Знакомство с программированием в Excel. Язык программирования Visual Basic for Applications - Реферат

1. Выполнить щелчок левой кнопкой мыши на изображении кнопки CommandButton
2. Расположить указатель мыши на созданной форме, вид которого при этом изменится со стрелки на крест и переместить его в то место формы, где будет находиться создаваемый элемент.
3.Нажать левую кнопку мыши и перемещать указатель до тех пор пока изображение не станет требуемых размеров, после чего следует отнустить кнопку - и объект будет создан.

Также располагаем на форме объекты CommandButton2 и Текст1 Для перемещения объекта его нужно выделить и левой кнопкой мыши перемещать в требуемую позицию.

Теперь нам надо подключить компонент управления Microsoft Common Dialog Control 6.0 включив в меню Проект--Компоненты и в открывшемся списке ставим галочку напротив этого компонента и нажимаем ОК.После этого в панели элементов управления появится кнопка CommonDialog.Также размещаем ее на форме.Эта кнопка при сохранении приложения не будет видна. Предварительно созданный вид интерфейса показан на рисунке

После того, как все необходимые элементы добавлены на форму, можно приступить к установке их исходных свойств, которые будут определять внешний вид и особенности работы с интерфейсом. Данные действия выполняются при помощи окна свойств, которое можно вывести в случае его отсутствия в среде разработки несколькими способами:
1. Путем выбора пункта Properties в меню View
2. При помощи кнопки Properties Window на стандартной панели инструментов.
3. Посредством выбора пункта Properties в контекстном меню для выбранного объекта на форме.

В самом верху окна показан
открывающийся список объектов,ниже показаны их свойства.
В нашем примере в списке объектов находятся
Form1 ,
CommonDialog ,
Command1 ,
Command2 ,
Text1
.

Ниже с левой стороны столбца показаны свойство объектов, а с правой стороны значения свойств. Вначале выбираем объект,затем,и устанавливаем значение.

Устанавливаем значения свойств для объекта согласно таблице.Значения свойств,которые мы не изменили остаются прежними по умолчанию.

Объект Свойство Значение
Form1 (Name) Border Style Caption StartUpPosition frmDialog 1 - Fixed Single Цвет и шрифт 2 - Center Screen
CommonDialog (Name) CancelError dlgStandard True
Text1 (Name) Alignment AutoSize Borderstyle Caption lblExample 2-Center True 1-Fixed Single Образец
CommandButton1 (Name) Caption ToolTipText cmdColor Цвет Выбор цвета фона
CommandButton2 (Name) Caption ToolTipText CmdFont Шрифт Выбор параметров шрифта

Код. Заключительным этапом в создании интерфейса является написание программного кода для его обработки. Редактирование программы осуществляется при помощи окна кода для создаваемой формы, которое можно открыть несколькими способами:
1. Выбрать пункт Code в меню View (аналогичным образом можно вернуться к редактированию формы пункт Object в меню View);
2. В проводнике проектов выделить название создаваемой формы и выбрать для него в контекстном меню пункт View Code (таким же образом можно вернуться к форме -пункт View Object в контекстном меню формы):
3. Выполнить двойной щелчок на соответствующем элементе формы, для которого необходимо предусмотреть обработку каких-либо действий. Метод для обработки этого события можно создать дважды щелкнув на элементе cmdWork, после чего появится заготовка для процедуры, обрабатывающей нажатие данной кнопки пользователем.
Открываем редактор кода и вводим данные.

Private Sub cmdColor_Click() With dlgStandard On Error GoTo ErrorLabel .Flags = cdlCCRGBInit + cdlCCPreventFullOpen .ShowColor lblExample.BackColor = .Color End With ErrorLabel: Exit Sub End Sub Private Sub cmdFont_Click() With dlgStandard On Error GoTo ErrorLabel .Flags = cdlCFBoth + cdlCFEffects + cdlCFApply .ShowFont lblExample.Font.Bold = .FontBold lblExample.Font.Italic = .FontItalic lblExample.Font.Name = .FontName lblExample.Font.Size = .FontSize lblExample.Font.Strikethrough = .FontStrikethru lblExample.Font.Underline = .FontUnderline lblExample.ForeColor = .Color End With ErrorLabel: Exit Sub End Sub

Сохраните проект в формате frm и vbp .Это даст вам возможность вернуться к проекту в любое время для его изменения или доработки. Теперь осталось создать исполняемый файл exe иначе говоря произвести компиляцию проекта в отдельный файл,который сможет работать вне среды разработки Visual Basic.В меню Проект включаем последнюю строчку - Свойства (Properites).В открывшемся окне во вкладке General указываем тип проекта - Standard EXE и имя проекта.
Во вкладке Make указываем заголовок и по желанию можно сменить иконку.Во вкладке Compile ставим флажок в Компилировать в Native Код.Для более быстрой работы приложения можно включить Оптимизация для быстрого кода.Остальные вкладки нам не нужны.Включаем ОК и закрываем окно.

Теперь компилируем.Откройте в меню Файл Делать "имя проекта.exe" разных версиях IDE эта команда может отличаться,у меня она называется так,но может быть и Make и Сделать.

Включаем эту команду и можно проверить приложение нажав в меню Пуск кнопку Старт.
Оно должно быть под тем именем и в том месте с которым вы его сохранили с расшире нием EXE

Посмотрите это приложении в действии
Устанавливайте цвет текста и фона разными .



Создаем свой проигрыватель музыки формата Wave.

После того как в первой программе вы ознакомились как вводить команды в приложении создадим свой проигрыватель.Этот проигрыватель можно сохранить у себя на компьютере,а также доработать его для своих нужд.

Создайте новый проект Standard EXE.
Откройте окно свойств проекта, выбрав команду Projecti Properties (Свойства Project 1) меню Project (Проект) и присвойте проекту имя MyMultiMedia.

Присвойте форме проекта имя Formplayer. В свойство caption формы введите заголовок Мультимедиа плейер.

Присоедините к проекту библиотеку компонентов Microsoft Multimedia Control 6.0, воспользовавшись диалоговым окном Components (Компоненты), которое открывается в меню Project (Проект) командой Components.

Нам потребуется диалоговое окно поиска проигрываемых файлов, поэтому установите также в окне Components флажок для библиотеки компонентов Microsoft Common Dialog Control 6.0.

Добавьте в форму Formplayer элемент управления MMControl, дважды щелкнув мышью кнопку MMControl на панели элементов управления, и присвойте ему имя MMControlCDPlayer.

Добавьте в форму элемент управления commonDialog, дважды щелкнув мышью кнопку CommonDialog на панели элементов управления, и присвойте ему имя cdplayer.

Добавьте в форму Formplayer кнопку управления типа CommandButton, дважды щелкнув мышью кнопку CommandButton на панели элементов управления. Назовите эту кнопку cbFindFile и введите в свойство caption значение Найти файл. По событию click созданной в форме кнопки cbFindFile будет открываться диалоговое окно для поиска воспроизводимых файлов.

Откройте редактор кода и введите программный код для назначения элементу управления MMControlCDPlayer свойства, необходимые для работы с файлами формата WAV. Private Sub Form_Load() MMControlCDPlayer.Notify = False MMControlCDPlayer.Wait = True MMControlCDPlayer.Shareable = False MMControlCDPlayer.DeviceType = "WaveAudio" End Sub Private Sub cbFindFile_Click () cdPlayer.ShowOpen MMControlCDPlayer.FileName = cdPlayer.FileName MMControlCDPlayer.Command = "Open" End Sub Private Sub Form (Cancel As Integer) MMControlCDPlayer.Command = "Close" End Sub

Запустите приложение нажав кнопку Пуск в меню. Нажмите кнопку Найти файл, откроется окно позволяющее осуществить поиск, а затем выберите музыкальный файл Wave для воспроизведения. При помощи кнопок управления проигрывателя можно прослушать выбранный файл.
Сохраните проект как в первом приложении и создайте исполняемый файл exe

ВВЕДЕНИЕ

Microsoft Excel имеет встроенный язык программирования - Visual Basic for Аpplications (VBA). Этот язык позволяет создавать приложения, выполняемые в среде Microsoft Office. Это могут быть разнообразные аналитические программы, финансовые системы, программы учета кадров, системы автоматического создания официальных писем/документов с помощью библиотеки готовых шаблонов и т.п. При этом интерфейс создаваемой программы может быть совершенно непохожим на интерфейс того приложения, в котором она написана.

VBA сочетает в себе практически неограниченные возможности с простотой изучения и использования. Теперь большинство функций можно описать, не прибегая к программированию. В том случае, если возможностей языка недостаточно, можно обратиться к API-функциям Windows. Пожалуй, самое главное достоинство VBA в том, что этот язык является единым для всех офисных приложений Microsoft и поэтому позволяет связывать их между собой. Уже сейчас из программы, написанной в Excel, можно обращаться к объектам Word для Windows, а также Microsoft Project. Это открывает заманчивые перспективы. Представьте, что пользователь на конкретном рабочем месте должен на основе некоторых данных, извлекаемых из базы, делать их анализ, строить диаграммы и проектировать деятельность организации, а также автоматически выполнять рассылку этих обработанных данных по некоторым адресам вместе с сопроводительным письмом. Все это можно сделать средствами офисных продуктов Microsoft, однако при этом пользователь должен в совершенстве овладеть каждым из них. В случае если программа для решения этой задачи написана на VBA, пользователю придется изучить только ее.

1. Рождение и развитие Basic

Оригинальный язык программирования Basic был создан Джоном Кемени и Томасом Курцем в 1963 г в Дартмурском колледже. Он быстро завоевал популярность в качестве языка для обучения программированию в университетах и школах и был адаптирован для использования на персональных компьютерах основателем и главой компании Microsoft Биллом Гейтсом в середине 70-х гг. С тех пор для ПК последовательно было выпущено несколько версий Basic, включая Microsoft Quick Basic и MS-DOS Qbasic. Хотя программная оболочка Visual Basic выполнена полностью графической, а сам язык программирования весьма далек от языка, применяемого для ранних версий интерпретаторов Basic, простота и элегантность Basic осталась в большой мере присущей и новым версиям. Широкие возможности Visual Basic и его простота послужили основной причиной для выбора его в качестве языка программирования для создания таких Windows- приложений как Excel.

Программа MS Excel, являясь лидером на рынке программ обработки электронных таблиц, определяет тенденции развития в этой области. Вплоть до версии 4.0 программа Excel представляла собой фактический стандарт с точки зрения функциональных возможностей и удобства работы.

Одним из важнейших функциональных расширений программы, предназначенным для профессионалов, является встроенная в Excel Среда программирования Visual Basic (VBA) для решения прикладных задач. Благодаря VBA фирме Microsoft удалось не только расширить возможности языка макрокоманд Excel 4.0, но и ввести новый уровень прикладного программирования, поскольку VBA позволяет создавать полноценные прикладные пакеты, которые по своим функциям выходят далеко за рамки обработки электронных таблиц.

2. Краткое описание VBA

Visual Basic for Applications представляет собой новаторское достижение в языках программирования, возможно наиболее значительное с тех пор, как состоялся выпуск первой интегрированной среды разработки. Это означает, не то что VBA - лучшее средство разработки, а лишь то, что VBA существует. Visual Basic, вероятно, самое популярное средство разработки, и теперь совершенно неожиданно этот язык включен в не менее популярный комплект прикладных программ.

Поскольку основой приложений Microsoft послужил один и тот же язык программирования, вероятно, многим придет в голову мысль воспользоваться им. Точно так же, как пользователям Windows для подготовки множества программ необходимо освоить один интерфейс, в VBA достаточно изучить одну среду программирования, чтобы составлять разнообразные приложения. Около 40 компаний - производителей программного обеспечения заключили с корпорацией Microsoft соглашение о включении VBA в их продукты. Первой из этих компаний на рынок вышла фирма Visio Corp., которая интегрировала VBA в пакеты Visio Professional и Visio Technical, версия 4.5. Можно ожидать от таких фирм агрессивной рыночной политики в отношении VBA, поскольку с этим языком их продукты оказались в заметном выигрыше. Настоящее имя VBA - Visual Basic Application Edition, и он на самом деле относится к семейству VB, следовательно, вызывает повышенный интерес как самостоятельное инструментальное средство.

Встраивание VBA в какое-то приложение означает для него создание объектной модели, в результате VBA-программа может обращаться к объектам этого приложения и манипулировать ими. Для изделий фирмы Visio к числу таких объектов могут относиться как прямоугольник на рисунке, так и сам рисунок, а объектная модель распространяется на все эти элементы.

А приложение с объектной моделью и VBA - это уже часть арсенала разработчика. Предположим, например, что вы хотите составить программу, с помощью которой можно было бы подготовить схему расстановки мебели и оборудования на кухне, а затем распечатать список предметов и цен. Для этой программы нужна база данных с информацией о предметах кухонной обстановки и какой-либо способ визуализации изображения кухни.

Точно так же, как можно составить макрокоманду Office, которая обращается к программам Word и Excel, можно разработать VBA-программу, сочетающую в себе средства Access и Visio. Составное приложение для планировки кухни можно считать неким гибридом Access с механизмом черчения или Visio с базой данных.

VBA - собственное подмножество VB5, но на самом деле в VBA есть почти все, что можно найти в VB5. Надо признать, что незначительные отличия все же имеются (например, запуск из Word, а не в автономном режиме), но в любом случае программирование осуществляется одинаково. Объектные модели Office 97 имеют силу до тех пор, пока выполняются приложения, которым они принадлежат, поэтому и VBA, и VB5 могут манипулировать ими. Vs Мы видим, что от аналогичной в VB5 интегрированная среда разработки в VBA почти ничем не отличается.

3. Новые возможности Visual Basic 5.0

    Управление множественными проектами с помощью Explorer (Проводник проектов)

    Использование новых сред Code Editor (Редактор кодов), в том числе Auto Quick Info (Быстрого Авто информатора)

    Работа с окном Form Layout (Макета бланка) для настройки внешнего вида программы.

    Изменение размеров окон и документов.

    Выбор и использование функций управления Active X.

    Использование новых отладочных инструментов и техник для исправления ошибок программирования.

    Быстрый запуск проекта с одной или более предопределенной формой.

    Расширение возможностей Microsoft Word через автоматизацию.

Среда программирования Visual Basic содержит все необходимые инструменты для быстрого и эффективного создания мощных программ, работающих в среде Windows.

Инструменты, имеющиеся в среде программирования Visual Basic, помогают при конструировании Basic - программ.

Строка Меню обеспечивает доступ к большинству команд, управляющих средой программирования. Меню и команды работают в соответствии со стандартными соглашениями, общими для всех приложений Windows.

Под строкой меню имеется панель инструментов - набор кнопок, являющихся ярлыками для команд, с помощью которых осуществляется работа в среде Visual Basic. В нижней части экрана расположена панель задач. Её можно использовать для переключения между компонентами Visual Basic или для активации других приложений Windows. Также имеется окно инструментов (Toolbox), окно содержания проекта (Project Container), окно формы(Form), окно проекта(Project), окно непосредственного выполнения(Immediate), окно свойств(Properties) и окно макета формы(Form layout).

Файлы проектов Visual Basic имеют расширения. vbp, wak, vbg в имени файла.

В среде Visual Basic имеется 7 инструментов.

Форма Visual Basic – это окно в интерфейсе пользователя.

Инструменты и средства управления на панели служат для того, чтобы добавлять новые элементы пользовательского интерфейса. Панель инструментов содержит также средства управления для создания объектов, выполняющих специальные “за экранные” операции: управление информацией в базе данных, контроль временных интервалов и т.д.

Окно Properties (Свойства)

Окно Properties (Свойства) позволяет изменять характеристики (установки) элементов пользовательского интерфейса в форме. Окно свойств содержит список всех объектов, использующихся в данном пользовательском интерфейсе. Здесь также могут перечисляться изменяемые установки свойств для каждого объекта.

Окно Project(Проект).

Visual Basic – программа состоит из нескольких файлов, которые собираются вместе, когда программа готова. В окне Project перечисляются все файлы, используемые при программировании.

Файлы проекта содержат список всех поддерживаемых файлов и программ проекта и их расширение vbp (Visual Basic program).

В Visual Basic 5 в окно Project можно одновременно загрузить несколько файлов проектов.

В Visual Basic предусмотрена оперативная справочная система, включающая информацию о среде программирования, инструментах и языке программирования Visual Basic.

Средства управления. С их помощью создаются объекты и формы, выводится информация в текстовом блоке, просматриваются диски и папки в системе, обрабатываются данные, вводимые пользователем, запускаются Windows-приложения и просматриваются записи баз данных.

Язык Visual Basic.

Язык программирования Visual Basic содержит несколько сотен инструкций, функций и специальных символов. Он предназначен не только для использования в программном продукте Visual Basic, Microsoft Visual Basic for Application включен в состав Microsoft Excel, Microsoft Word, Microsoft Access, Microsoft PowerPoint, Microsoft Project и других приложений для Windows.

4. ПРИМЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ EXCEL И VISUAL BASIC

Начиная, с версии 5.0 в программу Excel включен, специальный язык программирования, который получил название Visual Basic for Applications (VBA).

Введение достаточно мощного языка программирования в Excel делает эту программную платформу весьма привлекательной для профессионалов, которые занимаются разработкой специализированных прикладных систем.

Разработка языка программирования VBA, встраиваемого в прикладные системы, является одним из стратегических направлений компании Microsoft. Этот язык уже интегрирован в такие программы, как Word for Windows, Power Point и ряд других. VBA позволяет создавать программные модули, меню, диалоговые окна и другие ресурсы в среде Windows. Благодаря этому языку появляется возможность значительно расширить набор функций в Excel, а также создавать функции, значения которых зависят от некоторых условий и событий. В принципе, можно полностью перепрограммировать все функции программы Excel, если в этом появилась необходимость.

5. Программирование табличных функций

Чтобы создать отдельный рабочий лист для программного модуля, щелкните по пиктограмме Insert Module из пиктографического меню Visual Basic (1-я пиктограмма) или вызовите директиву Module из меню Insert Macro . После этого появится новый рабочий лист "Modele1". В программном модуле нужно описать функцию на языке VBA. В окне программного модуля можно работать, как в окне небольшого текстового редактора, но при этом необходимо помнить, что Вы пишите текст программы. Описание функции должно начинаться оператором Function, за которым через пробел следуют название функции и ее аргументы, заключенные в скобки и разделенные запятыми. Затем идет собственно текст программного кода функции, а заканчиваться описание должно оператором End Function.

Если в тексте программного кода имя определяемой функции будет находиться в левой части оператора присваивания (обозначаемого знаком равенства), то присвоенное значение и будет результатом вычисления функции при заданных аргументах. В качестве примера можно рассмотреть функцию, которая вычисляет налог на добавленную стоимость.

Function NDS(Value)

6. Встраивание функций

Щелкните по 3-й пиктограмме Object Browser из пиктографического меню VBA или вызовите одноименную директиву из меню View .

Функции, определенные пользователем, рассматриваются в программе Excel как самостоятельные объекты. В поле списка Methods/Properties: будет находиться имя новой функции. Щелкните мышью сначала по имени, а затем по командной кнопке Options , тогда откроется диалоговое окно Macro Options . В поле Description: введите поясняющий текст, который позднее будет использован Конструктором функций. В списке Function Category укажите категорию, в которую Вы хотите записать свою функцию. Например, функцию, вычисляющую налог на добавленную стоимость, следует поместить в категорию Financial . В дальнейшем Конструктор функций поместит Вашу функцию в указанную Вами категорию. Закройте окно Macro Options щелчком по командной кнопке OK , а окно Object Browser - кнопкой Close .

7. Применение функций

Перейдите на рабочий лист, где будет расположена таблица. Переместите указатель ячеек в ячейку, в которой будет находиться формула, и введите в нее знак равенства. Затем щелкните по 14-й пиктограмме Конструктора функций на основной пиктографической панели.

Появится диалоговое окно Конструктора функций. На первом шаге выберите категорию Financial и в правом поле найдите свою функцию NDS. Щелкните по названию этой функции, после чего перейдите к следующему шагу, щелкнув по командной кнопке Next .

Откроется второе диалоговое окно Конструктора функций. Здесь можно будет увидеть Ваш комментарий к функции, который был введен ранее в окне макроопций. Укажите единственный аргумент для этой функции Value и закройте диалоговое окно Конструктора щелчком по кнопке Finish .

В таблице появится значение, составляющее 15% величины аргумента. В таблице с этой функцией можно работать как с обычной функцией программы Excel.

8. Переменные и операторы

Visual Basic позволяет резервировать переменные, с указанием размера и без оного, работать с различными типами данных, использовать константы, работать с математическими операторами и функциями, использовать дополнительные операторы. Предусмотрено использование операторов циклов For Next, Do, объектов типа “ таймер” (невидимый секундомер в программе). Точность установления времени в программе составляет 1 миллисекунду, или 1/1000 сек. Запущенный таймер постоянно работает - т.е. выполняется соответствующая процедура обработки прерывания через заданный интервал времени - до тех пор, пока пользователь не остановит таймер или не отключит программу.

Типы данных

Размер (байт)

Диапазон значений

Пример использования

Integer (Целое)

от - 32768 до 32767

Long Integer (Длинное целое)

от - 2147483648 до 2147483647

Single-precision Floating paint (Одинарной точности с плавающей десятичной точкой)

от - 3,402823Е38 до 3,4402823Е38

Double-precision Floating paint (Двойной точности с плавающей десятичной точкой)

от -1,79769313486232D308 до 1,79769313486232 D308

Dim pi# pi#=3.1415926535

Currency (денежные единицы)

от -922337203685477,5808 до 922337203685477,5807

Debt@=7600300,50

String (Строка)

1 на символ

от 0 до 65535 символов

Dog$=’pointer’

Boolean (Логическое)

True(истина) или False(ложь)

Dim Flag as boolean

от January(Январь) 1,100, до December(Декабрь) 31,9999

Dim Birthday as Date

Birthday=#3-1-63#

Variant (Вариант)

16 (для чисел); 22+1 на символ (для строк)

для всех типов данных

Действие

Возвращает абсолютное значение n

Возвращает арктангенс n в радианах

Возвращает косинус угла n в радианах

Возвращает константу е в степени n

Генерирует случайное число между 0 и 1

возвращает -1, если n 0

Возвращает синус угла n в радианах

квадратный корень из n

Преобразует числовое значение в строку

Возвращает тангенс угла n в радианах

Преобразует строку в числовое значение

9. Использование форм и средств управления OLE

Формы могут быть модальными и немодальными.

Visual Basic обладает очень гибкой системой использования форм, Можно сделать все формы в программе видимыми одновременно или же загружать и выгружать формы по мере необходимости.

Модальная (формальная) форма - форма, которая всегда должна использоваться при ее отображении на экране, она остается на первом плане, пока пользователь не щелкнет на кнопке ОК, на Cancel или не отправит ее.

Форма которую пользователь может отключить, называется немодальной (неформальной). В большинстве приложений в Microsoft Windows для отображения информации используются немодальные формы, поскольку они предусматривают большую гибкость использования, поэтому форма принимается немодальной по умолчанию при создании новой формы. Можно также задать любое свойство для формы, включая заголовок, размер, тип рамки, цвет фона и символов, шрифт текста и фоновый рисунок.

Visual Basic позволяет:

    работать со средствами управления

    работать с меню и диалоговыми окнами

    работать с формами, принтерами и обработчиками ошибок

    добавлять художественное оформление и спецэффекты

    использовать модули и процедуры

    работать с наборами элементов и массивами

    работать с текстовыми файлами и базами данных

    взаимодействовать с Microsoft Office

Visual Basic предоставляет три очень полезных объекта для предоставления доступа к файловой системе. Это списки дисковых накопителей, которые позволяют пролистывать доступные диски в системе; списки директорий, которые позволяют ориентироваться в папках на выбранном диске, и списки файлов, позволяющие выбрать нужный файл в папке.

Использование объектов данных для просмотра баз данных Microsoft Access.

Для работы с базами данных Visual Basic предоставляет три объекта, которые позволяют показывать и изменять информацию в файлах базы данных. Объект данные, дает доступ к полям и записям файла базы данных непосредственно на форме. Объект также позволяет менять информацию в базе данных.

Если вы регулярно работаете с базами данных - особенно с Microsoft Access, Microsoft FoxPro, Paradox, Brieve и dBase - то Visual Basic окажется весьма мощным средством для обработки и отображения данных. Поскольку Visual Basic предусматривает технологию обработки баз данных, аналогичную, используемой Microsoft Access, то можно создавать основные приложения для работы с базами данных с помощью всего нескольких десятков строк в тексте программы.

Visual Basic может считывать и записывать информацию в базу данных различного формата.

С помощью Visual Basic можно построить собственное приложение по обработке баз данных, которое отображало бы только информацию, необходимую пользователю, а также предоставляло бы пользователю необходимые средства для обработки данных. Средства управления Line(отрезок) и Shape(фигура) позволяют создать геометрические фигуры.

Можно использовать OLE для вставки объектов из приложений в программы на Visual Basic. В качестве примеров объектов приложений можно привести листы и диаграммы Excel, документы Word и изображения Microsoft ClipArt. Объектами приложений могут быть как новые, неустановленные документы, так и существующие факты, загружаемые с диска.

В Visual Basic можно создать как объектные, так и управляющие приложения, поддерживающие функцию Automation(автоматизация).

Приложения для Windows, полностью поддерживающие функцию Automation, позволяют осуществлять доступ к своим функциям в виде набора объектов с соответствующими им свойствами и командами. Приложения для Windows, которые предоставляют свойства объектов называются объектными или серверными приложениями, а программы эти объекты использующие, называются управляющими или клиентскими приложениями. Автоматизация представляет собой промышленный стандарт, позволяющий осуществить взаимодействие двух приложений.

Заключение

Еще не так давно упоминание Basic (Бейсик) в качестве языка программирования вызывало лишь снисходительную усмешку (а порой и негодование) у большинства профессиональных разработчиков ПО. Объяснялось это просто: "Да, есть такой язык, которым пользуются любители (если не сказать "чайники"). Но ставить "Васик" в один ряд с настоящими средствами программирования - это просто смешно".

Сейчас вряд ли кто-то рискнет высказать такое мнение: за прошедшие годы Microsoft Visual Basic (VB) превратился в самый популярный в мире инструмент разработки приложений. Более того, знание его основ сегодня фактически является обязательным для всех программистов, какими бы средствами они не пользовались. Это объясняется двумя взаимосвязанными факторами. Во-первых, VB очень широко распространен и используется не только в качестве самостоятельного средства, но и в виде системы программирования, встроенной в многочисленные прикладные программы (в частности MS Office). Во-вторых, превратившись в серьезный профессиональный инструмент, VB остался очень удобным средством для обучения программирования и решения небольших задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. "Информационные технологии. Учебное пособие". Под ред. А.К. Волкова. Москва. Издательство "ИНФРА-М". 2001 г.

2. "Информатика: Учебник" Под ред. проф. Н.В. Макаровой. Москва. Издательство "Финансы и статистика". 2005 г.

3. "Информационные технологии управления: Учебное пособие". Под редакцией Ю.М. Черкасова. Москва. Издательство "ИНФРА-М". 2004 г.

4. "Информатика". В.А. Острейковский. Москва. Издательство "Высшая школа". 2004 г.

5. "Курс правовой информатики". Гаврилов О.А. Москва. Издательство "ИНФРА-М". 2006 г.

Для самостоятельного изучения языка Visual Basic, позволяет без помощи преподавателя, «с нуля» разобраться в основах программирования и научиться создавать полноценные приложения для Windows. Большое количество информации о Visual Basic также даёт возможность использовать книгу и в качестве справочника.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Visual Basic для новичков. Шаг за шагом. Самоучитель/справочник (Евгений Матвеев) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Глава 2. Знакомство с Visual Basic

В этой главе вы научитесь:

Запускать Visual Basic,

Находить нужные пункты меню,

Пользоваться кнопками панели инструментов,

Разбираться во всех основных объектах интерфейса,

Создавать проекты приложений,

Выбирать подходящий тип приложения,

Сохранять и открывать записанные проекты,

Напишите свою первую программу,

Правильно пользоваться справочной системой.

2.1. Обзор среды программирования

В главном меню Windows выберите команду Пуск – Программы – Microsoft Visual Studio 6.0 – Microsoft Visual Basic 6.0 (Start – Programs – Microsoft Visual Studio 6.0 – Microsoft Visual Basic 6.0) Запустится Visual Basic и на экране появится диалог New Project (Новый проект), раскрытый на вкладке New (Новый) (Рис.2.1).


Рис.2.1. Вкладка New (Новый)


Диалог New Project (Новый проект) предлагает пользователю возможность создания нового, либо открытия уже существующего проекта. Проект представляет собой разрабатываемое приложение. Он состоит из нескольких компонентов, хранящихся на диске в виде отдельных файлов, каждый из которых имеет соответствующее расширение:

Файлы форм с исходным кодом (*.frm ),

Файлы форм с исполняемым кодом (*.frx ),

Файлы модулей (*.bas ),

Файлы модулей классов (*.cls ),

Файлы дополнительных элементов управления (*.ocx ),

Файл проекта (*.vbp ),

Файл ресурсов (*.res ),

Другие файлы.

Выбрав один из значков на вкладке New (Новый), можно создать новый пустой проект нужного типа или воспользоваться услугами одного из мастеров генерации приложений.

По окончанию работы мастера получается черновой вариант приложения с готовыми формами, меню, панелями инструментов и т. д. Потом программисту приходится дорабатывать много мелких деталей, но благодаря использованию мастера экономится время на построение основного каркаса приложения.

А теперь перечислим варианты создаваемых приложений или компонентов, которые выбираются на вкладке New (Новый) диалога New Project (Новый проект):

Standard EXE – стандартное приложение,

ActiveX EXE – компонент ActiveX в виде приложения,

ActiveX DLL – компонент ActiveX в виде динамически загружаемой библиотеки,

ActiveX Control – компонент ActiveX в виде инструмента Visual Basic для создания элементов управления,

VB Application Wizard – мастер приложений Visual Basic,

VB Wizard Manager управляющая программа по созданию пользовательских мастеров,

Data Project – приложение для работы с базами данных,

IIS Application – приложение для Microsoft Internet Information Server,

Addin – дополнение для Visual Basic,

ActiveX Document Dll – документ ActiveX в виде динамически загружаемой библиотеки,

ActiveX Document Exe – документ ActiveX в виде приложения,

DHTML Application – приложение в виде динамической web-страницы,

VB Enterprise Edition Controls – стандартное приложение Windows с возможностью использования дополнительных элементов управления.

Для ознакомления со следующей вкладкой диалога New Project (Новый проект) щелкните мышью на ярлыке Existing (Существующий) (Рис.2.2).


Рис.2.2. Вкладка Existing (Существующий)

диалога New Project (Новый проект)


Вкладка Existing (Существующий) позволяет открыть сохраненный проект с любого постоянного или съемного диска, либо сетевого устройства, для чего сначала выберите папку, где он размещен, в открывающемся списке Папка (Folder), затем имя файла проекта в главном окне и нажмите кнопку Открыть (Open).

Теперь перейдем к вкладке Recent (Недавний) диалога New Project (Новый проект) (Рис.2.3).


Рис.2.3. Вкладка Recent (Недавний)

диалога New Project (Новый проект)


Здесь можно быстро вернуться к одному из последних редактируемых проектов Visual Basic, для чего достаточно выделить щелчком мыши имя файла проекта и нажать кнопку Открыть (Open).

Чтобы продолжить ознакомление с интерфейсом среды программирования Visual Basic, следует создать проект стандартного приложения. В этом случае станут доступными большинство пунктов меню и кнопок панели инструментов.

Вернитесь на вкладку New (Новый) (Рис.2.1) диалога New Project (Новый проект), щелчком мыши выберите значок Standard EXE (Стандартное приложение) и нажмите кнопку Open (Открыть). После этого будет создан новый проект с именем Project1 , которое присваивается по умолчанию, и мы увидим среду программирования Visual Basic в режиме design (проектирование) (Рис.2.4).

Рис.2.4. Среда программирования Visual Basic

в режиме design (проектирование)


Перечислим объекты интерфейса среды программирования Visual Basic, видимые в настоящий момент:

заголовок окна (Window Header),

строка меню (Menu Bar),

панель инструментов (Tool Bar),

панель элементов управления (Tool Box),

проводник проекта (Project Explorer),

окно свойств (Properties Window),

окно размещения формы (Form Layout Window).

Заголовок окна (Window Header) отображает название редактируемого проекта и текущий режим работы Visual Basic, как об этом говорилось выше.

Строка меню (Menu Bar) предоставляет программисту возможность пользования мощным арсеналом функций среды программирования Visual Basic (Рис.2.5).


Рис.2.5. Функции строки меню (Menu Bar)


Прямо под строкой меню, как у многих приложений Windows, находится панель инструментов (Tool Bar), кнопки которой дублируют наиболее часто используемые пункты меню Visual Basic. На панели инструментов, также, отображается справочная информация о положении и размерах выделенного объекта, либо расположении курсора в тексте программы (Рис.2.6).


Рис.2.6. Функции панели инструментов (Tool Bar)


В левой части окна Visual Basic располагается панель элементов управления (Tool Box) (Рис.2.7).


Рис.2.7. Панель элементов управления (Tool Box)


Большая часть элементов управления используется для оформления внешнего вида приложения и взаимодействия с пользователем. Подробно они будут рассмотрены в соответствующей главе.

Справа в верхнем углу расположено окно проводника проекта (Project Explorer), озаглавленное как Project – Project1 (Проект – Project1). В данном окне имеется древовидная структура со списком компонентов, которые входят в состав проектируемого приложения. Сейчас список содержит один единственный компонент – форму с именем Form1 (Рис.2.8).


Рис.2.8. Проводник проекта (Project Explorer)


Если щелкнуть правой кнопкой мыши на имени объекта в проводнике проекта, то появится контекстное меню, из которого можно выбрать нужное действие над этим объектом, например:

Распечатать на принтере,

Так как приложения Visual Basic строятся по модульному принципу, каждый компонент проекта хранится в отдельном файле.

Ниже находится окно свойств (Properties Window), имеющее заголовок Properties – Form1 (Свойства – Form1) (Рис.2.9).


Рис.2.9. Окно свойств (Properties Window)


С помощью данного окна можно просматривать или изменять значения свойств различных элементов управления, которые находятся на форме, а также и самой формы. Свойствами могут быть самими разными: название, размер, цвет и т. д.

Под заголовком окна находится открывающийся список, содержащий перечень элементов управления активной формы. Еще ниже можно увидеть список свойств выбранного элемента в виде пары: название свойства – его значение. Например, свойство Caption (Заголовок) имеет значение Form1 .

Чтобы было удобнее ориентироваться в большом количестве информации, у списка свойств предусмотрено две вкладки, позволяющие выбрать порядок сортировки: Alphabetic (Алфавитный) или Categorized (По категориям). Наконец, под списком свойств находится подсказка о назначении свойства, выделенного щелчком мыши.

Следующее окно, которое мы рассмотрим – это окно размещения формы (Form Layout Window) (Рис.2.10).


Рис.2.10. Окно размещения формы

(Form Layout Window)


Оно отображает уменьшенную копию рабочего стола Windows с формой, расположенной на нем именно так, как это будет во время работы программы. Особенно ценным является возможность проверки местоположения формы на рабочем столе при различных разрешениях.

Все подчиненные окна прикрепляются к краям главного окна Visual Basic. Такой тип интерфейса называется (Многодокументный интерфейс). В ранних версиях Visual Basic использовалась другая его разновидность, именуемая (Однодокументный интерфейс), когда каждое дочернее окно было независимым.

Если требуется установить другой тип интерфейса, выберите команду меню Tools – Options… (Инструменты – Параметры…). Появится диалог Options (Параметры), где нужно перейти на вкладку Advanced (Дополнительно) (Рис.2.11).


Рис.2.11. Вкладка Advanced (Дополнительно)

диалога Options (Параметры)


После установки флажка SDI Development Environment (Однодокументная среда разработки) и нажатия кнопки OK , тип интерфейса поменяется на SDI – Single Document Interface (Однодокументный интерфейс).

Можно регулировать режим прикрепления отдельных дочерних окон и при использовании MDI – Multiple Document Interface (Многодокументный интерфейс), для чего следует перейти к вкладке Docking (Прикрепление) этого же диалога (Рис.2.12).


Рис.2.12. Вкладка Docking (Прикрепление)

диалога Options (Параметры)


Установка флажка слева от названия соответствующего подчиненного окна включает режим прикрепления к краю главного окна Visual Basic, а сброс флажка – выключает его.

Кроме объектов интерфейса среды программирования Visual Basic, примерно посередине экрана (Рис.2.4) располагается окно созданного проекта, имеющее заголовок Project1 – Form1 (Form) (Project1 – Form1 (Форма)), внутри которого находится отображаемая форма будущего приложения (Рис.2.13).


Рис.2.13. Форма Form1

в окне проекта Project1


Форма является отдельным окном будущего приложения. На ее поверхности в дальнейшем могут быть размещены элементы управления Windows: кнопки, поля для ввода текста, списки, флажки и др.

Сетка из мелких точек видна только во время разработки приложения и помогает программисту пропорционально разместить элементы управления на форме.

Та же самая форма в режиме выполнения будет выглядеть несколько по-иному, без направляющей сетки для размещения элементов и окна проекта (Рис.2.14).


Рис.2.14. Форма Form1

в режиме выполнения


Форма играет ключевую роль в подавляющем большинстве приложений, создаваемых с помощью Visual Basic. Кроме видимого интерфейса, она содержит подпрограммы обработки событий, выполняемые при щелчках мышью на кнопках формы, нажатиях на клавиши и другом взаимодействии пользователя с элементами, расположенными на форме.

Большинство других компонентов среды программирования Visual Basic, также, в той или иной степени связаны с формой, и содержат в своём имени её название, поэтому форму желательно не переименовывать, во избежание необходимости ручного переименования других компонентов программы.

Некоторые окна интерфейса Visual Basic по умолчанию не видны. Управлять их отображением на экране можно с помощью команд меню View (Вид). Одним из важнейших является Code Window (Окно кода), в котором вводится исходный текст подпрограмм, входящих в состав приложения.

Выполните команду меню View – Code (Вид – Код), после чего вы увидите окно кода (Рис.2.15).


Рис.2.15. Code Window

(Окно кода)


Другим часто используемым окном является Object Browser (Просмотр объектов), где можно не только просмотреть иерархический список доступных объектов, но и увидеть краткую информацию об их использовании в программе (Рис.2.16).


Рис.2.16. Object Browser

(Просмотр объектов)


Остальные окна среды программирования Visual Basic будут рассмотрены в соответствующих главах.

2.2. Справка об объектах и их свойствах

Объектов в Visual Basic существует довольно много, а свойств у них еще больше. Запомнить все трудно, если не сказать, что практически невозможно, поэтому необходимо постоянно пользоваться встроенной справкой.

То же самое касается и инструкций, а также встроенных функций языка Visual Basic. Они конечно будут запоминаться постепенно, но не стоит переживать, если вы не помните точно название или синтаксис какой то инструкции.

Контекстно-зависимую справку среды программирования Visual Basic можно легко и просто вызвать на экран с помощью клавиши .

Справка называется контекстно-зависимой потому, что отображаемый раздел справки зависит от текущего контекста, который определяется выделением любого объекта, а также названия свойства, метода или оператора языка Visual Basic, внутри которого установлен текстовый курсор.

Попробуем воспользоваться контекстной справкой Visual Basic на практике. Например, мы хотим получить подробную информацию об элементе управления ProgressBar (Индикатор выполнения).

Выделите мышью кнопку ProgressBar (Индикатор выполнения) в ToolBox (Панель элементов) и нажмите клавишу . Откроется окно справочной системы Visual Basic с информацией о данном объекте (Рис.2.17).


Рис.2.17. Справочная система Visual Basic – ProgressBar (Индикатор выполнения)


В верхней части текста описания, прямо под заголовком текущего раздела, есть несколько пунктов меню, которые можно выбрать для получения дополнительных данных:

See Also (Смотри также) – информация по родственным темам,

Example (Пример) – текст примеров кода,

Properties (Свойства) – перечень свойств,

Methods (Методы) – перечень методов,

Events (События) – перечень событий.

Допустим, что нам необходимо ознакомиться с примерами программирования элемента управления ProgressBar (Индикатор выполнения).

По идее, мы должны были бы выбрать пункт Example (Пример). Но в данном случае этот пункт недоступен, так как примеры кода расположены ниже. Поэтому, переместитесь вниз по тексту с помощью вертикальной линейки прокрутки, пока не появится пример процедуры с использованием элемента управления ProgressBar (Индикатор выполнения) (Рис.2.18).


Рис.2.18. Справочная система Visual Basic – текст примера процедуры с использованием ProgressBar

(Индикатор выполнения)


Все примеры, которые имеются в справочной системе Visual Basic, могут быть использованы в качестве образца, для чего их можно скопировать в свою программу и отредактировать по своему усмотрению.

Выделите нужную часть кода с помощью мыши и скопируйте в буфер обмена Windows с помощью комбинации клавиш + [C] или + .

Перейдите в свою программу и нажмите комбинацию клавиш + [V] или + для вставки фрагмента кода.

Находясь в окне справочной системы Visual Basic, можно просмотреть содержание других тем, воспользоваться алфавитным указателем или поиском для нахождения требуемого раздела справки.

Чтобы найти нужную информацию, щелкните мышью на ярлыке Search (Поиск), расположенном в левой части окна справки. Раскроется вкладка Search (Поиск) справочной системы Visual Basic (Рис.2.19).


Рис.2.19. Вкладка Search (Поиск)

справочной системы Visual Basic


Щелкните мышью на поле ввода Search for following words (Искать следующие слова) и введите ключевые слова для поиска, при необходимости используя логические операторы: And (И), Or (Или), Near (Близко), Not (Не). Ввод этих операторов возможен не только вручную, но и выбором из списка, вызываемого при нажатии на кнопку справа от данного поля.

Для запуска поиска разделов справки, содержащих введенную комбинацию ключевых слов, нажмите кнопку Topics (Разделы) и ждите окончания процесса поиска. По его завершению, в левой части окна отобразится список найденных разделов.

Описанные выше возможности использования справочной системы доступны из меню Visual Basic. Содержание справки вызывается командой Help Contents… (Помощь – Содержание), алфавитный указатель – следующим пунктом Help Index… (Помощь – Указатель), а поиск – Help Search… (Помощь – Поиск). С помощью меню Help , также, можно перейти на Web-сайт Microsoft для получения технической поддержки.

2.3. Первое приложение на языке Visual Basic

Теперь опробуем на практике весь процесс разработки приложения с помощью Visual Basic на примере простейшей программы Hello, World! (Привет, мир!). Это приложение будет иметь только две кнопки: Приветствие и Выход .

После нажатия кнопки Приветствие должен появляться диалог с сообщением Привет, мир! , а после нажатия кнопки Выход – происходить выход из программы.

Общеизвестная программа Hello, World! (Привет, мир!), обычно пишется всеми начинающими программистами, делающими свои первые шаги в освоении нового для них языка программирования.

Для продолжения процесса разработки данной программы воспользуемся уже созданным проектом с именем по умолчанию Project1 , только сначала переименуем его.

В меню Visual Basic выберите пункт Project - Project1 Properties… (Проект – Свойства Project1…). На экране появится диалог настройки (Project1 – Свойства проекта), раскрытый на вкладке General (Общие) (Рис.2.20).


Рис.2.20. Вкладка General (Общие)

диалога настройки Project1 – Project Properties

(Project1 – Свойства проекта)


Дважды щелкните мышью на поле ввода Project Name (Название проекта) и замените имеющийся в нем текст Project1 на новый – HelloWorld . После этого нажмите кнопку OK для закрытия диалога настройки Project1 – Project Properties (Project1 – Свойства проекта).

Переименуем единственную форму нашего приложения. Для этого щелкните мышью в любом месте формы Form1 , после чего в окне Properties – Form1 (Свойства – Form1) отобразится полный перечень ее свойств (Рис.2.21).


Рис.2.21. Окно свойств Properties – Form1 (Свойства – Form1)


В левом столбце окна свойств найдите свойство с названием Name (Имя), имеющее текущее значение Form1 . Название свойства Name (Имя) заключено в круглые скобки потому, что используется в коде программ Visual Basic несколько по-другому, чем все остальные свойства.

Name (Имя) в правом столбце и введите ПриветМир , после чего нажмите клавишу .

Таким же образом измените значение свойства Caption (Заголовок). Вместо старого значения Form1 впишите новое – Привет, мир! Обратите внимание, что здесь уже можно использовать пробелы, запятые и другие символы. Форма примет следующий вид (Рис.2.22).


Рис.2.22. Форма ПриветМир в окне проекта HelloWorld


Чем же отличаются эти два свойства? Свойство Name (Имя) обязательно присутствует у любого объекта Visual Basic. Оно однозначно идентифицирует или, другими словами, указывает на этот объект, чтобы к нему можно было обратиться из текста программы. Имя формы ПриветМир можно увидеть в строке заголовка окна текущего проекта: HelloWorld – ПриветМир (Form) . Это окно служит для информационной цели и отображается только в режиме разработки приложения. Окно проекта внутри себя содержит саму форму ПриветМир .

Свойство Caption (Заголовок) есть только у тех объектов, которые могут иметь надпись, видимую на экране монитора, например, у объектов Form (Форма), CommandButton (Командная кнопка) или Frame (Рамка). У нашей формы надпись Привет, мир! можно сейчас увидеть в строке заголовка, где она, также, будет видна в момент выполнения приложения.

Теперь все готово для того, чтобы продолжить проектирование интерфейса нашего приложения, состоящего из одной формы, на которой должны располагаться две кнопки. Форма у нас уже есть. Остается разместить на ней кнопки и написать подпрограмму вывода на экран диалога с сообщением Привет, мир!

Размещение кнопки на поверхности формы подобно рисованию прямоугольника в стандартной программе Paint. Щелкните мышью на значке инструмента CommandButton (Командная кнопка) панели элементов управления (Tool Box) и установите указатель мыши над формой, который примет вид крестика:

Нажмите левую кнопку мыши и, удерживая ее в таком положении, переместите указатель мыши на пару сантиметров вправо и вниз от этой точки, а затем отпустите кнопку мыши. В заданном месте формы появится командная кнопка с надписью Command1 .

Таким же образом разместите на форме вторую кнопку. После этого, она примет приблизительно такой вид (Рис.2.23).


Рис.2.23. Форма ПриветМир с двумя командными кнопками


Конечно, сразу трудно установить нужные размеры и расположение кнопок. Но Visual Basic позволяет затем изменить эти параметры, причем несколькими способами, которые являются общими для всех элементов управления:

Выделив элемент управления мышью, можно перетаскивать его на поверхности формы или изменять размер, ухватившись за один из квадратных маркеров, расположенных по его периметру.

Для более точной установки геометрических размеров элемента управления следует выделить его и установить числовые значения свойств Left (Левый), Top (Верхний), Width (Ширина) и Height (Высота) в Properties Window (Окне свойств). Первые два свойства указывают на координаты левого верхнего угла элемента управления, а последние – ширину и высоту объекта.

Теперь изменим надписи на кнопках, которые должны быть не Command1 и Command2 , а Приветствие и Выход соответственно, а также дадим более информативные названия этим объектам.

Щелчком мыши выделите кнопку Command1 , после чего в Properties Window (Окне свойств) отобразится список ее свойств.

Дважды щелкните мышью на значении свойства Caption (Заголовок) и вместо Command1 введите Приветствие . После этого, текст на кнопке сразу же поменяется.

Таким же образом измените свойство Name (Имя), установив у него новое значение – cmdHello .

Аналогичные действия произведите с кнопкой Command2 , у которой свойствам Name (Имя) и Caption (Заголовок) присвойте значения cmdExit и Выход соответственно.

На этом этап проектирования интерфейса заканчивается, и мы переходим, собственно, к написанию текста программы.

Дважды щелкните мышью на кнопке с надписью Приветствие . Откроется окно кода с уже оформленным шаблоном подпрограммы cmdHello_Click , которая будет вызываться при нажатии на эту кнопку (Рис.2.24).


Рис.2.24. Окно кода с процедурой cmdHello_Click


Окно кода Visual Basic, кроме основной части, предназначенной для ввода текста отдельных подпрограмм и глобальных установок формы, содержит два открывающихся списка.

В левом списке можно выбрать элемент управления, а в правом – тип события, для реагирования на которое планируется написать подпрограмму на языке Visual Basic.

После выбора обоих значений в открывающихся списках, в основной части окна кода автоматически будет создана пустая процедура обработки данного события.

В данном случае, нужный элемент управления и тип события уже выбраны. Это – кнопка с именем cmdHello и событие Click (Щелчок). Текст пустой процедуры обработки события выглядит следующим образом:



Ключевое слово Sub , сокращение от Subroutine (Подпрограмма), служит для объявления (Declaration) процедуры cmdHello_Click , которая занимается обработкой события нажатия на кнопку cmdHello .

Название процедуры состоит из имени объекта, символа подчеркивания "_ " и типа события. Именно это название указывает Visual Basic на связь данной процедуры с событием Click (Щелчок) кнопки cmdHello . Пустые круглые скобки говорят нам о том, что процедуре не передаются никакие параметры.

Модификатор Private (Частная) указывает на то, что данная процедура видна только в пределах своего контейнера, в данном случае – формы. Завершает процедуру инструкция End Sub .

Конечно же, пустая процедура ровным счетом ничего не делает – для того, чтобы она что-нибудь выполняла, нужно вписать хотя бы одну строчку программы внутри тела процедуры.

С этого момента начинается процесс кодирования (Coding), представляющего собой написание самого текста программы, выполняющей нужный функционал.

Кодирование является центральным звеном любой системы программирования. Visual Basic не является исключением, несмотря на то, что он позволяет минимизировать затраты времени на кодирование.

Нам остается, только, внутри процедуры вписать единственную инструкцию языка Visual Basic, выводящую на экран диалог с сообщением Привет, мир! :


MsgBox («Привет, мир!»)

Готовая процедура после этого примет следующий вид:


Private Sub cmdHello_Click ()

MsgBox («Привет, мир!»)


Затем дважды щелкните на второй кнопке с надписью Выход . Откроется процедура обработки события нажатия на эту кнопку.

В теле процедуры cmdExit_Click впишите инструкцию End , выполняющую функцию завершения работы приложения при возникновении события Click (Щелчок).

Текст второй процедуры теперь будет выглядеть таким образом:


Private Sub cmdExit_Click ()


Вот, собственно, и все! Остается только полюбоваться сделанной работой, проверив работоспособность написанного кода.

Для проверки жизнеспособности созданной программы, щелкните мышью на кнопке Start (Запуск) панели инструментов или нажмите клавишу .

Visual Basic перейдет в режим выполнения и на экране появится работающее приложение Hello, World! (Привет, мир!) (Рис.2.25).


Рис.2.25. Работающее приложение

Hello, World! (Привет, мир!)


Сделайте несколько щелчков мышью на кнопке с надписью Приветствие . Появится диалог с нужным текстовым сообщением (Рис.2.26).


Рис.2.26. Диалог с текстовым сообщением

программы Hello, World! (Привет, мир!)


Полюбуйтесь на него с гордостью создателя своей первой компьютерной программы и нажмите кнопку OK для закрытия диалога.

Теперь щелкните мышью на кнопке Выход . Произойдет завершение работы программы и Visual Basic вернется в режим проектирования.

2.4. Сохранение проекта на диске и его загрузка

для продолжения программирования

Автор не сомневается в том, что создание приложений с помощью Visual Basic увлечет вас и возникнет необходимость в сохранении проекта на диске, а также его последующей загрузке для продолжения работы. Сделать это очень просто, аналогично сохранению документа Microsoft Office.

Просто щелкните мышью на кнопке Save Project (Сохранить проект) панели инструментов (Tool Bar), либо выберите команду меню File Save Project (Файл – Сохранить проект) для сохранения всех компонентов проекта на диск. После этого Visual Basic последовательно выдаст запрос о сохранении отдельных компонентов. Сначала появится диалог Save File As (Сохранить файл как) с запросом о сохранении формы (Рис.2.27).


Вы можете откорректировать предлагаемое имя формы в поле ввода File Name (Имя файла) или оставить его без изменений. Затем нажмите кнопку Сохранить (Save). После сохранения формы, появится диалог Save Project As (Сохранить проект как) с запросом о сохранении проекта (Рис.2.28).


На этом сохранение проекта будет завершено. При повторном сохранении не придется проделывать все действия заново – достаточно нажать кнопку Save Project (Сохранить проект) панели инструментов.

Существует еще одна более гибкая возможность сохранения отдельных компонентов проекта, что бывает необходимым, например, если изменения других компонентов сохранять не нужно.

Разверните ветку Forms (Формы) щелчком мыши на значке. Здесь мы увидим имя формы ПриветМир (Рис.2.29).


Рис.2.29. Обзор компонентов проекта HelloWorld

в проводнике проекта (Project Explorer)


Щелкните правой кнопкой мыши на имени формы. Появится контекстное меню, с помощью которого можно выполнить все допустимые действия над данным объектом (Рис.2.30).


Рис.2.30. Контекстное меню

в проводнике проекта (Project Explorer)


Выберите пункт меню Save ПриветМир.frm (Сохранить ПриветМир.frm) для сохранения формы на диске.

Для настройки режима автоматического сохранения проекта воспользуйтесь пунктом меню Tools – Options (Инструменты – Параметры). Откроется диалог Options (Параметры). Щелчком мыши перейдите на вкладку Environment (Среда) (Рис.2.31).


Рис.2.31. Вкладка Environment (Среда)

диалога Options (Параметры)


Переключатель When a program starts (Когда программа запускается) установите в положение Save Changes (Сохранять изменения) и нажмите кнопку OK .

Вот и все, что касается сохранения проекта. Теперь попробуем загрузить сохраненный проект с диска.

Для того, чтобы открыть проект, выберите команду меню File – Open Project… (Файл – Открыть проект…). На экране появится диалог Open Project (Открыть проект), раскрытый на вкладке Existing (Существующий) (Рис.2.32).


Рис.2.32. Вкладка Existing (Существующий)


Сначала в открывающемся списке Folder (Папка) выберите диск и каталог, где находится проект, затем щелкните на имени файла и нажмите кнопку Open (Открыть).

Если вы уже раньше работали с сохраненным проектом, то его удобнее открыть немного по-другому. Щелчком мыши на ярлыке перейдите к вкладке Recent (Недавний) диалога Open Project (Открыть проект) (Рис.2.33).


Рис.2.33. Вкладка Recent (Недавний)

диалога Open Project (Открыть проект)


На этой вкладке не нужно выбирать папку, просто щелкните на имени проекта и нажмите кнопку Open (Открыть).

Тем или иным способом мы открыли нужный проект, но сам по себе Visual Basic не будет выводить формы на экран для редактирования, для этого их нужно отобразить сознательно.

Для вывода на экран дважды щелкните мышью на имени формы ПриветМир в окне проводника проекта (Project Explorer) (Рис.2.29), либо сначала щелкните на нем правой кнопкой мыши, а затем из появившегося контекстного меню (Рис.2.30) выберите пункт View Object (Просмотреть объект).

Visual Basic 6.0 - Самоучитель для начинающих - Лукин С.Н. - 2001.

Это самоучитель. То есть написана книга с расчетом на то, что, изучив ее без посторонней помощи, вы сможете без посторонней помощи составлять программы на Visual Basic и выполнять их на компьютере тоже без посторонней помощи. Автор приложил специальные усилия для того, чтобы изложение было понятным. Все объясняется на примерах. Рассмотрение почти каждой темы заканчивается задачами на составление программы (всего таких задач – 132). Подавляющее большинство задач снабжено ответами, так что читатель может эффективно контролировать усвоение материала.
Если вы хотите научиться программировать, но никогда в жизни не написали ни одной программы и плохо представляете, как компьютер устроен, читайте эту книгу с начала до конца – вы и программировать научитесь, и об устройстве компьютера узнаете все необходимое.

Если вам интересно программировать игры, то знайте, что книга именно на это и ориентирована. Изучив ее, вы будете вполне готовы к созданию собственных игр типа морского боя, крестиков-ноликов, танковой битвы (где множество танков движутся по квадратному полю), стрелялок. Впрочем, подробнее об играх - ниже.
Предположим, что вы школьник или студент, первый год изучающий программирование на Visual Basic, и вам предстоит сдавать по нему экзамен. Вы чувствуете, что вы «на нуле» и НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕТЕ и даже не знаете, с чего начать. В этом случае, изучив книгу и выполнив приведенные в ней задания, вы будете прочно знать основы Visual Basic. Достаточно ли этого?. Ведь Visual Basic - это богатая новогодняя елка, на которой великое множество игрушек. В моей книге рассказано все, что нужно для новичка: про ствол и главные ветви елки, про то, как игрушки крепятся к веткам, рассмотрены самые интересные игрушки. Однако, где гарантия, что ваш преподаватель не предпочитает другие? Может быть, взять книгу потолще?
Если вы возьмете любую самую толстую книгу по Visual Basic, то и там наверняка не найдете всего, что от вас требуется. Игрушек в Visual Basic слишком много даже для трехтомника. Поэтому сначала изучите основы Visual Basic по книге вроде этой. Затем или постарайтесь найти толстую книгу, в которой рассказано конкретно про то, что вам нужно, или воспользуйтесь для этого системой помощи (Help). Сразу же читать толстую книгу затруднительно – обычно она не предназначена для начинающих, если даже и утверждает обратное. Впрочем, толстая книга может и не понадобиться – в этой книге рассмотрено все, что разумный преподаватель может спросить на первом году обучения.
Если вы опытный программист в средах визуальной разработки программ, но хотите изучить еще и Visual Basic, вам эта книга не нужна - изложение рассчитано на начинающих.
Если у вас под рукой нет компьютера, то дела ваши плохи. Без компьютера, по одной только книге вы сможете научиться лишь писать на бумаге программный текст. Конечно, и это немало, однако напоминает чтение натощак, когда в холодильнике пусто, рецепта приготовления роскошного бифштекса. В среде визуальной разработки программ для Windows, которой является Visual Basic, программный текст – далеко еще не все.
Книга учит не только составлять программы, но и выполнять программы на компьютере. Все, что вам нужно знать заранее, это где кнопка включения компьютера. Все остальное в книге объяснено, включая инструкцию по установке Visual Basic на ваш компьютер.

Глава 0. Предисловие 8
0.1. Кому предназначена эта книга? 8
0.2. Задачи, игры. 8
0.3. Почему Visual Basic? 9
0.4. Какой вам нужен компьютер и какая версия Visual Basic? 10
0.5. Краткое содержание с рекомендациями 10
Часть I. Программирование без программирования 12
Глава 1. Первые шаги 13
1.1. Что такое программа? 13
1.2. Не программа, а проект 14
1.3. Первые шаги - за ручку 14
Запускаем Visual Basic 14
Размещаем объекты на форме 15
Пишем программу 16
Сохранение, создание, открытие, закрытие проекта 17
Как реагировать на сообщения Visual Basic об ошибках 18
Глава 2. Проект - "Калькулятор" 20
2.1. Задание на проект 20
2.2. Проектируем 20
2.3. Свойства форм и элементов управления 21
2.4. Имена и надписи 21
2.5. Программируем. Проект готов 22
2.6. Кое-какие другие свойства объектов 23
2.7. Помещаем фото на калькулятор 24
2.8. Музыка в проекте 24
Музыка в кнопках 25
Проигрывание аудиодисков 26
Плеер ваших любимых хитов 26
2.9. Система координат 27
2.10. Вывод сообщений - MsgBox 28
2.11. Меню пользователя 28
2.12. Кино в проекте 30
2.13. Кое-что необходимое напоследок 30
Комментарии 30
Перенос длинного оператора на следующую строку 31
Запись нескольких операторов в одной строке 31
Превращаем наш калькулятор в независимую программу 31
Как мы в дальнейшем улучшим наш калькулятор 31
Глава 3. Работа в среде Visual Basic 32
3.1. Что нужно знать и уметь перед тем, как сесть за компьютер 32
3.2. Инсталляция Visual Basic 32
3.3. Порядок работы над проектом в Visual Basic 33
3.4. Загрузка Visual Basic и выход из него 33
3.5. Сохранение проекта на диске. Загрузка проекта с диска 33
3.6. Окна среды Visual Basic 35
3.7. Главное меню Visual Basic 36
Панель инструментов 37
3.8. Перенос вашего проекта на другие компьютеры 37

Часть II. Программирование на Visual Basic – первый уровень 40
Глава 4. Переменные величины 41
4.1. Переменные величины. Оператор присваивания 41
4.2. Объявление переменных величин 43
InputBox 43
Типы данных 44
Переменные величины и память 45
Что делает оператор присваивания с памятью 46
Режим прерывания. Пошаговый режим выполнения программы 46
4.3. Еще об именах 48
4.4. Математика. Запись арифметических выражений 48
4.5. Типы данных и точность вычислений 50
Integer и Long - целые числа 50
Single и Double - десятичные дроби 50
Целые числа или десятичные дроби? Числовой тип Currency 51
Не очень устаревшие способы объявления переменных 51
Форматирование результата 51
4.6. Порядок создания простого вычислительного проекта 52
4.7. Строковые переменные 54
4.8. Как выводить информацию оператором Print 55
4.9. Диалог с компьютером 56
4.10. Как выводить информацию в текстовое поле 57
4.11. Оглядимся вокруг 57
Глава 5. Разветвляющиеся программы 58
5.1. Что такое выбор (ветвление) 58
5.2. Условный оператор If или как компьютер делает выбор 58
5.3. Правила записи однострочного оператора If 60
5.4. Случайные величины 61
5.5. Многострочный If 62
5.6. Ступенчатая запись программы 64
5.7. Вложенные операторы If. Логические операции и выражения 64
Вложенные операторы If 64
Логические операции 65
Логические выражения 65
5.8. Оператор варианта Select Case 66
5.9. Улучшаем калькулятор. 68
Проверка ввода чисел в текстовое поле 68
Запрет деления на ноль 69
Ставим пароль на калькулятор 69
5.10. Функция MsgBox 70
Глава 6. Циклические программы 72
6.1. Оператор перехода GoTo. Цикл. Метки 72
Движение объектов по экрану 74
6.2. Выход из цикла с помощью If 74
6.3. Операторы цикла Do 75
Оператор Do …. Loop 75
Оператор Do …. Loop While 76
Оператор Do …. Loop Until 76
Оператор Do While …. Loop 77
Оператор Do Until …. Loop 77
Разница между вариантами операторов Do 78
Оператор Exit Do 78
Устаревший оператор цикла 79
6.4. Оператор цикла For 79
Оператор Exit For 80
6.5. Оглядимся вокруг 81
Глава 7. Отладка программы 82
7.1. Типы ошибок. Сообщения об ошибках. 82
7.2. Отладка программы. Окна отладки. Режимы отладки. 82
Глава 8. Типичные маленькие программы 86
8.1. Вычислительная циклическая программа 86
8.2. Роль ошибок 86
8.3. Счетчики 87
8.4. Сумматоры 88
8.5. Вложение циклов в разветвления и наоборот 89
8.6. Вложенные циклы 89
8.7. Поиск максимального из чисел 90
Глава 9. Графика 92
9.1. Объекты. Их свойства, их события, их методы 92
9.2. Три способа рисовать 93
9.3. Первый способ - Загрузка в Visual Basic готовых изображений 94
Типы графических файлов 94
Регулировка размеров изображений 94
9.4. Второй способ - Объекты Line и Shape 96
9.5. Взаимное перекрытие объектов. Метод ZOrder 96
9.6. Цвет в Visual Basic 97
9.7. 3 способ - Рисуем при помощи графических методов 98
Метод Pset 100
Метод Line 100
Метод Circle 101
CurrentX, CurrentY, Step 101
Метод Cls 102
Метод Point 102
Метод PaintPicture 102
9.8. Используем в рисовании переменные величины 103
9.9. Использование случайных величин при рисовании 105
Глава 10. Процедуры 106
10.1. Зачем нужны процедуры пользователя 106
10.2. Операторы Stop, End и Exit Sub 108
10.3. Переменные вместо чисел 110
10.4. Константы 111
10.5. Процедуры с параметрами 111
Типы параметров 113
Глава 11. Работа с таймером, временем, датами 115
11.1. Тип данных Date 115
Функции для работы с датами и временем суток 116
11.2. Таймер 117
Цикл без цикла 117
11.3. Проект "Будильник-секундомер" 118
Знакомимся с типом Boolean 121
Делаем будильник 121
Знакомимся с перечислимым типом данных 124
Таймер и моделирование 126
11.4. Анимация 127
Анимация при помощи графических методов 127
Движем объекты 127
"Движем" свойства объектов 128
Мультфильм 128
О прозрачном цвете 129
Глава 12. Работа с мышью и клавиатурой 130
12.1. Работа с мышью 130
События MouseDown и MouseUp 130
Событие MouseMove 131
Мышь рисует 132
12.2. Работа с клавиатурой 132
События KeyDown и KeyUp 132
12.3. Проект - Гонки (игра) 133
12.4. Задание на игру “Торпедная атака 140

Часть III. Программирование на Visual Basic - второй уровень 141
Глава 13. Массивы 142
13.1. Переменные с индексами 142
13.2. Одномерные массивы переменных величин 142
13.3. Двумерные массивы 144
13.4. Какие бывают массивы 145
13.5. Использование массивов при программировании игр 145
13.6. Массивы элементов управления 147
Глава 14. Разные звери в одном ковчеге 149
14.1. Тип Variant 149
14.2. Пользовательский тип данных 149
14.3. Коллекции 151
Объектные переменные 151
Коллекции 152
14.4. Рамка (Frame) 153
Глава 15. Элементы управления 154
15.1. Флажок (CheckBox) 154
15.2. Переключатель (OptionButton) 155
15.3. Полосы прокрутки (HScrollBar и VScrollBar) 156
15.4. Slider, ProgressBar 156
15.5. Список (ListBox) и поле со списком (ComboBox) 157
Список (ListBox) 157
ComboBox (вариант "Раскрывающийся список") 157
ComboBox (вариант "Простой Combo") 158
ComboBox (вариант "Раскрывающийся Combo") 158
Свойства, события и методы элементов управления ListBox и ComboBox. 158
15.6. Знакомство с другими элементами управления 159
Элементы MonthView и DTPicker 159
UpDown 160
Элементы DriveListBox, DirListBox, FileListBox 160
RichTextBox 161
ListView и TreeView 161
Закладка (TabStrip) и строка состояния (StatusBar) 161
MSChart 161
PictureClip 161
ImageCombo 161
MSComm 161
Глава 16. Строки, файлы, обработка ошибок 162
16.1. Строки 162
Таблица ASCII 163
16.2. Файлы 163
16.3. Функция Shell 167
16.4. Обработка ошибок. Оператор On Error 167
Глава 17. Функции. Параметры процедур и функций 169
17.1. Функции. Параметры функций 169
17.2. Локальные переменные 170
Статические переменные 172
17.3. Массивы как параметры 172
17.4. Передача параметров по ссылке и по значению 173
17.5. Индукция. Рекурсия 173
17.6. Сортировка 175
17.7. Объекты, как параметры процедур 176
Глава 18. Проект, который выглядит солидно 178
18.1. Из чего бывает "сделано" приложение Windows 178
18.2. Элемент управления CommonDialog 178
Пример открытия и сохранения файлов с помощью элемента Common Dialog 179
18.3. Панель инструментов Toolbar 180
18.4. Проект - "Графический редактор" 182
Глава 19. Проекты из нескольких форм и модулей 185
19.1. Работа с несколькими формами 185
19.2. Модули кода 186
19.3. Структура проекта. Окно Project Explorer. 186
Работа с несколькими модулями 186
Работа с несколькими проектами 187
19.4. Зоны видимости 187
Зоны видимости переменных 187
Зоны видимости процедур 188
Зоны видимости констант и типов 188
19.5. Затенение 189
19.6. Префиксы имен 190
19.7. К чему все эти сложности? 190
Глава 20. Объекты пользователя 193
20.1. Инкапсуляция - "Объект в футляре" 193
20.2. Игра "Сачок". Постановка задачи 194
20.3. Таймер и общая механика работы проекта 195
20.4. Этап проектирования 195
20.5. Порядок создания объектов 195
20.6. Создаем ловца 196
Объект пользователя - мозг без тела 196
Как создать объект по его классу 196
20.7. Создаем шар. Завершаем проект 199
20.8. Еще об объектах 202
Форма как объект 202
Свойства только для чтения 202
Наследование, полиморфизм 203
Глава 21. Visual Basic и Интернет 204
21.1. Понятие об Интернет, Web-станицах и языке HTML 204
21.2. Создание Web-страницы 204
21.3. Сценарий на Web-странице 205
21.4. Доступ к локальному диску 207
21.5. Собственный броузер 209
Глава 22. Visual Basic и базы данных 210
22.1. Понятие о базах данных 210
22.2. Создаем заготовку базы данных при помощи Visual Data Manager 211
22.3. Работа с базами данных. Элементы управления Data и DBGrid. Язык SQL. 212
Глава 23. До свидания 215
23.1. Нерассмотренные возможности Visual Basic 215
ActiveX 215
Windows API 215
Многодокументный интерфейс - MDI 215
OLE 215
23.2. Миг между прошлым и будущим 215
Приложение 1. Необходимые сведения о компьютере и программе 218
Глава 24. Первое представление о компьютере и программе 219
24.1. Что такое компьютер. Первое представление о программе. 219
24.2. Как человек общается с компьютером 220
Глава 25. Программа и программирование 221
25.1. Список команд. Командный и программный режимы 221
25.2. Что важно знать о программе 222
25.3. Понятие о процедуре. Может ли робот поумнеть? 222
25.4. Программа для компьютера на машинном языке 223
25.5. Языки программирования 223
25.6. Пример настоящей программы для компьютера на языке Лого 225
25.7. Последовательность работы программиста на компьютере 226
25.8. Основные приемы программирования 226
Глава 26. Устройство и работа компьютера 229
26.1. Как устроен и работает компьютер 229
26.2. Устройство и размеры оперативной памяти 230
26.3. Взаимодействие программ в памяти 231
26.4. Внешние устройства компьютера 231
26.5. Кодирование информации в компьютере 234
Приложение 2. Работа в Windows. Ввод текста 236
Работа в Windows 236
Включение и выключение компьютера. Первые шаги 236
Работа с окнами Windows 236
Файлы и папки 237
Имена файлов и папок 238
Проводник 238
Логические диски. Адрес файла (путь, дорожка к файлу) 239
Как вводить программу в компьютер или работа с текстом в текстовом редакторе 239
Работа с одной строкой текста 239
Работа с несколькими строками 241
Окно кода - маленькое окно на большой лист с текстом 242
Копирование перемещение, удаление фрагментов текста 242
Волшебные кнопки отмены и возврата 243
Решение заданий 244
Список литературы 270
Предметный указатель 272