Какие иконы нужно иметь дома,как правильно их размещать. HTML: Создание и добавление фавикона Каким должен быть файл с иконкой и где он должен находиться

Фавикон (favicon - это сокращение от Favorite icon, в переводе с анг. означает любимый значок) - иконка, также известная как ярлык, значок веб-сайта или значок закладки. Фавикон является обычным графическим изображением (картинкой), связанным с конкретной веб-страницей или веб-сайтом. Браузеры, которые поддерживают добавление фавикона, обычно отображают его в адресной строке и во вкладках рядом с названием страницы, некоторые браузеры используют его как значок для ярлыка, сохраненного на рабочем столе. Поисковая система Яндекс, придала фавикону большое значение и отображает его вместе с результатами поиска.

Создание

Для создания фавикона можно использовать практически любой графический редактор, однако формат изображения, которое вы выбрали должен быть 16x16, 32x32 или 64x64 пикселя, с использованием 8-битного или 24-битного цвета. Изображение должно иметь расширение PNG (стандарт W3C), GIF или ICO.

При создании изображения следует обращать внимание на следующие нюансы:

  • Фавикон должен быть выполнен в том же стиле, что и сайт, так как он является своего рода визитной карточкой вашего проекта.
  • Изображение, которое вы хотите использовать в качестве фавикона, должно быть предельно простым для понимания, лучше используйте всего несколько элементов.
  • Следите за тем, что бы фавикон, максимально передавал суть вашего сайта, бизнеса, проекта.
  • Создавать картинку лучше так, что бы она вызывала у посетителей вашего сайта ассоциации. Например, иконка телефона, для салона мобильных телефонов.

В качестве примера программы, позволяющей создавать иконки, можно привести Favicon Create (скачать) – это самая простая программка. Чтобы сделать иконку понадобится всего лишь обычная картинка в формате *.jpg, или *.bmp, которую можно сделать в любом графическом редакторе, даже в том же пейнте. Загружаем картинку в программу, затем выбираем размер, глубину цвета и нажимаем кнопку старт. Все готово.

Добавление фавикона

Для добавления фавикона на веб-страницу в начало HTML-документа потребуется вписать всего одну строку с тегом , в котором нужно указать атрибут rel, указывающий браузеру что мы добавляем иконку, атрибут href, содержащий адрес нашего изображения, и атрибут type, показывающий какой формат изображения мы используем:

Примечание: обратите внимание, что для каждой веб-страницы или для каждого раздела сайта можно указать свой собственный фавикон.

В таблице показаны различные варианты добавления фавикона и приведена поддержка браузеров:

Google Chrome Internet Explorer Firefox Opera Safari
href="httр://mysite.ru/myicon.ico"> Да Да Да Да Да
Да Да (с IE 11) Да Да Да
Да Да (с IE 9) Да Да Да
Да Да (с IE 11) Да Да Да
Да Да (с IE 11) Да Да Да
Да Да (с IE 9) Да Да Да

Не стоит недооценивать значение фавикона, особенно сегодня, когда в сети Интернет находятся миллиарды сайтов и страниц, часть из которых являются вашими конкурентами. Иконка сайта, как и логотип, способствует его запоминаемости и узнаваемости. Не следует упускать дополнительную возможность, улучшить свой ресурс.

Инструкция

Если вы бегло взгляните на свой рабочий стол (), можете увидеть много папок и ярлыков – это элементы рабочего стола. Каждый такой элемент можно изменить, т.е. заменить иконку. Для размещения иконок на достаточно владеть элементарными знаниями об операционных системах линейки Windows. Найдите любой файл в папке, который вы хотите запустить с рабочего стола, нажмите правой кнопкой мыши на нем, выберите пункт «Отправить», затем выберите «Рабочий стол (создать ярлык)». Таким образом, на рабочем столе появится ярлык, графической основой которого будет .

Чтобы изменить любые настройки отображения созданного ярлыка необходимо нажать правой кнопкой мыши на объекте и выбрать пункт «Свойства». В открывшемся окне перейдите к вкладке «Ярлык» и нажмите кнопку «Сменить значок».

В открывшемся окне «Смена значка» выберите любой значок, предлагаемый системой, или попробуйте установить свою в качестве иконки. Для этого нажмите кнопку «Обзор», укажите путь до картинки и нажмите кнопку «Открыть». Операционная система Windows распознает в качестве значков файлы с расширением ico. Такие файлы можно сделать при помощи специальных программ, а можно попробовать сделать лично. Для создания собственной иконки необходимо найти подходящую картинку, учитывая, что она будет небольшого размера. Файлы значков могут быть шириной (высотой) в 16, 32 и 48 пикселей.

Откройте программу Paint, которая входит в стандартный комплект программ операционных систем линейки Windows. Нажмите меню «Пуск», выберите пункт «Выполнить», в открывшемся окне введите mspaint и нажмите кнопку «ОК». В главном окне программы нажмите сочетание клавиш Ctrl + O и выберите подходящий для будущей иконки файл.

Теперь нажмите сочетание клавиш Ctrl + W, перед вами появится окно «Растяжение и наклон». Здесь необходимо указать значение в процентах, на которое вы собираетесь уменьшить картинку. В зависимости от размера вашего изображения проценты могут, как увеличиваться, так и уменьшаться. Для первого раза можно поставить оба значения на 50%. Нажмите сочетание клавиш Ctrl + E и проверьте размер вашего изображения. Изначально вы можете попробовать получить самый большой размер для иконки – 48 пикселей. Если ваше значение намного больше, попробуйте еще раз уменьшить картинку, нажав Ctrl + W.

После достижения желаемого результата остается только сохранить файл. Нажмите сочетание клавиш Ctrl + S и нажмите кнопку «Сохранить». Для превращения файла со стандартным расширением bmp в файл ico (значок или иконка) необходимо переименовать его, воспользовавшись файловым менеджером Total Commander или включив отображение расширений в вашей системе. Нужный вам файл был получен, воспользуйтесь способом, описанным в втором шаге, чтобы сменить иконку.

Самый простой способ сортировки, при котором востребованные приложения располагаются на главном экране или ближе к нему, а запускаемые редко занимают своё место на последних страницах.

Преимущества : нужные приложения всегда под рукой.

Недостатки : если приложений много, увеличивается время на поиск и запуск нужного.

2. Папки по категориям

С момента появления папок в iOS использовать их для сортировки сам бог велел. Наиболее логичный способ - это сгруппировать их по тематике. «Интернет», «Спорт», «Офис», «Игры» - сама система подсказывает названия для объединения двух похожих приложений. Обычно всё помещается в папках на втором экране, а на первом освобождается место для более востребованных программ.

Преимущества : можно компактно разместить большое количество приложений.

Недостатки : сложность поиска и одно дополнительное действие для запуска.

3. Папки действий

В отличие от предыдущего, в этом способе в качестве критерия сортировки используется назначение приложений - действия, которые они помогают совершать. Например, в папку «Читать» попадают iBooks, Reeder и Pocket, в «Слушать» - Spotify, «Подкасты» и «Музыка», а в «Играть» - игры.

Можно не заморачиваться с названиями и использовать вместо слов . Так в подписи легко поместится даже не одно, а несколько действий.

Преимущества : удобство восприятия и минимальное время на поиски.

Недостатки : папок может быть слишком много, а некоторые приложения могут подходить сразу для нескольких из них.

4. Папки на одном экране

Суть этого способа - в сознательном отказе от использования нескольких рабочих столов для того, чтобы разместить всё на главном экране. Придётся постараться и сгруппировать приложения так, чтобы уложиться в доступное место. Зато потом не надо будет листать - достаточно открыть одну из папок и запустить нужное приложение.

Преимущества : максимальная компактность.

Недостатки : довольно сложно сгруппировать все приложения по нескольким папкам.

5. По тематике без папок

Несмотря на все преимущества папок, иногда проще сделать пару свайпов и найти то, что ищешь, видя перед глазами все приложения. Для этого надо, чтобы все они были сгруппированы по строкам или колонкам.

Преимущества : более чёткое визуальное восприятие и быстрый поиск.

Недостатки : почти нереально уместить нужные приложения на 2–3 рабочих столах; они растягиваются на 5–7 экранов.

6. Минимализм

Хороший способ, упрощающий поиск приложений и делающий ваш рабочий стол привлекательным. Однако подойдёт он лишь тем, у кого настолько мало установленных приложений, что их можно разместить на 1–2 экранах.

Преимущества : красиво и понятно.

Недостатки : бесполезно, если приложений больше двадцати.

7. По алфавиту

Самый суровый способ для тех, кому лень как-либо сортировать приложения. Он используется в iOS по умолчанию. Если вы знаете название приложения, найти его не составит труда. Для включения такого типа сортировки откройте «Настройки» → «Основные» → «Сброс», выберите «Сбросить настройки „Домой“» и подтвердите действие.

Преимущества : строгий порядок.

Недостатки : необходимость пролистывания рабочих столов и запоминания названий приложений.

8. По цвету

Самый экзотичный способ сортировки, суть которого заключается в подборе соседних иконок по цветам. Он понравится эстетам и тем, у кого хорошая зрительная память, поскольку искать приложения после такой сортировки придётся исключительно по цветам.

Преимущества : очень красиво.

Недостатки : почти бесполезно. Найти нужное приложение становится довольно сложно.

9. Комбинированный способ

Наконец мы добрались до самого распространённого и наиболее удобного способа сортировки. Все приведённые выше варианты группировки приложений хороши, но очень радикальны.

К чему идти на такие крайности, если можно взять лучшее от каждого из них и расположить на главном экране самые используемые, в Dock поместить папку с программами одной тематики, а в пределах одной папки выстраивать приложения по цветам иконок или назначению.

Преимущества : возможность тонкой настройки под себя.

Недостатки : большее время на поиск приложений по сравнению с более лаконичными способами сортировки.

Как поддерживать на рабочем столе порядок

Какой бы из способов вы ни выбрали, не забывайте поддерживать порядок. Сделать это очень легко. Достаточно придерживаться простых правил:

  1. Создавайте не больше трёх рабочих столов, иначе на пролистывание экранов будет уходит много времени.
  2. Раз в месяц удаляйте приложения, которые не используете. Иконок станет меньше, а порядка больше. Ещё и .
  3. Не забывайте о поиске. Свайп вниз на любом экране откроет Spotlight, в котором, вбив всего пару символов, можно легко найти нужное приложение.

При загрузке сайта, в адресной строке браузера можно иногда увидеть небольшую картинку, которая связана с тематикой сайта. Тот же рисунок отображается рядом со ссылкой при добавлении ее в закладки браузера.

Чтобы установить подобную «фичу», необходимо нарисовать изображение размером 16х16 пикселов и сохранить его в формате ICO в корне сайта под именем favicon.ico .

Adobe Photoshop не понимает формат ICO и не сохраняет в нем рисунки, так что для этой цели требуется дополнительный плагин.

Для работы плагина файл необходимо распаковать и сохранить в папке Plug-Ins\File Formats. По умолчанию программа Photoshop CS под Windows устанавливается в папке c:\Program Files\Adobe\Photoshop CS. Тогда полный путь для файла плагина будет c:\Program Files\Adobe\Photoshop CS\Plug-Ins\File Formats.

После добавления плагина, при сохранении рисунка в списке доступных форматов появляется новый пункт «Windows Icon».

Остается сделать желаемую иконку 16х16 пикселов и сохранить ее под именем favicon.ico в корне сайта. Браузер автоматически ищет этот файл и добавляет его в адресную строку, а также закладки.

Файл не обязательно должен располагаться в корне сайта, но тогда следует указать браузеру, где он находится. Это делается через тег , как показано ниже.

Атрибут href задает расположение и имя файла.

Формат рисунка не обязательно должен быть ICO, также допускается использование GIF и PNG. При этом необходимо сменить значение атрибута type на image/gif или image/png , в зависимости от типа изображения.

По благословению Епископа Тихвинского Константина

Алексеев Сергей Владимирович

В дому своем всякому христианину …святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии… А к святым образом касатися достойным в чисте совести… А образы святым поставляются иже в начале по чину, свято почитаети суть имяны преж реченными. В молитвах и во бдениих, и в поклонех и во всяком славословии Божий всегда почитати их…

Инок Спиридон (Сильвестр)
ДОМОСТРОЙ
XVI в.

Иконописец, завершая икону, надписывает
имя Того, чей Лик явлен на иконной доске.
Происходит соединение слова и изображения,
имени и образа - рождается Икона.

Количество и качество - категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.

Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.

Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.

«Дом мой домом молитвы наречется» () - это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств.

Дом же является продолжением храма, не более; дом - это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.

Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.

В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.

Для православного христианина икона - это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона - изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы - молитвенное. Икона - это окно из мира горнего в наш мир - мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.

Таким образом, икона - не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой.

Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор - своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.

Поэтому у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?

На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ; отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.

Итак, где разместить иконы?

В свободном и доступном месте.

Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.

Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал ().

Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога ().

И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку ().

…ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ().

Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.

Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.

Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.

Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.

Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п.

Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинами, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.

Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего - рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.

О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры «Иконы в нашем доме»:

«В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было «нехорошо». Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.

После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что «нехорошо» в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7-8).

…воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его () - так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами.

Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.

Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами.

День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.

Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.

После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.

В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.

Не должно быть между иконами картин или репродукций картин.

Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» или «Сикстинская мадонна» Рафаэля - это не каноническая икона.

В чем же разница между православной иконой и картиной?

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.

Икона, как мы уже упоминали, - это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца - мировоззрение Церкви. Икона - вне времени, вне господствующих вкусов, она - символ инобытия в нашем мире.

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство - форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

Икона - средство для общения с Богом и святыми Его.

Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.

Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть даже человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.

Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.

Раньше, наряду с молельными иконами - священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.

В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержатся необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.

А вот саму репродукцию по окончании года можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.

Какие иконы иметь дома?

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери.

Изображения Господа Иисуса Христа как свидетельства Боговоплощения и Спасения рода человеческого и Богородицы как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) - необходимы для дома, где живут православные христиане.

Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.

Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.

Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме.

Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия».

Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру.

Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих. Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:

  • Владимирская икона Божией Матери,
  • Донская икона Божией Матери,
  • икона «Взыграние младенца»,
  • икона «Взыскание погибших»,
  • икона «Достойно есть»,
  • Игоревская икона Божией Матери,
  • Касперовская икона Божией Матери,
  • Корсунская икона Божией Матери,
  • Почаевская икона Божией Матери,
  • Толгская икона Божией Матери,
  • Феодоровская икона Божией Матери,
  • Ярославская икона Божией Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный - путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

  • Влахернская икона Божией Матери,
  • Грузинская икона Божией Матери,
  • Иверская икона Божией Матери,
  • икона «Троеручица»,
  • икона «Скоропослушница»,
  • Казанская икона Божией Матери,
  • Козельщинская икона Божией Матери,
  • Смоленская икона Божией Матери,
  • Тихвинская икона Божией Матери,
  • Ченстоховская икона Божией Матери.

Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи.

Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.

В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.

Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов - первоверховных Петра и Павла.

Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.

Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник - духовник семьи и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом.

По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества.

Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения.

А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

Часто возникает сугубо практический вопрос:
Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?

Здесь можно дать несколько полезных советов.

Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу - доску или многослойную фанеру - желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать, пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.

Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.

После наклеивания, репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону нужно оберегать от их воздействия.

Как разместить иконы, в какой последовательности?
Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

В церкви - да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.

Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.

Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери - слева (как в классическом иконостасе).

При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.

Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?

Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ - святыня для всех членов семьи.

Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.

Каким должно быть отношение к святыне?

Святость как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! () отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению - явления одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь… ()

По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.

Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.

Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» - свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.

Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ - само изображение, и первообраз - того, кто изображен.

К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?

К искажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому - ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.

Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы - Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам - противникам святых икон.

Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет - доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.

Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочитания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.

Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев, учили: «…и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6).

Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.

Крест - святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения…» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.

В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.

Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш…».

И последнее.

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например, на кладбище или под деревом в саду.

Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения - это грех, который нужно исповедовать.

Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы - жители мира дольнего - всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.

Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

Приложение

Схема высокого иконостаса

1 - Царские врата (а - «Благовещение», б, в, г, д - евангелисты);
2 - «Тайная вечеря»; 3 - икона Спасителя; 4 - икона Богоматери;
5 - северные врата; 6 - Южные врата; 7 - икона местного ряда;
8 - храмовая икона;

I - праотеческий ряд; II - пророческий ряд; III - праздничный ряд;
IV - деисусный чин.

Иконостас

Если алтарь - часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным - в линиях и красках - выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров - небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку.

Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.

Первый - праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» - символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл - это договор, заключенный Богом с человеком.

Второй ряд - пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Третий - праздничный - ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин - это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре - икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа - изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах - изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона - икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах - «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы и - создателей Божественной Литургии.

САТИСЪ
Санкт-Петербург
2000