо, чтобы определить точное количество оборотов работы мотора при обкатке в данный период времени.

Это обусловлено тем, что по технологическому процессу процесс обкатки двигателя должен протекать на строго выделенных оборотах, в противном случае высока вероятность поломки и быстрого физического износа.

Благодаря сравнению паспортных данных и расчетных показателей тахометра можно следить за исправностью двигателя. Также за счет полученных данных легко можно рассчитать минимальное и максимальное потребление топлива двигателем.

Примечание! Немаловажным достоинством наличия устройства является возможность отслеживать изменения скорости вращения вала, а следовательно и движения плавсредства.

Разновидности лодочных тахометров

На сегодняшний день в продаже можно найти следующие виды тахометров для лодок:

  • Для 4-х тактного двигателя.
  • Для 2-х тактного двигателя.
  • Универсальные модели.

Также можно классифицировать по принципу исполнения:

  • Цифровые, которые показывают нужную информацию на встроенном дисплее.
  • Аналоговые, демонстрируют технические характеристики на специальном стрелочном индикаторе.

Параметры при выборе тахометра для лодочного мотора

Сегодня рынок продукции предлагает разнообразные варианты исполнения данного устройства. Покупатель может приобрести современный многофункциональный прибор известных мировых производителей или отдать предпочтение отечественной продукции.

Важно быть внимательным и выбирать надежного поставщика, предлагающего качественную оригинальную продукцию. Специалисты советуют проконсультироваться с друзьями, опытными рыболовами, изучить внимательно отзывы на сайтах.

Выбирая наиболее подходящий тахометр для двухтактного двигателя, необходимо руководствоваться следующими критериями:

  1. Функциональность прибора. Многие модели не дают обороты на максимум и минимум работы двигателя, только рабочие показатели в данное время.
  2. Технические характеристики. На некоторых тахометрах есть возможность отслеживать давление в системе, наличие масла, температуру работы двигателя и т.д.
  3. Возможность модернизации и установки дополнительных датчиков. Желательно выбирать модели, в которых в последующем возможна установка измерителей, например, для подсчета моточасов.
  4. Вес технические показатели должны в точности соответствовать характеристикам двигателя.
  5. Важно обратить внимание на простоту сборки, установки и ремонтопригодность.
  6. Доступная цена.
  7. Оперативность обновления данных на экране тахометра для двухтактного двигателя.
  8. Яркость и контрастность экрана, которые особенно актуальны при ярком солнце, летом.

Немаловажное значение имеет герметичность тахометра для двухтактного двигателя. Эта характеристика говорит о том, что поменять источник питания прибора можно, но для этого потребуется разобрать весь корпус.

Полезно знать! Многие современные модели сконструированы таким образом, что для замены батареек не требуется кардинально разбирать прибор. Это удобно и быстро, а также предотвращает возможность попадания влаги внутрь устройства.

Разработчики моторов для лодок сегодня не поставляют в комплекте специализированные тахометры, этим занимаются компании-партнеры.

Многие китайские и тайваньские приборы обладают высокими показателями и надежностью, например, «Yamaha» и «Suzuki».

Чтобы обеспечить мотору и тахометру для двухтактного двигателя успешную и слаженную работу, необходимо выбирать оба прибора одной и той же марки, руководствуясь техническими характеристиками устройств.

Наиболее востребованные тахометры для двухтактных лодочных моторов:

  1. «Yamaha» предоставляет модели тахометров с прочным и надежным корпусом, полностью защищенные от попадания воды и быстрого износа. Данные модели позволяют измерять минимальное количество оборотов, а также показывает моточасы.
  2. Тахометры «Mercury» разработаны со специальным водонепроницаемым стеклом, имеют в комплектации стрелочный циферблат.
  3. Модели фирмы «Suzuki» являются аналоговой продукцией, предназначены для монтажа на лодочные моторы марки «Suzuki». Технология подразумевает установку в специальное отверстие картера в 86 мм. В данных девайсах отсутствует селектор режимов функционирования, за счет специальных 12-ти полюсных генераторов.

Тахометр для лодочного мотора: инструкция

Важно не только правильно выбрать устройство, но и грамотно произвести монтаж – согласно инструкции производителя.

Установка аппарата

Для установки тахометра не понадобится специализированных навыков и особенных инструментов, за счет того, что устройство имеет свой источник питания:

Настраивая устройство необходимо внимательно отнестись к проверке количества оборотов и данные на экране тахометра в том же ходу.

Если информация совпадает, устройства функционируют согласно правил разработчика, если же нет — необходимо воспользоваться инструкцией привести данные обоих приборов в соответствие друг другу.

Стоит уточнить, что в таком случае модели и тип лодочного двигателя не имеет особенного значения. Далее в руководстве по эксплуатации можно сравнить табличные данные с теми, которые показаны на экране прибора.

Важно! Процесс настройки производить только при условии выключенного мотора.

Отзывы рыбаков

Выбирая необходимое устройство измерения, необходимо внимательно изучить отзывы тех, кто уже купил тахометр:

В прошлом оду приобрел тахометр модели «Suzuki DF-25», вначале применял его как счетчик для контроля показателей моточасов, сейчас разобрался с настройками и режимами. Все отлично работает, прибор понятный и доступный.

Владимир

Приобрел недавно тахометр, все работало нормально, но при выключении настройки сбивались. Позвонил менеджерам фирмы: мы разобрались и все правильно выставили на приборе. Спасибо большое!

На кой чёрт он нужен, этот тахометр? Есть лодка, куплю мотор и буду себе без проблем кататься. К чему мне ещё платить деньги за приборчик, который будет показывать какие то там циферки... Кому интересны обороты развиваемые двигателем? Я рыболов, а не какой то там сервисмен занимающийся ремонтом и отладкой подвесных лодочных моторов, и мне он вряд ли будет полезен...
Именно так, думает большинство начинающих водномоторников.
Они даже не предполагают иной раз, насколько полезной бывает информация, которую можно получить при помощи самого простейшего тахометра и как её можно использовать.

Об этом и поговорим.

Какой тахометр выбрать?

Пожалуй, самый первый вопрос в котором нужно определиться при покупке своего первого тахометра. Ну что же, давайте разберёмся...

Маленький ликбез по принципам работы тахометров для ПЛМ.

Любой электрический тахометр представляет собой счетчик импульсов в электросистеме двигателя. Пересчитанные прибором результаты измерений отражаются либо обычной стрелкой на циферблате, либо в виде цифр на жидкокристаллическом дисплее. НО!
Принцип работы автомобильного тахометра отличается от принципов работы тахометра для ПЛМ.

Автомобильный тахометр считает импульсы в первичной цепи системы зажигания, размыкаемой механическим или электронным прерывателем.
А вот тахометр для подвесного лодочного мотора считывает электрические импульсы не от цепи низкого напряжения системы зажигания как у автомобиля, а либо:

  1. Непосредственно от катушек освещения магдино ("магнето + динамо"), играющего на большинстве ПЛМ роль генератора, так как не имеют собственного автономного питания.

    Для правильной настройки такого тахометра Вам потребуется узнать количество импульсов, создаваемых магдино. Оно определяется количеством полюсов магдино поделённых на два . На большинстве импортных ПЛМ полюсов может быть четыре, шесть, восемь или двенадцать. Встречаются и исключения. Например, на части моторов "Evinrude" и "Johnson" применяются 10-полюсные генераторы.

  2. Либо непосредственно с одного из свечных проводов, прямо через его изоляцию.

    В этом случае для них важно лишь одно - двухтактный мотор или четырехтактный. Число цилиндров при этом никакой роли не играет!
    Ведь в первом случае (два такта) свеча срабатывает 1 раз при каждом обороте коленвала, а во втором (четыре такта) - через раз.
    В случае с многоцилиндровым двигателем, достаточно будет подключить такой тахометр к высоковольтному проводу, идущему к ЛЮБОЙ свече зажигания ЛЮБОГО цилиндра.

    Такие тахометры как правило питаются от собственной встроенной батарейки, которой вполне хватает на несколько лет непрерывной работы тахометра.

Есть тахометры, заранее настроенные только на моторы определенной марки. Так, например, комбинированные тахометры "Suzuki", предназначенные для четырехтактников, не имеют селектора переключения режимов, поскольку все движки серии "DF" оборудованы только 12-полюсными генераторами.
Или модели тахометров предназначенные только для двух, либо для четырёхтактных моторов (например модели тахометров "Quicksilver"). Обращайте внимание на этот факт при покупке.

Впрочем, не забивайте себе голову такими сугубо техническими подробностями. Для определения количества полюсов магдино того или иного мотора, можно попросту свериться с соответствующей , в которой приведены марки и модели некоторых моторов или обратиться к инструкции по установке которую всегда можно найти в интернете.
А в конструкции универсальных тахометров, предназначенных для работы как с двухтактными, так и с четырёхтактными моторами, имеется либо селектор режимов работы, расположенный на задней части тахометра, либо специальное меню настроек (у цифровых тахометров).

И даже не зная технических тонкостей, Вы всегда сможете подобрать соответствующий режим "методом тыка"...
Важно при этом помнить, лишь одно - настройку режимов тахометра нужно производить при заглушенном двигателе!

Проверить правильность подобранных "методом тыка" настроек, можно по показаниям тахометра на холостых и максимальных оборотах. Они должны соответствовать паспортным, указанным в инструкции к мотору.
Так что не бойтесь пробовать.

Функционал заложенный в тахометре.
Тахометры встречаются в самом различном исполнении. Есть простые тахометры - показывающие лишь обороты двигателя, а есть такие, которые ещё и моточасы считают (время которое отработал двигатель с момента начала его эксплуатации). Есть ещё и такие, в которых заложены и иные функции. Например - показания датчика температуры, давления масла (при наличии дополнительных датчиков) и бог весть ещё чего.

На мощных подвесных лодочных моторах, такие функции как контроль температуры и давления масла, часто реализованы при помощи дополнительной световой и звуковой сигнализации получающей сигналы от встроенных датчиков, предусмотренных в конструкции самого мотора. Так что эти функции заявленные в дорогих моделях тахометров, для этих моделей, вовсе никчему... Достаточно будет прибора лишь с функцией простого тахометра.

Наличие таких показаний тахометра для маломощных ПЛМ, желательна... Но реализация этих возможностей (для тахометров поддерживающих эти функции), требует установки дополнительных датчиков, что часто сопряжено как с техническими, так и конструктивными трудностями.
Для обычного ПЛМ вполне достаточно будет показаний оборотов двигателя и счётчика моточасов. Поэтому при покупке выбирайте модели именно с такими функциями.

Первый и самый главный аргумент выбора большинства пользователей в пользу Китаепрома - дешевизна. Ну тут, как говорится - кто бы спорил... ФирмА - по любому тут проигрывает...
Второй критерий выбора - возможность смены батарейки. Желательная скажем так фишка... но сомнительная... Ибо если есть возможность вскрыть и заменить, значит есть и реальная возможность всё это дело замочить водою со всеми вытекающими далее проблемами.
Третий, на который практически НИКТО в самом начале не обращает внимания - чёткость дисплея отображающего информацию. Реалии чаще таковы, что фирменные тахометры, имеют более чёткое изображение. От того видимо и цена у них гораздо выше как не крути... К сожалению, об этом вспоминаешь, когда выходишь на воду да ещё и в солнечную погоду... Китаепром в этом плане - чаще "отдыхает"...
Четвёртый критерий - тактность двигателя для которого подходит данный тахометр. Обращайте на этот показатель внимание во избежании недоразумений, ибо есть модели, предназначенные для использования только с двухтактными или четырёхтактными моторами (о чём упоминалось выше).
Пятый - простота установки настроек и монтажа.
Шестой (пусть и не такой важный) - компактность самого прибора.
Седьмой (мало кому известный но не менее важный) - частота/скорость обновления информации на дисплее. Влияет на точность ТЕКУЩИХ показаний прибора.

Зачем нужен тахометр на подвесном лодочном моторе?

Вполне естественный вопрос, если Вы не понимаете, как можно использовать данные полученные с помощью тахометра. Рассмотрим типичные ситуации, с которыми Вам придётся столкнуться в процессе эксплуатации подвесного лодочного мотора, в которых без тахометра, Вам никак не обойтись.

Ситуация номер один.
Вы начали обкатку нового мотора. Любой, даже неопытный водномоторник, понимает, что "насиловать" новый движок в режиме обкатки, чревато последствиями. Гонять двигатель на максимальных оборотах в самом начале процесса обкатки, не придёт на ум ни одному здравомыслящему мужику, и даже школьнику. Все прекрасно понимают, что нужно соблюдать определённый режим обкатки двигателя, контролируя при этом продолжительность обкатки как на разных режимах движения, так и общую . Но как этим режимам придерживаться, не имея чёткого представления на каких оборотах работает Ваш двигатель и сколько потрачено времени на каждом конкретном режиме?

Вот тут Вас и выручит тахометр у которого имеется такая дополнительная функция, как счётчик моточасов.

Ситуация номер два.
В технической документации любого подвесного лодочного мотора, производителем обязательно указан интервал самых оптимальных оборотов, при которых двигатель способен развивать максимальную мощность при наилучшей его экономичности .
Ловить "на слух" этот интервал (как предлагают многие скептики), конечно же можно, но только в том случае, если Вы обладаете музыкальным слухом, а так же знаете наверняка, какому звуку работающего двигателя соответствуют те или иные обороты. А это как Вы понимаете, невозможно установить не имея начальных наглядных показателей, на которые можно было бы ориентироваться. Их можно увидеть только при помощи тахометра...

ИМХО. Крутить головою во время движения всё время сверяясь с показаниями тахометра - то же не есть гут. Но всё же, куда проще бегло взглянуть на тахометр, для того чтобы убедиться в том что Вы движетесь в оптимальном режиме, нежели всё время прислушиваться к его работе.

Ситуация номер три.
На практике, оптимальный режим работы двигателя наблюдается в глиссирующем режиме движения лодки. Причём, нижняя граница оборотов двигателя, должна соответствовать минимальному значению оптимальных оборотов (в этот момент лодка начинает срываться в водоизмещающий режим движения). На способность лодки двигаться в глиссирующем режиме, помимо иных факторов, немаловажное значение имеет правильный подбор гребного винта, способного вывести лодку в этот режим. Только с помощью показателей тахометра, можно грамотно подобрать гребной винт для конкретного комплекта , с конкретной снаряжённой массой, под мотором определённой мощности.

Простой конкретный пример. Если мощность мотора избыточна для лодки с загрузкой скажем 250 кг., то мы получим так называемый "перекрут" - максимально допустимые обороты двигателя (вплоть до срабатывания отсечки), не лучшим образом влияющие на моторесурс двигателя и экономичность его работы, при постоянном использовании мотора "в полную тапку".
И наоборот... Перегруз лодки (в нашем случае - снаряженный вес лодки будет более 250 кг.) приведёт к так называемому "недокрруту", режим при котором мощности мотора явно не хватает для вывода снаряженной массы в режим глиссирования.
Как при наличии избыточной мощности, так и при её недостатке, разобраться в ситуации самостоятельно и подобрать грамотно винт, поможет лишь наличие показаний тахометра.

Ситуация номер четыре.
Вы собрались в дальний поход. Даже при наличии у Вас GPS для измерения скорости и одометра для замера пройденного расстояния, без тахометра по которому в результате пробных заездов Вы можете определить средние обороты на различных режимах движения, рассчитать нужное количество топлива, будет весьма проблематично...

Резюме.

ИМХО. В общем, как тут не крути, а наличие на борту тахометра, не то что оправдано, но оно просто необходимо !
На какой марке и фирме остановить свой выбор, решать конечно же Вам.

В итоге, лично я остановил свой выбор на ФИРМЕННОМ тахометре/счётчике моточасов - Tachometer&Hour Meter TTO от фирмы Trail Tech. Приобрести его можно в различных интернет магазинах, а так же, на сайте производителя .


Компактный, надёжный (сбоев в работе судя по многочисленным отчётам на форумах не наблюдается), с чётким дисплеем, подходит как для двухтактных так и для четырёхтактных двигателей. При работающем моторе показывает обороты двигателя, после его остановки, показывает отработанные двигателем моточасы. Батарейка рассчитана на 5 лет непрерывной работы, влагозащищенное исполнение, простота монтажа и минимум интуитивно понятных настроек. Что ещё нужно?

Желаю и Вам удачного выбора!

Тахометр - самый главный прибор на катере водномоторника. Тахометру выделяется центральное место на приборной панели катера.
Тахометр просто необходим для контроля оборотов двигателя при подборе винта - мотор должен развивать максимальные обороты рекомендованные производителем путем подбора винта. Для обеспечения скорости, ресурса и экономичности.

Тахометр - представляет собой счетчик импульсов в электросистеме двигателя, напрямую зависящих от частоты вращения коленвала. Пересчитанные прибором результаты измерений отражаются либо обычной стрелкой на циферблате, либо в виде цифр на жидкокристаллическом дисплее.

Тахометр для катера может быть двух видов – цифровой и аналоговый

В век повальной цифровизации это не смогло не отразиться и на тахометрах для катеров - появилось много дешевых цифровых моделей тахометров. Но тем не менее, как правило в качестве тахометра на катере используется стрелочный прибор - глаз человека быстрее воспринимают аналоговую информацию в виде угла поворота стрелки, нежели ее цифровое значение, тем более, что высокая точность во время движения катера не нужна.

Автомобильный тахометр на катер

Автомобильный тахометр - считает импульсы в цепи системы зажигания - четырехтактный четырехцилиндровый мотор за один оборот коленвала дает 2 импульса для образование искры на свечах.

Тахометр подвесного двигателя - считает электрические импульсы от катушек магдино (магнето). Количество импульсов за один оборот коленвала будет соответствовать количеству катушек - четыре, шесть, восемь...

Поэтому установить автомобильный тахометр на катер без напильника (паяльника) не получится.

Аналоговый тахометр на катере

Работа аналогового тахометра осуществляется по электронному принципу - сигнал от вала передается по проводам на микросхему, которая в свою очередь задает движение стрелки по градуированной шкале.

Стрелочный тахометр - счетчик импульсов от системы зажигания подвесного двигателя от магнето, одинаково работает как на четырехтактных моторах, так и на двухтактных. Количество импульсов определяется количеством обмоток магнето (магдино).

Шкала тахометра лодочного мотора как правило имеет максимальное значение 6000 об/мин. Для большинства лодочных моторов максимальные рекомендованные обороты 5500 об/мин., исключение составляет Suzuki DF140, где максимальные обороты - 6200об/мин (может еще какие нибудь, я не знаю...).

Так что 6000 об/мин. на шкале тахометра для катера - вполне достаточно, а за счет более крупной цены деления можно более точно считывать показания прибора.

Установка и подключение тахометра

Устанавливая тахометр на панель приборов надо выбрать место, где он будет хорошо виден, желательно чтобы не перекрывался штурвалом. Стандартный диаметр отверстия под тахометр - 87мм .

Не пугайтесь при покупке тахометра, если стрелка прибора не лежит на отметке 0, она упадет после того, как вы его подключите.

Установка на катер и подключение тахометра очень просты - сможет выполнить любой пионер, не говоря уже о водкомоторнике, особенно при наличии фирменного кабеля ценой 20-30$ - останется только соединить разъем.

При отсутствии "фирменного" кабеля для подключения тахометра на катере (состоящего из нескольких кусков разноцветных проводов обмотанных черной изолентой) его можно изготовить самостоятельно и при этом сэкономить 95% от стоимости - этого с избытком хватит на пиво и воблу. Достаточно купить в любом электрическом магазине клеммы и по 1 метру многожильного провода в разноцветной изоляции. Места пайки провода с клеммой необходимо закрыть термоусадочным кембриком.

Не крутить винт калибровочный ADJUST! (винт калибровки тахометра в пределах +/- 3%.) Калибровку необходимо производить при наличии заведомо исправного мастер тахометра на средних оборотах двигателя.

Количество импульсов для правильной работы тахометра

Выбор положения селектора "RANGE SELECTOR" на тахометре зависит от количества катушек на магнето лодочного мотора. Это связано с тем, что магнето подвесных двигателей различаются количеством полюсов, поэтому выдают разное количество импульсов за один оборот коленвала .

Чтобы самостоятельно определить количество создаваемых импульсов на один оборот коленвала, нужно разделить количество полюсов на два, но можно воспользоваться таблицей представленной ниже:

Производитель/Модель Кол-во полюсов генератора Положение переключателя тахометра
EVINRUDR/JOHNSONR/OMC SEADRIVER/:
Менее 70 л.с. (2-тактные, 2 цилиндровые) 10 5P
FORCE (MARINE):
50 л.с. (до начала 1987, модели A, B) 8 4P
Все остальные модели 12 6P
HONDA
35/40/45/50 л.с. с генератором 6 3P
Прочие модели HONDA с генератором 4 2P
MERCURY/MARINER:
2-х тактные модели:
6-25 л.с. (производства США) 8 4P
30/40 л.с., серийный номер USA 0G53314 и дальше 12 6P
35/40 л.с., серийный номер USA #582399, Бельгийский серийный номер #9298955 и выше 8 4P
Все прочие 2-х тактные модели 12 6P
4-х тактные модели:
8/9.9 л.с. 6 3P
Все прочие 4-х тактные модели 12 6P
SUZUKI:
2-х тактные модели:
менее 55 л.с., (за исключением указанных ниже), 60/65 л.с. до 1985 вкл. Cabrea 50-60 л.с. 4 2P
25/30 л.с. (с 1993 года); 55/65 л.с. (с 1985 года) 6 3P
75 л.с. и выше (с 1985 и новее); Cabrea 75 л.с. и выше 12 6P
Все 4-х тактные модели Suzuki 12 6P
TOHATSU/NISSAN:
Все 2-х цилиндровые модели с генератором 4 2P
Все 3-х цилиндровые модели 6 3P
Все 4-х цилиндровые модели 12 6P
YAMAHA:
2-х тактные модели:
9.9/15 л.с. 4 2P
25-70 л.с. 6 3P
90-250 л.с. 12 6P
4-х тактные модели:
F/T 9.9 л.с., F 15 л.с. 6 3P
F/T 25 - 225 л.с. 12 6P
SELVA:
2-х тактные 9,9-100 л.с., 4-х тактные 8-15 л.с. 6
4-х тактные 25-115 л.с. 12

Дополнительно список моторов и количество катушек магнето можно посмотреть здесь -